Заметки о Тобольской Духовной семинарии, часть 2

Nov 07, 2020 06:56

Из утренней почты:

"Заметки о Тобольской Духовной семинарии, часть 2

“Группочки”

К таким послушаниям относятся: Так называемые певческие “группочки”-это богослужения, на которых семинаристы практикуются исполнять процедуры богослужебного обихода, иначе- обряда, самостоятельно, без помощи преподавателей. Эдакие тренировочные службы, большинство участников группы-хор, поющий за богослужением, также студент на таких службах оттачивает навык чтения текстов на церковно-славянском языке, и привыкает не стесняться людей в храме. Проходят они в Софийско-Успенском соборе Тобольского Кремля, он же Кафедральный собор Тобольско-Тюменской епархии, по совместительству является и главным семинарским храмом. Название “группочка” происходит из того, что весь состав студентов семинарии распределяется на 4 группы для совершения богослужений. Служит на этих действах заранее распределённый священник, который в этот день по расписанию “дежурит” в храме, их называют требными (от слова “треба”).

Эти богослужения(Литургии) проходят в понедельник, четверг, пятницу и субботу, и каждая семинарская группочка, состав которых примерно одинаков по количеству, заступает на подобную рядовую службу 1 раз в неделю или 10 дней, тут уж как повезёт. 1 группочка служит каждый понедельник, 2 - каждый четверг и так далее и весь год по кругу. Важно понимать, что каждой литургии обязательно предшествует вечернее богослужение, которое длится примерно 2 часа. То есть каждый семинарист присутствует хотя бы на 2-х литургиях неделю, так как ещё и воскресная Литургия (та самая утренняя служба в воскресенье, на которую большинство хоть раз в жизни приводила мама или бабушка), а она обязательна для всех семинаристов. Такие обязательные богослужения называются соборными. Могу сказать, что “тренировочные” богослужения, конечно, нужны, и они вполне соответствуют целям обучения в семинарии, однако мне остается не совсем понятен момент относительно часа, в который служится Литургия у группочек, а служится она в 6 утра. И для того,чтобы прийти к 6 в храм, вставать нужно хотя бы в 5:20, ибо необходимо привести себя в порядок с утра и т.д. Смысл таких ранних служб для меня остаётся сокрытым и по сей день. Хотя главным идейным вдохновителем всех усложняющих жизнь вещей в семинарии является, уже успевший полюбиться Вам, Его Высокопреосвященство, Митрополит Димитрий. Вообще, все студенческие годы в семинарии меня не покидала мысль, что Димитрий пытается максимально усложнить жизнь студентов и сделать её предельно невыносимой, серьёзно, ощущение такое, словно он преисполнен каким-то необъяснимым желанием превратить пребывание в семинарии в бессмысленную и остервенелую экзекуцию над здоровым рассудком молодого человека. Со стороны это было похоже на то, как злой старый гоблин Гринготтс из романа Джоан Роулинг “Гарри Поттер” придумывает очередную пакость, лишь бы только насолить юному Гарри (в романе Гринготтс этого не делал, но отсылочка к типу личности ясна). А впрочем, порой я понимал, что Владыка совсем даже и не похож ни на какого Гринготтса, и что он просто старый больной маразматик и напоминает больше толкиновского Голлума, до беспамятства влюблённого в некую игрушку. Правда, в случае с Капалиным такой игрушкой стала психика людей, попавшая в руки безумного старика. Короче, если наблюдать за ним со стороны, то со смеху можно было помереть и в такие моменты мне было его реально жалко. Стоит сказать, что с 2019 года Ученый Совет семинарии всё-таки смог убедить ректора (Димитрия) перенести время ранних группочек на более приемлемое (7:00-9:20), что стало революционным прорывом, можно сказать, новым витком в жизни духовной школы. От себя выражаю благодарность людям с адекватным восприятием реальности, ещё пока присутствующих в бурсе, и сумевшим добиться данного решения, ведь после столь раннего подъёма 2 первые пары приходилось досыпать. И да, отдых после группочки не предусмотрен, поэтому после её долгожданного окончания нужно сразу вклиниваться в расписание: завтрак и пары. Кроме лишённых смысла группочек семинаристы первого года обучения в обязательном порядке попарно выходят на пономарское послушание, которое проходит во время группочки, обязательно не совпадающей с певческой группочкой, в которую распределён человек, то есть студент первого курса в обязательном порядке встает несколько раз в неделю в 5 утра (на певческую группочку и пономарскую группочку) - опять же, сейчас хоть не в 5 вставать надо. Также неотъемлемой частью семинарствования являются дежурства по столовой и на вахтах в расположении семинарии, консистории и ранее упоминавшемся ГСК.

Дежурства по столовой и на вахтах

Отмечу, что студенты 1 и 2 курсов несут обязательное послушание на дежурстве в столовой, которое заключается в раннем подъёме в 6 утра и радостному шествию в трапезную к 6:30, где необходимо дождаться поваров, чтобы начать приготовление еды для семинарии, Православной гимназии, иконописного и регентского отделений. Отмечу, что семинария, помимо основной задачи-подготовки священно- и церковнослужителей, обучающихся на пастырско-богословском факультете, имеет ещё 2 отделения: регентское и замечательное иконописное отделение, выпускающее хороших мастеров-иконописцев и реставраторов (его я действительно могу посоветовать в качестве варианта на поступление). Итак, основная задача дежурного по столовой заключается в выполнении трудоемкой физической работы в помощь поварам, персонал которых целиком состоит из женщин. В состав выполняемых работ входит поднятие с нижнего склада 50-литровых кастрюль с овощами на кухню, нужно также поднимать и другие продукты, необходимые для приготовления блюд: коробки с молоком, яйцами, колбасами и прочим. Дежурят ребята по двое: один с первого курса, другой - со второго. Также стоит отметить, что дежурный по столовой весь день находится в трапезной, накрывая на столы, убирая посуду после трапезы, и разносит блюда во время приёма пищи. В день дежурства студент снимается с занятий и остальных послушаний, но лекции он обязан восстановить и никаких поблажек, касающихся академического процесса обучения, человеку не будет. Справедливости ради необходимо сказать, что дежурства по столовой можно расценивать как время отдыха от всякой уставной волокиты, и многие семинаристы иногда сами просятся на дежурство, чтобы хоть немного разгрузиться от “дня сурка”, стандартного для всех обучающихся на пастырско-богословском факультете.
Подводя итог послушаниям, которые начинаются задолго до уставного подъёма, можно заметить, что человек, обучающийся на 1 курсе, может вставать 2 раза за неделю в 5-6 часов утра на группочки, а такое было весьма частым явлением, поспешая насладиться молитвенным экстазом от духовного созерцания трансцендентных явлений высшего порядка, и 1 раз на дежурство по столовой, которое, как ни странно, весьма благоприятно сказывается на общем состоянии студента, так как можно, наконец, переключиться с перманентного рисования в своем воображении невидимых субстанций и, по возможности, хорошо покушать, ведь близость к кухне радует не только психику, но и животик.
Продолжая тему дежурств, нужно описать такое “прекрасное” явление, как дежурства на вахте, которые несут 3 и 4 курсы. Как уже было написано выше, дежурят семинаристы в общежитии семинарии и в Консистории (учебном корпусе). Дежурства эти похожи друг на друга. По сути, семинарист исполняет роль бесплатного охранника. Заступают на них после подъёма и заменяются только на приемы пищи, а заканчивается дежурство с отбоем, звонок на который подаётся дежурным семинаристом. Из консистории человек уходит за полчаса до отбоя, а в обязанности дежурного входит обычная подача звонков с пары и на пару, а также следить за тем, чтобы у иконы при входе горела лампадка, на этом-все. Почему я назвал дежурства “прекрасным” явлением? Все дело в том, что многие интеллектуально одарённые товарищи, которые поступили в семинарию только по той причине, что больше просто никуда поступить не смогли, ПОСТОЯННО!!! заменяют тех, кто хочет учиться и не сильно хочет сидеть на вахтах вместо процесса поглощения знаний. Именно таким образом стены Тобольских Духовных школ окутал феномен вахтовика-любителя, или по-другому вахтовика-заменителя. Тобольская семинария воспитывает целую армию профессиональных штонопротиральщиков и сидельцев на стуле. Внимание! Будьте осторожны! Вахтовизм головного мозга заразен и передается воздушно-капельным путём. Предупреждаю, вахтовик хитёр и вычислить его бывает нелегко, но он выдает себя фразами типа “Можно я заменю?” или “Надо кого-нибудь заменить?” В тяжёлых случаях подобные фразы вылетают из уст таких вахт-инфицированных непроизвольно, что вызывает недоумение адекватных людей. А в крайних неоперабельных формах этот горе-выпускник(или невыпускник)семинарии остаётся на долгие годы в стенах родной альма-матер нести послушание вахтера или келейника достопочтенного Владыки-митрополита. Да, друзья, такие случаи есть. И ладно бы такие люди оставались внутри Тобольской кузницы венцов благочестия и не разносили заразу скудности мышления за ее пределы, так нет же, эти чада Церкви становятся священниками, пастырями, и начинают поучать людей правильной жизни “по Писанию и святым отцам”, сами ни разу не открыв ни Писание, ни святых отцов. Мне слабо верится, чтобы кто-нибудь из этой братии в действительности хоть насколько-нибудь знал христологию Григория Назианзина или экклезиологию Амвросия Медиоланского, либо же любой другой раздел богословия какого-нибудь выдающегося учителя Церкви, а если же у такого “батюшки” попросить охарактеризовать сущность учения Оригена об апокатастасисе и его сотериологическую перспективу, то у пастырь сам начнёт блеять, аки агнец. Эти люди вещают с амвона всякий бред и ахинею различного толка, вбивая в головы верующих несусветную чушь, и убеждают их во всякой неподдающейся здравому смыслу дикости. А потом у нас православие вырождается в царебожничество, религиозный фашизм, игуменов Сергиев Романовых, Славиков Чебаркульских и все в этом духе. Священство становится, а во многом уже и стало распространителем всякого рода мистицизма и магизма, залитого соусом верности “духу Предания”..."

P.S. Ваши письма, обращения, жалобы присылайте дедульке на kalakazospb@gmail.com

Тобольская семинария, Тобольская епархия, очерки бурсы, Дмитрий Капалин

Previous post Next post
Up