Из дневной почты:
Екатерина Погромская: «ЭДВАРД ДЖОН СМИТ ЦЕРКОВНОГО РАЗЛИВА
На фоне постоянных исчезновений патриарха Кирилла с радаров общественности, в самые спорные периоды церковной и общественной жизни, мы вновь и вновь слышим радостные возгласы сторонников некоторых архиереев, которые прямо или косвенно могут выдвинуть свою кандидатуру на возможное в грядущее пятилетие патриаршество. По старой пушкинской традиции эпохи Бориса Годунова, сейчас каждый возможный кандидат окапывается в монастыре, надевает на себя маску смирения и говорит каждому вопрошающему "Ну что вы! Какой из меня будет патриарх, а, впрочем, вы и правда так думаете?.. Ах, всё это суета земная!".
Но стоит понимать, что пока сами "Годуновы церковного мира" изображают из себя великих постников за всех нас грешных, их агитбригады ведут весьма серьёзную подготовительную работу в социальных сетях и СМИ, заранее обеляя их образ и подбрасывая идеи в духе "только народный владыка может стать главой РПЦ" или "лишь наш владыка является отцом для всех его подчинённых, а значит и вся РПЦ будет у него как семья". Но что же мы сможем увидеть после интронизации "народного владыки", которого современники сразу нарекут Тихоном II Великим?
Во-первых, осложнения в сфере внешних церковных связей, которые быстро сойдут с рельсов отстаивания интересов РПЦ в сторону государственных заказов на дружбу с религиозными структурами в тех регионах, в которых у государства будет интерес. Сейчас мы существуем в весьма близкой к этому ситуации, с разницей в том, что высшая церковная иерархия ещё сохраняет в памяти никодимовскую доктрину о том, что дружеские отношения с Ватиканом и прочими копто-армянами являются ключом к сохранению суверенитета Церкви от государства, которое боится внешнего внимания по вмешательству в религиозные вопросы как огня.
С интронизацией Тихона мы увидим крупную кадровую чистку ОВЦС, с поднятием на руководящие посты огромного количества насельников Пскова и Сретенки, знания которых по внешним церковным отношениям, в лучшем случае, сохраняются в рамках школьного курса догматики и церковной истории.
Во-вторых, окончательный разрыв между РПЦ и остальными православными Церквями, на фоне конфликта с Украиной. При всех недостатках Кирилла и его окружения, стоит понимать, что у них есть примитивный опыт ведения внешней церковной политики, который хоть и завёл нашу Церковь во внешнеполитический тупик, но всё же создаёт хотя бы иллюзию того, что этот конфликт может разрешиться. Но что может предложить Тихон по этому вопросу?
С точки зрения стратегии внешнего политического развития РФ, с правительством которого Тихон находится в теснейшей связи, отказ от Украины ещё и в юрисдикционно-каноническом ключе приведёт к потере внешнего престижа. Поэтому, за стол переговоров на тех условиях, которые заинтересуют Фанар и патриархаты востока, никто не сядет. Если конфликт не обострится при Кирилле, то уж при Тихоне он точно достигнет своей критической точки.
В этом случае нас ждёт сознательное обособление РПЦ от всей системы православных Церквей, с сохранением минимальных дипломатических отношений с отдельными представителями их структур. Это станет началом серьёзного кризиса внутри самой РПЦ, которая продолжит терять свою паству (а значит и деньги, о чём будет уточнено ниже), при этом увеличив расходы на содержание зарубежных экзархатов, образуя в церковной экономической сфере дыру вселенских масштабов. В свою очередь, это приведёт к окончательной зависимости РПЦ, в экономическом плане, от государства, двигая её к поэтапной трансформации в некое подобие англиканства, где светский правитель принимает ключевые решения по внутренним вопросам Церкви. Благо, что Тихон успеет посадить в Синод своих ставленников, что упростит процедуру принятия ключевых решений по этому вопросу. Нельзя однозначно утверждать, является ли это планом нынешнего руководства РФ, однако стоит признать, что приручение РПЦ за счёт её разрыва со своими православными сёстрами выглядит весьма вероятной картиной, в условиях всех внешнеполитических кризисов современности.
В-третьих, нас ждёт великая кадровая чистка епископата, которая будет проходить под лозунгами избавления от голубого лобби. С одной стороны, это хорошо, так как постоянные гей-скандалы в епархиях утомляют и отталкивают уже второе поколение постсоветской РПЦ. С другой стороны, зная кадровый состав тех обителей, которые развивает Тихон, стоит ожидать засилье администраторов средней руки, ума и взглядов, бета-версию которых мы можем видеть сейчас в Сретенском монастыре и семинарии.
Вообще, делая небольшое лирическое отступление о духовных продолжателях Тихона, стоит сказать, что Рождественские и Крещенские богослужения стали очень хорошей базой для возобновления великолепной традиции Сретенского монастыря по встрече новой волны и штаммов ковида самыми первыми.
После относительно немалых празднований в честь Рождества, с первыми симптомами ковида слегло несколько иеромонахов, которых, к слову, изолировали далеко не сразу. Заразились они от прихожан, которых исповедовали в медицинских масках, спущенных, по благочестивой традиции, на подбородок, чтобы можно было озвучивать духовные советы кающимся без помех, не особо учитывая, что ковид-омикрон вещь заразная.
С учётом того, что их изолировали не сразу, они успели заразить и остальную братию монастыря, которую всё равно заставили участвовать в крещенских службах, а также в организации раздачи крещенской воды, совместно с семинаристами, которых клятвенно заверяли, что ковида в монастыре нет.
В аккаунтах монастыря и семинарии, а также некоторых прихожан, которые выкладывали сторис с геолокацией "Сретенский монастырь", можно было увидеть, как приличная часть молодых, и не очень, людей в подрясниках и рясах взаимодействовали с прихожанами на праздничных службах, не нося средств индивидуальной защиты.
На данный момент, помимо 1/3 слёгших с омикроном монахов и послушников, на изоляции в СДА лежит не менее 16 человек. Руководство монастыря дало чёткую команду администрации семинарии ни при каких обстоятельствах не выпускать семинаристов из монастыря, чтобы о вспышке ковида не узнали в Роспотребнадзоре (который никто об этом не уведомил, чтобы не отпугнуть прихожан на крупные праздники), от которого они уже получали неофициальные замечания.
За счёт преступной халатности сретенского руководства, вновь были подвергнуты опасности жизнь и здоровье насельников обители, студентов, а также прихожан, которые посетили эти места в праздники Рождества и Крещения. В связи с тем, что сам Шевкунов имеет в монастыре огромный авторитет и по-прежнему сохраняет негласный контроль над этим местом, стоит сказать, что он и является косвенным виновником этого "торжества", не сумев вовремя обуздать и вразумить своих "учеников" из числа верхушки этой обители, которые, видимо, не внимательно слушали комментарии своего "учителя" о противоковидных мерах.
Вот такие талантливые администраторы ждут нас через половину десятилетия: палачи и инквизиторы, которые отправляют людей навстречу болезни и смерти, ради своих материальных интересов. Тихон не будет их наказывать, потому что он не имеет столь крепкого стержня, который бы позволял ему заткнуть своих сопартийцев. Он будет лишь разводить руками в духе Ивана Грозного, говоря о том, что это чудят сами "опричники", а не он. Вогнездение же самих епископов из числа "тихонцев" будет сопряжено с великой кадровой чехардой, в которой добрые 2/3 архиереев возрастом до 55 лет будут отправлены "на покой", чтобы расчистить место для псково-сретенской "молодёжи".
Для тех, кто жил и служил при одном архиерее 10-15 лет подряд, эта картина мало знакома, однако епархии, в которых за короткие сроки сменилось 2-3 архиерея, могут подтвердить, что подобные перестановки разоряют экономику приходов, встраивают неразбериху с настоятелями и не дают развивать пастырские проекты (ввиду того, что каждый новый владыка видит работу епархиальных отделов по-своему). И такая картина ждёт не отдельные епархии, как это было в самые жаркие годы заседаний Синода, а всю РПЦ. Отсюда и следует проблема экономического характера, которая была озвучена во втором критерии интронизации Тихона.
И это только самый первый взгляд на то, что ждёт нас после воплощения влажных мечт фанатов "народного владыки" Тихона Шевкунова, да и не только его... Кого бы из "смиренных аскетов" не избрали в патриархи, всё будет отличаться только в частностях.
Тихон приведёт РПЦ к официальному закреплению схизмы в Фанаром и его сторонниками, подчинив при этом всю церковную структуру государству уже почти напрямую.
Иларион сможет усесться за стол переговоров с востоком, но заключить мир, не отдав Украину и не признав Московский Патриархат марионеткой Константинополя, он не сможет, а это приведёт к конфликту уже с самим епископатом РПЦ и руководством РФ. Кроме того, зная его страсть к продвижению либеральных богословских идей и практик, он не сможет совладать с консервативной верхушкой РПЦ, приведя к расколу в самой РПЦ.
Амвросий, которого тоже записывают в претенденты на патриарший престол, уже, во многом, политический банкрот. У него не осталось ни первоклассной команды в СМИ, ни административных кадров (готовых рисковать своей репутацией, исполняя волю деспота переезжающего с кафедры на кафедру), ни сильных политических союзников, ни церковно-административных триумфов, которые бы дали ему возможность хотя бы просто получить место в бюллетени кандидатов на патриаршество. Если бы Кирилл почил в 2016 г., то он бы ещё мог попытать счастье, выехав на своих "достижениях" в СПБДА, которые, стоит признаться, преувеличивались его агитбригадой, но создавали ему образ учёного владыки и администратора.
Скорее всего, политбюро РПЦ и само понимает, что "народные владыки", которые льют в уши многомиллионной паствы елей с экранов телевизоров и смартфонов, далеко не самые надёжные кандидаты на пост предстоятеля организации, которая утопает во внутреннем и внешнем кризисе. Вопрос лишь в том, смогут ли они найти и продвинуть компромиссную фигуру, которая будет способна собирать достаточно денег для ведения политических игрищ, совмещая это с реализацией и без того сильно отложенных мер, по нормализации жизни внутри РПЦ, не допустив на Поместном соборе хаотичного голосования по настоящему демократическому принципу. В этом случае однозначно вырисовываются фигуры кого-нибудь из московских викариев, однако и тут мы прекрасно понимаем, что ситуация будет весьма сомнительной во всех отношениях.
Кого бы не выдвинули в кандидаты на патриарший престол, штурвал нашего "Титаника Третьего Рима" переходил, переходит и будет переходить из рук в руки, медленно заполняясь водой и ведя нас за собой не в Царствие Небесное, а на дно Атлантического океана».
P.S. Ваши письма, обращения, жалобы присылайте дедульке на kalakazospb@gmail.com