Весьма интересное исследование М.Бабкина. С нашей интеллигенцией в Февральскую революцию всё было ясно. Но признаюсь, никогда не задумывался о реакции на эти события в церковных кругах. Полагал, что церковники притаились (как всегда) и наблюдали, чё будет... Удивительные факты!
Да, там уже настолько все прогнило, что Октябрь был неизбежен. А Вы видели еще одну статью этого же автора «Синод и Февральская революция»? http://www.lebed.com/2003/art3257.htm Уже 7 марта Святейший Синода выпустил определение молитвенно вместо Государя поминать "Благоверное Временное правительство".
Очень интересно. Читаем: "В разгар забастовок, 26 февраля, он (обер-прокурор Жевахов) предложил председателю Синода - митрополиту Киевскому Владимиру (Богоявленскому) выпустить воззвание к населению - "вразумляющее, грозное предупреждение Церкви, влекущее, в случае ослушания, церковную кару". Митрополит Владимир, таивший обиду на императора Николая II за "вмешательство" того в дела Церкви, а именно за свой перевод с петроградской на киевскую кафедру, и нашедший повод для сведения личных счетов, отказался помочь падающей монархии, невзирая на настоятельные просьбы Жевахова". Запутанный клубок весьма непростых церковно-государственных отношений.
Хочу заметить, что со времен Первой мировой в Европе, а в России особенно, начала у людей крепко крыша ехать. 17-й год - год безумный самым "трансцендентным" образом! Все, всё и вся ждали в России перемен просто "с гибельным восторгом", я бы сказал. Сужу это по литературе, мемуарам и эпистолярным источникам.
Для меня погребения на Марсовом поле - ещё и некий мистический акт, определивший нашу всю последующую "жизнь и судьбу", как своего рода всесословная "чёрная месса". И не важно, что панихиды совершались "потом". Это всё равно, как вспоминаю одного маститого протоиерея, какой совершал литургию Василия Великого прогоняя её за пол часа, поскольку молитвы Святой Анафоры, "вычитывал позже", уже после "потребления", честно добавляя их к молитвам "по святом причащении"!
Comments 22
Reply
Кстати, обнаружил и другие мемуарные источники. Из дневника А. Н. Бенуа, который добивался того, чтобы это захоронение было устроено не у Александровской колонны, как планировалось изначально:
Вечером заседание - вторичное entrée <выступление (фр.)> "архитектурных клоунов": Женьки Шретера, Рудницкого и их сподвижников - все из-за злополучной затеи с погребением "жертв". Они вцеплись в этих покойничков, как голодные в мешки с мукой, и готовы перегрызть горло тем, кто у них отнял бы добычу Не знаю, было ли Марсово поле в ту пору "великолепной площадью", если в 1913 г. Николай Брешко-Брешковский писал: "Сегодня Марсово поле - грязный, неопрятный пустырь. Задует ветер, поднимается такая пыль, как в ( ... )
Reply
Reply
за кропотливость.
Буду и в дальнейшем рад за дополнение!
Reply
Reply
http://www.lebed.com/2003/art3257.htm
Уже 7 марта Святейший Синода выпустил определение молитвенно вместо Государя поминать "Благоверное Временное правительство".
Reply
"В разгар забастовок, 26 февраля, он (обер-прокурор Жевахов) предложил председателю Синода - митрополиту Киевскому Владимиру (Богоявленскому) выпустить воззвание к населению - "вразумляющее, грозное предупреждение Церкви, влекущее, в случае ослушания, церковную кару". Митрополит Владимир, таивший обиду на императора Николая II за "вмешательство" того в дела Церкви, а именно за свой перевод с петроградской на киевскую кафедру, и нашедший повод для сведения личных счетов, отказался помочь падающей монархии, невзирая на настоятельные просьбы Жевахова".
Запутанный клубок весьма непростых церковно-государственных отношений.
Reply
как в 1909
в Петербурге,
по Синодальному решению,
"кипятили воду",
перед Богоявленским освящением:
"в предупреждение холеры"!
Reply
Reply
ещё и некий мистический акт,
определивший нашу
всю последующую "жизнь и судьбу",
как своего рода
всесословная "чёрная месса".
И не важно, что панихиды совершались "потом".
Это всё равно,
как вспоминаю одного маститого протоиерея,
какой совершал литургию Василия Великого
прогоняя её за пол часа,
поскольку молитвы Святой Анафоры,
"вычитывал позже",
уже после "потребления",
честно добавляя их
к молитвам "по святом причащении"!
Reply
всесословная "чёрная месса"***
М-да... Поражает, как запросто она была совершена в центре столицы "православнейшей" страны!
Reply
Reply
http://fragments.spb.ru/pic/mp.jpg
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment