"Роза и крест" Александра Блока
в постановке Владимира Рецептора,
премьера на малой сцене БДТ.
Пиеса с неудачливой судьбой,
какую творец "Незнакомки"
почитал своим главным и основным творением:
"Сдайся мечте невозможной,
Сбудется, что суждено.
Сердцу закон непреложный -
Радость-Страданье одно!"
http://az.lib.ru/b/blok_a_a/text_0230-1.shtmlЧто ж с поэтами такое случается:
Борис Пастернак тоже улицезрел в себе писателя,
наваяв рыхлый, аморфный и, главное,
по недоразумению лояльный и подцензурный роман...
А с Блоковской музой не удалось
совладать даже Константину Станиславскому,
пытавшемуся репетировать "Розу и крест" в Художественном
и так и не дотянувшему спектакль до премьеры.
Нынешния премьера тоже несколько нескладушная и сырая,
как это и бывает всегда с премьерами,
местами малохольная, местами пережатая,
может быть, ещё и потому,
что в зале сидел сам Тимур Чхеидзе.
Премьера оказалась ещё и покрытой пылью времён,
со сценографией и театральной стилистикой
тридцатилетней давности.
Собственно говоря, это и есть повторение,
почти точная копия
спектакля 80-го года,
какой Владимир Эмануилович поставил на этой сцене,
а затем вскорости с театром распрощавшимся.
Трудно сказать, то ли он сам тогда из БДТ ушёл,
то ли его из театра "ушли",
по крайней мере Гога, Евгений Товстоногов, улицезрев
на своём письменном столе
рецепторовское заявление
"по собственному желанию",
не раздумывая, с радостью его и подмахнул.
На тридцать лет Владимир Рецептор оказался ушибленым БДТ,
тридцать лет вел он незримый диалог с Мастером,
трепеща, ненавидя, благоговея и проклиная Гогу,
написав про это пять книг
и пнув в них из БДТ-шного лепрозория
всех, кого не попадя.
И вот, наконец, Владимир Рецептор вернулся,
вернулся уже старым, немощным и больным,
но со своими учениками,
со своим театром,
вернулся на сцену БДТ,
избрав для своей, может быть, последней в своей жизни роли,
образ Бертрана, Рыцыря-Несчастие -
на самом деле Блоковского двойника.
Играет Рецептор его в дуэте с Изилем Заблудовским - Гаэтаном:
два старика на сцене,
меж юной театральной плоти и крови
и удивительный то получается Калхас,
поскольку, припадая у ног прекрасной дамы,
Рыцарю-Несчастию и суждено
истекать кровию
на родимой сцене...