будучи молодым юношей, я не пропускал ни одного "первого исполнения" муз. АШ в Москве. через его музыку даже был знаком с Наталией Гутман. по молодости любил его камерную музыку и концерты для виолончели, скрипки (со Спиваковым В.) или альта с оркестром (с Ю.Башметом, конечно). но однажды с его симфонией приезжал Г.Рождественский. и устроил какой-то ликбез на большой сцене МК. ни игра, ни "объяснения" стойко не понравились. после этого, с симфонической муз. его почти не дружу. мне из тех 80-х запомнилось, что он все-таки был лютеранином. позднее он перешел в православие и вновь вернулся к религии предков своих. и по Тишке, и по музыке АШ прошелся не без блеска Георгий Свиридов. одним словом, такую симф. музыку можно было слышать и у Бриттена, и у Брукнера... в камерной же музыке я больше для себя отмечал..., а может быть я ошибался?
Шнитке всегда был католиком, сколько я знаю, Георгий Свиридов был часто в оценках несправедлив, поскольку ненавидел в музыке "жидов", сам Свиридов симфонической музыки осознанно не писал, поскольку в ней доминировал Дмитрий Дмитрич Шостакович. Подражательство и эпигонная похожесть в музыке неизбежна. В таком смысле Малер - эпигон Бетховена, а Шостакович - подражатель Малеру, однако при этом важно иметь "своё лицо", явственно узнаваемую "свою интонацию". И у Альфреда Шнитке они безусловно присутствовали: даже если Вы мало знакомы с его наследием, но слышите обрывок из его опуса, то можно уверенно всегда сказать:это не Бриттен, это Шнитке.
Для меня Шнитке стал одним из тех, благодаря кому я отказался от светского искусства вовсе, и стал делать только иконы. Помню, на одном из так называемых "творческих вечеров" он невпопад (спрашивали совсем о другом) ответил, что "да, я понимаю, что надо прекращать писать музыку, но я - грешный человек, я пока не могу бросить это занятие"... Шнитке, для меня, - не "ушедшего века" даже, а _вообще_ последний трагик. Его цитирование - это подведение итогов, выговаривание до конца интенций искусства, зародившегося в эпоху Ренессанса (в этом смысле удивительна каденция его к скрипичному концерту Бетховена). Невозможность гармонии, трагическая попытка гармонии при понимании ее невозможности.
На Альфреде Шнитке, далёкий друг мой, заканчивается и эпоха, когда композитор умел сам "без комьпьютера" и комьютерных программ "сочинять" музыку и самостоятельно оркестровывать свои произведения. Сейчас уровень композиторского ремесла равнозначен какой нибудь Венецианской академмм художеств, где никто уже не имеет "рисовать с натуры"...
поздно открыл для себя Шнитке но успел полюбить то немногое, что слышал так же как и его прекрасные интервью пару раз видел как с ним гуляли после инсульта у нас во дворе на Дм. Ульянова не хватило, увы, ума подойти и сказать пару тёплых слов теперь каждый день поминаю его, проходя мимо мемориальной доски на соседнем подъезде дома...
А моя молоденькая учительница сольфеджио и музлитературы сказала как-то, это был 79-й наверное год, про учебник музлитеруры с шестью советскими композиторами: "ну, кабалевский здесь... скорее за общественную работу". Отложилось.
Comments 11
и по Тишке, и по музыке АШ прошелся не без блеска Георгий Свиридов. одним словом, такую симф. музыку можно было слышать и у Бриттена, и у Брукнера... в камерной же музыке я больше для себя отмечал..., а может быть я ошибался?
Reply
Не совсем так. Шнитке был католиком.
Reply
Георгий Свиридов был часто в оценках несправедлив,
поскольку ненавидел в музыке "жидов",
сам Свиридов симфонической музыки осознанно не писал,
поскольку в ней доминировал Дмитрий Дмитрич Шостакович.
Подражательство и эпигонная похожесть в музыке неизбежна.
В таком смысле Малер - эпигон Бетховена,
а Шостакович - подражатель Малеру,
однако при этом важно иметь "своё лицо",
явственно узнаваемую "свою интонацию".
И у Альфреда Шнитке они безусловно присутствовали:
даже если Вы мало знакомы с его наследием,
но слышите обрывок из его опуса,
то можно уверенно всегда сказать:это не Бриттен, это Шнитке.
Reply
- так тот и кОта в жЫды определил - за положительный отзыв об Шнитке.
а на мои отмазки - дескать у мня родственник Ваш же бывший секретарь СК - Терентьев
- узнал что и тот тоже был полужЫдом :))))!
ПыСы: В конце беседы выяснилось что у попутчика бывшая жена была еврейкой
- вот те и вся муз-критика...
Reply
Шнитке, для меня, - не "ушедшего века" даже, а _вообще_ последний трагик. Его цитирование - это подведение итогов, выговаривание до конца интенций искусства, зародившегося в эпоху Ренессанса (в этом смысле удивительна каденция его к скрипичному концерту Бетховена). Невозможность гармонии, трагическая попытка гармонии при понимании ее невозможности.
Reply
когда композитор умел сам "без комьпьютера" и комьютерных программ
"сочинять" музыку и самостоятельно оркестровывать
свои произведения.
Сейчас уровень композиторского ремесла равнозначен
какой нибудь Венецианской академмм художеств,
где никто уже не имеет "рисовать с натуры"...
Reply
Reply
но успел полюбить то немногое, что слышал
так же как и его прекрасные интервью
пару раз видел как с ним гуляли после инсульта у нас во дворе на Дм. Ульянова
не хватило, увы, ума подойти и сказать пару тёплых слов
теперь каждый день поминаю его, проходя мимо мемориальной доски на соседнем подъезде дома...
Reply
Reply
Reply
Leave a comment