На фоне синкретичной и
донельзя подражательной
не самым причём лучшим западным образцам
петербургской церковной культуры
Пергамский "алтарь сатаны" в Соляном городке
обнаруживается вдруг как главная наша
"религиозно-духовная" доминанта,
эталоном нашего всамделишного
духовного стояния - "не Мир, но Меч".
http://www.liveinternet.ru/photo/velos/post17473418/Русская душа никогда и не была
по сути своей христианкой,
но даже в воцерковлённой своей стати
остаётся ярой язычницей.
И вместо маньеричной Идиллии,
жеманно и совсем неубедительно
посматривающей на богомольца
с поствозрожденческих полотен
в питерских православных соборах,
в музеуме Штиглица
открывается во всей непримиримо негодующей мощи
именно столь сродный и понятный нам Дух,
с горгонным поглядом античной Распри
опутывая и сплетая во единый клубок
все алтарныя рельефы
и возводя вечную войну Неба и Земли
до вселенского, космического масштабу:
http://www.liveinternet.ru/photo/velos/post17473518/"Ужас насильственный, Страх и несытая бешенством Распря...
Распря, на гибель взаимную, сеяла ярость меж ратей,
Рыща кругом по толпам, умирающих стон умножая.
Рати, одна на другую идущие, чуть соступились,
Разом сразилися кожи, сразилися копья и силы
Воинов, медью одеянных; выпуклобляшные разом
Сшиблись щиты со щитами; гром раздался ужасный". (440-445).
https://www.livelib.ru/book/264529/read-iliada-gomer/~4Пергамский алтарь - это своего рода
воплощённая в камне
наша отечья духовность,
краеугольно покоящаяся
вовсе не на просветительских брошюрах
бывших "преподаков" афеизму,
а на страшносудилищных
"видениях блаженной Феодоры",
и любая бледнонемочная попытка их ревизии,
во имя пускай и "здравого церковного смысла",
смотрится как плохой и дурновкусный театр.
http://www.liveinternet.ru/photo/velos/post17473422/Выкинуть из церковного предания,
конечно же, можно и архаикныя видения
и записать росписи в храмах Страшного суда
с опутывающим мир Змеем;
переписать можно Лавсаик, и Филокалию,
и жития святых,
заворожённых видениями ада
с пышущими сковородками,
кипящими смолами
и имеющих подчас лишь одно "утешение",
что в той смоле кипящей -
многопрегрешивший инок
"стоит на главе ебискупа".
И икону "Спас Ярое Око"
можно отложить на храмовый чердак,
однако мир нашей национальной "православной духовности"
соткан не столько из "доброго, разумного, вечного",
сколько всё из тех же "средневековых"
страхований
и чисто уже религиозных неврозов,
и ему гораздо ближе
всепожигающий и разрушительный Апокалипсис,
чем анемичный и всегда кажущийся ложным
пресловутый "мир".