На архиерейском соборе от 29.11.2017 должно быть принято
сами же деспотами и многострадальное
«Положение о монастырях и монашествующих».
Монастыри в матушке России
зачастую самоорганизовывались по инициативе снизу,
обладали определенной духовной и экономической автономией,
сами выбирали из своей среды игумена
и, как пример знаменитое "Соловецкое сидение"
или афонитское "имябожничество",
были возмутителями церковного и государева покою:
монасям в отличие от белого духовенства,
как известно, нечего терять.
Нынешнее «Положение о монастырях и монашествующих»
полностью подчиняет "монасью вольницу"
власти правящего архиерея, как идеальному "образу самого Христа".
Оно низводит монашествующих до феодального состояния крепостных
и в нем нет ни одного пункта, какой бы защищал насельников
от деспотного или игуменского произвола или самодурства.
Нет в "Положении" и ни одного слова о соблюдении
внутри монастырских стен
гражданских прав и норм трудового законодательства.
Монах является, и по принятии обетов остается, гражданином РФ,
однако права, гарантированные Конституцией РФ,
на него не распространяются:
"Монастыри находятся в ведении епархиального архиерея, который, по выражению Устава Русской Православной Церкви, «имеет высшее начальственное наблюдение за входящими в его епархию монастырями». Конкретные права и обязанности епархиального архиерея в области управления монастырями определяются Уставом Русской Православной Церкви, юридическими и внутренними уставами монастырей.Епископ, как отец и добрый пастырь монашествующих, является попечителем всех подведомственных ему монастырей. Он -«неумолкающий благовестник, проповедующий заповеди Божии... образ Христа, взирая на который следующие за ним устраивают жизнь свою по-евангельски»
-призван наблюдать, сохраняется ли в монастыре канонический и литургический порядок, хранят ли монахи верность святоотеческому учению, не уклоняются ли от чистоты Православия, не оставляют ли духовные подвиги ради житейских попечений.«Монашествующие, в каждом граде и стране да будут в подчинении у епископа, да соблюдают безмолвие, да прилежат токмо посту и молитве, безотлучно пребывая в тех местах, в которых отреклись от мира»(4 правило IV Вселенского Собора).23Феодор Студит, прп. Письмо11. К Анастасию, епископу Кносийскому// Творения: в 3 т. М.: Сибирская благозвонница,2012. Т. 3. С. 62.
Открытие монастыря,подворья, скитаВ соответствии с церковными канонами (1-е правило Двукратного Собора, 4-еправило IV Вселенского Собора),монастырь не может быть создан без воли епископа, который «прежде полагает молитву на устроение монастыря, как бы некоторое незыблемое основание». Монастыри, «созданные без соизволения епископа, не суть действительные монастыри и не священны».Главным основанием для открытия монастыря является наличие действующей в течение не менее одного года по благословению епархиального архиерея мужской или женской общины православных христиан, желающих следовать монашескому образу жизни под началом признанного ими духовного руководителя.Препятствиями к открытию монастыря могут быть недостатки в духовной жизни общины, а также обстоятельства юридического или имущественного характера, например нахождение в частной собственности объектов недвижимости и земель, на которых предполагается открытие монастыря.После ходатайства епархиального архиереяв адрес Святейшего Патриарха и Священного Синода об открытии монастыряв общинунаправляется комиссияСинодального отдела по монастырям и монашеству для знакомства с
14V. ВНУТРЕННЕЕ УПРАВЛЕНИЕ МОНАСТЫРЕМ5.1. Игумен (игумения)Игумен -это духовный отец всего братства (игумения -духовная мать сестричества) вверенной его(ее)руководству обители.Игумен монастыря обладаядуховной и административной властью в пределах, установленных уставом и традицией обители,как отец воспитывает братьев не столько словами, сколько своим примером и работой над собственным духовным состоянием. Духовное руководство братией -главнейшая обязанность игумена, ибо онбудет обязан дать пред Богом ответ за каждогочлена братства.
В своей деятельности игумен руководствуется уставом обители, а также распоряжениями епархиального архиерея, перед которым онежегодно отчитывается в установленном порядке.Назначение игумена, а также освобождение его от должности происходит по решению Святейшего Патриарха и Священного Синода в ответ на представление епархиального архиерея. Перед рассмотрения ходатайства архиерея Священным Синодом кандидат проходит собеседование с членами коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству и стажируется в монастыре из числа наиболее благоустроенных...
Братия должна осознавать, что послушание игумену оказывается ради любви ко Христу. Определяя кандидата на должность игумена епархиальный архиерей, в соответствии со святоотеческой традицией и практическим опытом Церкви, может предложить собственного кандидата, по возможности из числа насельников обители выдвинуть в качестве кандидата преемника, подготовленного предыдущим игуменом предоставить братству выдвинуть кандидата.Кандидат в игумены должен иметь необходимые для этого послушания качества, обладать духовной рассудительностью, способностями к управлению, любовью к братии, иметь достаточный опыт монашеской жизни в обители и быть готов самоотверженно исполнять свое послушание ради пользы обители до конца своей жизни."
отсюда P.S. Весьма пикантно изложен последний процитированный абзац:
"епархиальный архиерей, в соответствии со святоотеческой традицией
и практическим опытом Церкви" может остановиться на кандидате,
выдвинутом самой братией,
а может и без всякого "соответствия со святоотеческой традицией
и практическим опытом Церкви" волюнтаристки навязать братии
варяга из числа своих постельничных или половых.