"СПЯЩИЕ
(комментарий к открытому письму священников)
Александр Щипков, член Общественной палаты РФ, профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
В сентябре 2019 года была проведена яркая публичная акция - несколько десятков православных священников опубликовали открытое письмо, посвященное теме задержания участников летних беспорядков в ходе предвыборной компании в Мосгордуму. К исходной теме ничего нового этот документ не добавляет, но, тем не менее, требует определенного внимания и осмысления.
Что же стоит за этой демонстрацией силы, за этой политической консолидацией духовенства?
Само по себе письмо, безусловно, имеет подчеркнуто политический характер, поскольку направлено в поддержку людей, которые не просто стремились заявить о своих взглядах, но провоцировали полицию на силовые действия, ведя дело к эскалации конфликта. Подписавшие обращение вольно или невольно присоединяются к этой позиции.
Существенно, что делают они это не в форме открытых политических заявлений, а опосредованно, используя правозащитную риторику. Форма политической деятельности, защищенная правозащитной темой и священническим саном, безопаснее остальных. Но едва ли подобный приём введёт в заблуждение человека, знакомого с механизмами реальной политической практики.
Современная правозащита является распространённой формой политической деятельности, имеющей свою специфику. Риторика прав и свобод представляет собой инструмент влияния на официальные институты власти, с ее помощью производится легитимация и делегитимация различных политических субъектов. Эти технологии давно и хорошо освоены, методически прописаны и широко применяются. Правозащита представляет собой подсистему политики, а правозащитники являются неотъемлемой и даже привилегированной частью политического класса, обладающей особым иммунитетом. Сегодня всё это вполне очевидные и даже банальные истины, подробно описанные в политологической литературе.
Используя механизм "мониторинга соблюдения прав" правозащитные структуры надзирают за лояльностью политических субъектов. Они представляют особую форму власти - блюстительную. Она независима от электоральных процедур, ее деятельность напоминает деятельность советских партийных органов, выполнявших "руководящую и направляющую роль" в обществе.
Именно поэтому открытое письмо священников представляет собой политическую акцию, для которой правозащитная риторика становится формой. Ставя свою подпись под текстом подобного жанра, священник автоматически становится политиком.
Играя по этим правилам, подписанты превращаются в особую политическую группу влияния и меняют свой социальный статус на статус политиков.
В истории России подобное происходило сразу после февральских событий 1917-го года, когда часть священства активно подключилась к политической борьбе и приняла непосредственное участие в череде епархиальных революций, суть которых сводилась к изгнанию правящих епископов и передаче власти в руки белого духовенства. Церковная революция стала позорной страницей в истории русского духовенства, часть которого ради своих сиюминутных целей смирилась с ролью обслуги конкретных политических и элитных групп. Это явление всеми силами стремился преодолеть Патриарх Тихон.
Но важно понимать: став политиком, священник не перестает быть церковной фигурой. Это означает, что данная церковная группа претендует на получение особого политического ресурса, реализовывать который она намерена через механизм блюстительной власти. Как этот ресурс будет использован дальше, можно лишь предполагать. В силу совпадения интересов возможен альянс церковной протестной группы с соответствующими политиками. В любом случае это открытое письмо означает серьезную заявку на участие в политической борьбе. Если бы, например, Синод Русской Православной Церкви отменил сегодня мораторий на участие священников в выборах, то каждый из подписантов уже обеспечил бы себе место в законодательном органе своего региона.
Но данный политический ресурс может оказаться направленным и в другую сторону - он может быть использован для получения преимуществ во внутрицерковных спорах, мейнстрим которых сегодня сформулирован как "борьба с иерархическим началом". Конечные цели - отмена патриаршества, введение синодальной системы, выборность епископата, передача кадрового и финансового управления в руки белого духовенства. Для черного духовенства вводится выборность наместников монастырей. То есть для усиления позиций внутри Церкви используется ресурс блюстительной (через механизм политической правозащиты) секулярной власти.
Во всем перечисленном заключена серьезная проблема как для общества, так и для Церкви.
Москва, 19 сентября 2019 г.".
отсюда P.S. Согласно определению Щипкова - "подписанты":
"Протоиерей Олег Батов, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке (Москва).
Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине (Москва).
Протоиерей Леонид Грилихес, клирик храма-памятника св. Иова Многострадального (Брюссель).
Протоиерей Александр Дубовой, настоятель Свято-Введенского храма, пос. Береславка (Волгоградская обл.).
Иерей Николай Евсеев, клирик Петропавловского ставропигиального храма (Дублин), настоятель приходов Пресвятой Троицы (Корк) и Введения во Храм Пресвятой Богородицы (Дрохеда).
Протоиерей Виктор Григоренко, настоятель Сергиевского храма в г. Сергиев Посад (Московская область).
Иеромонах Иоанн (Гуайта), клирик храма свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине (Москва).
Иерей Димитрий Диденко, директор Варницкой гимназии (Ростов Великий).
Иерей Алексий Забелин, клирик храма прп. Андрея Рублева в Раменках (Москва).
Протоиерей Владимир Зелинский, настоятель храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость» (Брешия).
Иерей Дионисий Землянов, настоятель храма св. ап. Иоанна Богослова (Томск).
Протоиерей Сергий Золотарёв, настоятель храма св. вмч. Феодора Стратилата на Щиркове (Великий Новгород).
Протоиерей Георгий Иоффе, настоятель храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (Санкт-Петербург).
Протоиерей Димитрий Климов, настоятель Свято-Никольского кафедрального собора (Калач-на-Дону).
Протоиерей Андрей Кордочкин, ключарь кафедрального собора св. равноап. Марии Магдалины (Мадрид).
Протоиерей Петр Коротаев, клирик Иоанно-Предтеченского храма с. Ивановское (Московская область).
Иерей Сергий Круглов, клирик Спасского собора (Минусинск).
Иерей Александр Кухта, заместитель председателя Синодального миссионерского отдела Белорусской Православной Церкви (Минск).
Иерей Владимир Лапшин, и.о. настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке (Москва).
Иерей Андрей Логинов, клирик приходов храмов Смоленской и Владимирской икон Пресвятой Богородицы (Нижний Новгород).
Протоиерей Андрей Лоргус, заштатный клирик храма свят. Николая на Трех Горах, директор Института христианской психологии (Москва).
Протоиерей Александр Лыков, клирик храма Преображения в Жуковском (Московская обл.)
Иерей Федор Людоговский, сверхштатный клирик церкви пророка Илии в Изварине (Москва).
Архимандрит Савва (Мажуко), Никольский монастырь (Гомель).
Протоиерей Константин Момотов, настоятель храма прп. Паисия Величковского (Волгоград).
Иерей Александр Парфёнов, клирик Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря (Ростов Великий).
Протоиерей Вячеслав Перевезенцев, настоятель Свято-Никольского храма с. Макарово (Московская обл.)
Иеромонах Димитрий (Першин), эксперт комитета по вопросам семьи, женщин и детей Госдумы РФ (Москва).
Протоиерей Дионисий Поздняев, настоятель прихода свв. Апостолов Петра и Павла (Гонконг).
Иеромонах Феодорит (Сеньчуков), клирик Могилев-Подольской епархии УПЦ (МП).
Иерей Александр Ситников, клирик Всехсвятского храма г. Междуреченска (Кемеровская обл.).
Протоиерей Димитрий Соболевский, клирик Покровского прихода (Дюссельдорф).
Протоиерей Александр Степанов, настоятель храма св. вмц. Анастасии Узорешительницы (Санкт-Петербург).
Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах (Москва).
Протоиерей Александр Шабанов, настоятель храма свт. Арсения Тверского (Тверь).
Иерей Сергий Шапкин, клирик Томской епархии.
Иерей Георгий Брылёв, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Покровском г. Москвы.
Иеромонах Иларион (Резниченко), преподаватель СПбГУ, заштатный клирик.
Протоиерей Андрей Селин, клирик Изюмской епархии УПЦ, храм Живоначальной Троицы села Волохов Яр, Чугуевского района.
Иерей Василий Буш, клирик Свято-Никольского собора (Вена).
Иерей Евгений Ромашкин, клирик Московской епархии (областной), настоятель Пантелеимоновского храма г. Воскресенска Московской области.
Протоиерей Дионисий Дуденков, Заиконоспасский монастырь.
Священник Георгий Михайлов, клирик храма свв. Космы и Дамиана в Космодемьянском г. Москвы.
Иерей Павел Ушаков, настоятель Свято-Казанского храма с. Першино, Белевская епархия.
Игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья храма Святой Троицы с. Новотроевка, Белгородской обл.
Протоиерей Сергей Титков, Настоятель Покровского храма пос. Турлатово Рязанской области.
Протоиерей Константин Гипп, настоятель храма Покрова Божией Матери г. Жиздры.
Иерей Андрей Мизюк, храм прп. Серафима Саровского г. Саратова.
Протоиерей Вячеслав Баскаков, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость (с грошиками)» при Клинике им. В.П. Аваева г. Твери.
Иерей Василий Толстунов, клирик Свято-Никольского собора, Вена.
Священник Георгий Букин. Клирик Ильинского храма г.Апрелевка Мос.Обл.
Иерей Максим Бурдин, клирик Астраханской епархии.
Иерей Димитрий Сафронов, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе г. Москва.
Иерей Иоанн Бурдин, настоятель храма Воскресения Христова с. Карабаново Красносельского благочиния Костромской епархии.
Иерей Фёдор Кытманов, штатный клирик кафедрального храма в честь Преподобного Макария Алтайского (Республика Алтай г.Горно-Алтайск).
Иерей Алексей Шаров клирик Рязанской епархии.
Иерей Александр Галькевич, клирик Кафедрального собора прп. Сергия Радонежского, г. Югорск.
Иерей Сергий Бодань, клирик Успенского храма п. Шиморское.
Прот. Валентин Бонилья, настоятель Знаменской церкви села Вырец, Лихославльского района Тверской обл. (Бежецкая епархия).
Иерей Андрей Гринев, клирик храма свт. Николая Мирликийского в Заяицком г. Москвы.
Протоиерей Александр Петренко, настоятель храма святителя Спиридона Тримифунтского, села Зелёный Гай Сумской епархии УПЦ (МП)
Иерей Григорий Гудин - настоятель прихода во имя святителя Софрония Иркутского с. Мамоны, Иркутский район.
Иерей Александр Хекало. г. Тамбов, клирик Спасо-Преображенского собора.
Иерей Георгий Гагарин, заштатный клирик Тверской епархии.
Протоиерей Виталий Шкарупин. Волгоградская Епархия.Свято Троицкий приход г.Камышин.
Диакон Александр Занемонец. Русская Архиепископия в Западной Европе (Париж-Иерусалим)
Протоиерей Георгий Эдельштейн, бывший настоятель Воскресенского храма с. Карабаново, Костромская обл.
Священник Алексий Тимаков, настоятель храма свт. Николая Мирликийского на Преображенском кладбище г. Москвы и храма свт. Николая Мирликийского при Центре борьбы с туберкулёзом г. Москвы.
Диакон Дмитрий Павлюкевич, клирик домового храма свт. Николая Чудотворца при Архиерейском подворье (Гродно).
Протоиерей Андрей Кореньков, клирик Князь-Владимирского собора, Санкт-Петербург.
Протоиерей Андрей Львов, настоятель прихода Серафима Саровского, г. Иваново.
Иерей Дионисий Костомаров, настоятель храма свт. Николая Мирликийского в Новой Ботанике г. Орла, руководитель молодежного отдела Орловской епархии
Протоиерей Владимир Федоров, клирик Князь-Владимирского собора Санкт-Петербурга.
Иерей Николай Сушков, штатный клирик храма Всех Святых г. Тюмени.
Протоиерей Георгий Мартышевский, клирик храма св. Александра Невского, Рогачев, Беларусь.
Протоиерей Петр Борновалов, настоятель Иверского храма, с. Покосное, Братской епархии, Иркутской митрополии.
Игумен Гавриил (Куликов), настоятель Свято-Духовского мужского монастыря г. Волгограда.
Протоиерей Георгий Добролюбов, настоятель Воскресенской церкви г. Никольска Пензенской области, Кузнецкая епархия.
Протоиерей Игорь Кропочев, клирик Спасо-Преображенского собора г. Новокузнецка.
Игумен Филарет (Соловьев), настоятель Воскресенского (старого) прихода г. Вичуги, Ивано-Вознесенская епархия.
Иерей Дмитрий Ушаков, клирик храма святого священномученика Харлампия, г. Санкт-Петербург.
Иерей Евгений Агеев, клирик Богоявленского храма, г. Фролово, Урюпинская епархия.
Священник Анатолий Абрамов, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Раеве, Москва.
Иерей Сергий Творогов, клирик храма иконы Божией Матери “Скоропослушница” на Ходынском поле г. Москвы.
Иерей Игорь Подопригорин, настоятель Михайло-Архангельского храма с. Воробьёвка, Воробьёвский р-н, Воронежская обл.
Иеромонах Игнатий (Ланге), настоятель прихода храма Богородицы “Скоропослушницы”, г. Череповец.
Иерей Алексий Зорин, настоятель храма свт. Тихона Задонского, г. Рыбинск.
Иерей Артемий Морозов, клирик Самарской епархии.
Протоиерей Глеб Вечелковский, заштатный клирик Тольяттинской и Жигулевской епархии.
Иеромонах Прохор (Куксенко), насельник Свято-Духовского мужского монастыря г. Волгограда.
Протоиерей Дионисий Кузнецов, клирик храма Казанской иконы Божьей Матери, г. Самара.
Иерей Марк Мазитов, клирик храма Покрова Божией Матери г. Мегиона, Ханты-Мансийской епархии.
Иерей Евгений Лапаев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Саяногорска, Республика Хакасия.
Протоиерей Феодор Верёвкин, настоятель Покровского храма пос. Черкизово Пушкинского р-на Московской области.
Иерей Антоний Коваленко, штатный клирик храма в честь Благовещения г. Новосибирска.
Иерей Виктор Никишов, руководитель отдела по работе с молодежью Могилевской епархии Белорусского Экзархата РПЦ.
Иерей Сергий Ефремов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Вышгород.
Иерей Александр Гумеров, клирик храма Святой и Живоначальной Троицы в Хохлах, г. Москва.
Иерей Александр Колацкий, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы а/г Коптевка, Беларусь.
Иерей Сергий Лабунский, штатный клирик Елисаветинского храма в Опалихе, г. Красногорск, Московская область.
Иерей Сергий Осипов, клирик храма свв. мчч. Адриана и Наталии в Бабушкине, г. Москва.
Иерей Дионисий Чернявский, клирик Улан-Удэнской и Бурятской епархии.
Иерей Евгений Мороз, клирик храма Святителя Николая Мирликийского на Трех Горах г. Москвы.
Иерей Филипп Парфенов, заштатный клирик Читинской епархии.
Священник Иоанн Коваль. Храм апостола Андрея Первозванного в Люблино, город Москва.
Иерей Николай Савченко, клирик храма Петра митрополита Московского на Роменской улице в Петербурге.
Иерей Алексей Антоновский настоятель храма свт. Николая Мирликийского в Кленове, Москва.
Иерей Максим Ефимцев, храм Донской иконы Божией Матери с. Началово, Астраханской обл.
Протоиерей Андрей Лебедев, Вятская епархия г.Киров (Вятка).
Протоиерей Вадим Бойко, настоятель храма Святой Троицы ст. Георгиевской Георгиевская Епархия (Ставропольский край).
Иерей Николай Денисюк, клирик прихода Казанской иконы Божьей Матери города Оренбурга.
Протоиерей Григорий Лыжин, настоятель Воскресенского Храма города Нерехты Костромской митрополии.
Иерей Анатолий Губин, настоятель храма иконы Божией Матери “Нечаянная Радость” п. Агалатово, настоятель храма святителя Николая Чудотворца п. Стеклянный, Выборгская епархия.
Иерей Антоний Сенько, настоятель Сергиевского храма с. Трубино. Московская обл.
Прот. Леонид Царевский, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери, Пучково, Новая Москва.
Диакон Димитрий Григорьев, клирик Саранской епархии.
Священник Александр Амелин, клирик Покровского храма г. Щелково, Московская область.
Иерей Владимир Зимонов, клирик храма Святителя Николая в Заяицком, г. Москва.
Протоиерей Алексий Дубровский, клирик храма Воскресения словущего на Арбате, Иерусалимского Патриаршего подворья, кандидат богословия.
Диакон Роман Криницын, клирик Высоко-Петровского монастыря, г. Москва.
Диакон Александр Пушкарев, клирик Успенского храма в г.Сясьстрой.
Иерей Димитрий Самсонов, храм Свт. Стефана Пермского в Южном Бутове, г. Москва.
Диакон Андрей Любавин, клирик Воскресенско-Германовского собора г. Ульяновска, Симбирская епархия.
Протоиерей Андрей Завьялов, настоятель храма свт. Николая Чудотворца, село Русско-Высоцкое, Ленинградская область.
Иерей Игорь Вишняков, клирик Вознесенской церкви г. Заринска, Алтайский край.
Иерей Сергий Чекоданов, храм Казанской иконы Божией Матери посёлка Вырица, Ленинградская область.
Священник Виктор Гавриш, настоятель храма Иконы Божией Матери Игумения Горы Афонской, Московской епархии.
Диакон Алексей Кассь, Вознесенско-Георгиевский храм, г. Тюмень.
Иерей Василий Алфеев, студент 2 курса магистратуры МДА, храм МДА".
отсюда