Из утренней почты:
Екатерина Погромская: «О мышах и людях
Сколько уже ректоров сменилось во всех духовных школах за последние несколько лет. И каждая перестановка оборачивается сценой сношения здравого смысла всей системы духовного образования, так как последующий ректор оказывается хуже предыдущего. Ввиду того, что кое-кто из моей родни преподаёт в семинарии, а также ввиду того, что некоторые из моих бывших одноклассниц встречаются с семинаристами, мне постоянно, прямо или косвенно, предоставляется возможность общаться с представителями студенческого мира и преподавателями трёх столичных духовных школ, каждый раз удивляясь, как можно опускать систему образования всё ниже и ниже.
Послушаешь студентов МДА, так там при любой смене ректора меняется лишь внешняя ширма. Система, со всеми её минусами и плюсами, остаётся неизменной. Послушаешь сретенских студентов, так они постоянно сокрушаются по тому, как великолепно было время ректорства Тихона и как ужасен был Амвросий. Послушаешь обитателей СПбДА, так у них Силуан подобен десяти потопам, прошедших после пяти пожаров, а про Амвросия наоборот, вспоминают если и не с любовью, то хотя бы с уважением. И тут реально не поймёшь, кого из них слушать, пока не осознаёшь, что это не просто духовные школы одного типа, а совершенно разные миры, со своими традициями и идеологиями.
И если в Сретенке после усаживания в ректорское кресло Леонова всё устаканилось в своих полуживых формах, то вот на фоне массовой волны критики, которая обрушивается на Силуана за время его ректорства в СПбДА, стоит обратить внимание не только и не столько на скандал со смертью отчисленного студента, гонения на наследие Амвросия, и прочее. Особое внимание стоит уделить скорее тому факту, что при Силуане образование в СПбДА стало перевалочным пунктом для маститых крестоносцев и их родственников из Москвы, Московской области и некоторых не столь отдалённых провинций РФ, которые гоняют в Питер получать свои магистерские и аспирантские дипломы "по-быстрому".
Взять, хотя бы, наместника Сретенского монастыря (товарища Лудищева): у него в монастыре стоит целая Академия, в которой открылась аспирантура, однако он не стал ждать открытия в своих (или точнее, в тихоновских) владениях аспирантуры, но поехал туда, где сидит прикормленный друг сретенского монастыря епископ Силуан, чтобы быстренько получить церковную научную корочку. Как говорится, получить образование не напрягаясь можно и в СПбДА, благо ректор может сказать своё итоговое слово на защите, даже если сама работа собрана из макулатуры сретенского издательства, отшлифовавшись силами кого-нибудь из преподавателей СДА.
А вот в Сретенке он, видимо, не стал защищаться именно потому, что если хоть кто-то спалит его честно купленную работу, то всегда можно будет сказать, что во всём виноват продажный Питерский публичный образовательный дом, в котором такую традицию ввели при Амвросии. И неважно, насколько это правда: Сретенка останется чистенькой, а Питер опять закидают помётом. Именно поэтому он выбрал не МДА: близко, да склизко (там гадить не дадут, как, впрочем, и защитить сомнительную научную работу, если ты не из лаврских банд).
И этот подвижник-аспирант не единственный пример подобного безумия. Ходят слухи, что некоторые секретари епархий не брезгуют призывать из болота Невской духовной школы Силуана, чтобы тот оказал протекцию при защите аспирантских работ всем их друзьям друзей со стороны троюродной тёти шурина брата сестры дяди Епифания, которым тоже надо тёплое местечко, оправданное их "баснословной учёностью". И так и живёт всё наследие сретенской обители, выращенное Тихоном: через ложь, обман и мнимое образование.
Даже новая открытая аспирантура СДА создаёт ощущение искусственности, так как её костяк составляют сами обитатели Сретенки, которые и в золотые годы этого учебного заведения производили впечатление выпускников сельской воскресной школы, освоивших новые слова из украденого в райкомовской библиотеки словаря. А уж теперь...
И Силуан является духовным и интеллектуальным преемником этой фиктивной системы образования, пытаясь её наложить на реалии СПбДА. Его ректорство это планомерное разрушение любых форм образовательного и воспитательного процесса, замещаемая созданием ex nihil магистерских и аспирантских дипломов, которые будут вручать тупым, но послушным дикарям с крестами, которые будут лояльными поднявшим их по карьерной лестнице владыкам, попутно копируя их стиль: ходить в пропахших пóтом церковных одеждах, клеймить всех стригущих ногти и волосы содомитами, крича на каждом углу, что только такие как он являются хранителями "подлинно православной сретенской традиции". Из таких выкормышей тихоновской традиции воспитания и будет формироваться базис будущего кадрового состава РПЦ. Православно-бородатая мужская розовая мечта любого нового патриарха: кинул кость, а твои ставленники сразу начнут выть в ту сторону, на которую укажет кормящая их рука. И никакого догмата о примате папы не нужно, с такими апостолами, спавшими на камчатских школьных рядах всю свою жизнь.
И всякий, кто опять начнёт песню "Не Тихон рукополагал Силуана, а Кирилл" должны понимать, что Кирилл, как старый добрый мордовский любитель капиталов и ровных отношений с эхом КГБ, просто выполняет те заказы на хиротонии, которые ему поступают от любого власть имеющего и его друзей в рясах. Последняя крупная служба в Сретенском монастыре, где Силуан и Тихон стояли афедрон к афедрону говорит лишь о том, что Силуан обязан своей карьерой Тихону, который и протащил его в ректоры СДА, а уж потом и в епископы и ректоры всея Северной столицы.
И во всей этой вакханалии и не знаешь кого винить: ПК, Учком, Тихона, Силуана, Козлова или злой Рок, который даёт через смерть духовного образования возможность маститым попам легализовать для женихов своих дочерей тёплые места в столицах...
Ясно одно: Силуан в СПбДА занял очень выгодную позицию, благодаря которой ему можно не напрягаясь рубить капусту на реставрационных проектах и протекции при защите работ женишков дочерей секретарей епархий (и не только). Он будет долго опираться на своё сретенское карьерное рождение, собирая украденные капиталы для перевода в столь любимую им Финляндию, о которой он написал столько статей и прожужжал уши каждому третьему слушателю. А студенты северной столицы как терпели московский гонор отморозка из Орла, так и будут дальше ждать чуда от бюрократического механизма Московской Патриархии, который положил на них, на будущее Церкви, а также на всё духовное образование с большим прибором.
Завершится же для них всё одним - избранием Тихона в патриархи, с последующим кадровым переориентированием всей Церкви под "сретенскую модель", в которой главное быть лояльным, не умнее самого Тихона, а также выглядеть чуть лучше мёртвой козы, чтобы не прослыть любителем пощекотать афедрон. И ни церковных реформ, ни улучшения взаимоотношений между членами Церкви не будет реализовано, сохранив в далеко идущей перспективе лишь епископскую прослойку, которая будет плодить "силуанов", умеющих включать ограниченный режим сельского научного ритора, в перерывах между хвалением своего любимого сретенского монастыря и запоями. Само собой, называя всё это православным консерватизмом. А студенчество семинарий вернётся в первобытное состояние старой эпохи, без гонений со стороны власти и руководства злых синодалов.
P.S. Защити нас, Господи, от выращенных Тихоном, и от него самого, от свиты Амвросия, от обученных Силуаном, а также всякого, кто просто будет дальше вести духовные школы РПЦ на самое дно».
P.S. 2 Ваши письма, обращения, жалобы присылайте дедульке на kalakazospb@gmail.com