Продолжение от достопочтенного
zloy_monah разбора Гаванской декларации.
"В пп. 21-23 Декларации содержатся призывы к молодежи. Ей действительно сейчас очень трудно. В атмосфере всеобщей нравственной деградации, утверждения животного начала в человеке, широкого распространения культа потребления, безудержной погони за долларом и категорического отказа от высших целей сильнее всего страдает молодежь, испытывающая потребность в идеальном. Жестокий диктат безбожного окружения, загоняющий ее в своеобразное гетто, практически не оставляет ей никаких шансов в деле духовной самореализации. Однако вместо серьезного разговора о тех объективных трудностях, перед которыми она сегодня оказалась, о способах ее духовного выживания - отвлеченные призывыв духе газетных передовиц советского времени. «Вам надлежит не зарывать талант в землю», «не бойтесь идти против течения», «станьте светом мира», «передайте детям жемчужину веры». Все это, без сомнения, правильные и хорошие слова, но без конкретных указаний, как всего этого достичь, они не только теряют свою цену, но еще и увеличивают ложь нашего времени, заполнившую собой почти все пространство современной действительности.
В п. 24 Декларации поднимается болезненная тема прозелитизма, то есть проповеди католиков на тех территориях, которая Православная Церковь привыкла считать исконно своими. Патриарх и папа выступают против насильственных мер «для принуждения верующих к переходу из одной Церкви в другую». Однако подобные призывы, сколь бы ни были искренними, в В п. 24 Декларации поднимается болезненная тема прозелитизма, то есть проповеди католиков на тех территориях, которая Православная Церковь привыкла считать исконно своими. Патриарх и папа выступают против насильственных мер «для принуждения верующих к переходу из одной Церкви в другую». Однако подобные призывы, сколь бы ни были искренними, вряд ли могут привести к какому-нибудь положительному результату. Ибо агрессия с использованием всевозможных «средств для принуждения верующих к переходу» заложена в самой природе католицизма. Претензия папы на главенство во Вселенской Церкви является краеугольным камнем, на котором зиждется все здание католичества. Один из основных принципов его существования - распространение власти папы любой ценой и любыми средствами, не исключая политических. Известно, что Святой престол был первым, кто признал и поддержал власть большевиков, кровавыми методами уничтожавшую Православную Церковь в России. Разрешение постоянных конфликтов, возникающих на почве прозелитизма, путем мирных переговоров с папой никогда не произойдет. Это было бы равносильно отказу Ватикана от своей сущности.
В этом же контексте необходимо рассматривать и проблему униатства, затронутую в п. 25 Заявления. Что такое униатство? Оно есть стремление подчинить православных Святому престолу любым способом, вплоть до сохранения ими привычных форм православной обрядности. Экспансия Ватикана границ не имеет, она не привыкла останавливаться перед такими факторами, как православная обрядность. Ибо что она значит в сравнении с догматом главенства папы? В п. 25 сказано, что «метод «униатизма» не является путем к восстановлению единства» католиков и православных. И это правда: этот метод не может быть средством к достижению единства. Но вовсе не потому, что изжил себя в настоящее время или утратил свою действенность, а потому, что он никогда и не являлся путем к единству, а всегда рассматривался Ватиканом как способ расширения своей «законной» власти за счет православных приходов. Поэтому все призывы к примирению и выражения надежд на обретение «взаимоприемлемых форм сосуществования» между греко-католиками и православными - не более, чем лукавая игра слов.
Положение на Украине - еще один предмет заботы патриарха и папы. Ему посвящены 26 и 27 пункты Совместного Заявления. К «деятельному миротворчеству» призывают оба «лидера» «все стороны конфликта» для достижения мира в стране. Но какова настоящая подоплека этих призывов? У каждой воюющей стороны есть свои взаимоисключающие цели и интересы. Невозможность урегулировать эти интересы путем мирных переговоров привела в итоге стороны к военному столкновению, к гражданскому противостоянию. Несколько наивными и неуместными в такой ситуации кажутся все призывы к «благоразумию» и к «общественной солидарности». Неуместными или же спекулятивными, использующими братоубийственную войну с целью внедрения в сознание людей идеи псевдорелигиозного единства якобы для скорейшего установления мира. Не католицизм ли, внедрившийся в свое время на Украине, расколол украинский народ, лишив его монолитности и целостности? Не папство ли в известной степени способствовало установлению хаоса в стране? Идеи ложного религиозного единства католичества и Православия пригодны только для идеологической диверсии, но никакой реальной пользы в деле умиротворения страны они принести не в состоянии. «Католические общины» никогда не будут способствовать тому, чтобы православные на Украине жили в «мире и согласии». Это совсем не входит в задачи Римской курии.
В п. 28 Декларация продолжает призывы к совместному свидетельству православных и католиков об истине. Она старается убедить их в том, что миру совершенно необходимо такое свидетельство, что только общие усилия Православия и католичества удержат мир от кризиса бездуховности. Однако подобное соединение богооткровенной истины с явным заблуждением не только не спасет мир от глобальной катастрофы, но еще и приблизит час ее наступления, создаст еще большую помраченность в мировом сообществе. Смешение правды Божией с ложью Ватикана неминуемо расширит область тьмы в человечестве, откроет неограниченную свободу действию силам зла и ускорит появление великого обольстителя вселенского масштаба, именуемого в Библии «человеком греха, сыном погибели, противящимся и превозносящимся выше всего, называемого Богом или святынею» (2 Фес. 2, 3-4).
В предпоследнем, 29-м пункте Декларация с чисто пропагандистским пафосом заявляет: «В безбоязненном возвещении правды Божией да поможет нам Богочеловек Иисус Христос». Прикрываться именем Христа и цитатами из Священного Писания - излюбленный прием известных сил, привыкших привлекать авторитет Библии к внедрению своего завуалированного обмана. Все лжеучители начинали с того, что подбирали соответствующие цитаты из Библии. Этим же подбором цитат они, как правило, и заканчивали свои умственные построения. В этом смысле Заявление не являет собой ничего нового. Новаторством, пожалуй, можно назвать последний пункт Декларации, 30-й. В нем два «религиозных лидера» молитвенно обращаются к Деве Марии, чтобы Она укрепила «братство всех, Ее почитающих», и собрала воедино народ Божий, католиков и православных, для прославления имени Пресвятой Троицы. При этом вопрос о том, угодно ли Деве Марии такое совместное обращение к Ней католиков и православных, конечно, не ставится. Однако именно тут, в момент молитвенного предстательства, уместно было бы вспомнить, что католицизм нарушил учение Церкви о почитании Богоматери и догматизировал свои измышления о Ее непорочном зачатии, которых никогда не разделяла и не принимала Вселенская Церковь. Не тщетно ли ожидать, что молитва, в которой к правде подмешана ложь, будет угодна Той, Которая явилась Матерью воплотившейся и сошедшей на землю Божественной Истины?
Как мы могли видеть, Совместное Заявление, подписанное патриархом Кириллом и папой Франциском на встрече в Гаване, содержит в себе такие призывы и утверждения, принять которые не может совесть православного христианина. Оно провозглашает новое направление всей церковной жизни, в котором содержится угроза размыва чистоты богооткровенной истины, хранимой Православной Церковью. Высшая церковная власть в России сегодня встала на путь преступного разрушения Священного Предания Церкви. При этом она делает лживые заверения о том, что совместные труды православных и католиков не повлекут за собой отступление от вероучения, канонических норм и богослужебного строя Православия. Но это сотрудничество, несомненно, приведет к постепенному стиранию границ между Православием и католичеством. Оно неизбежно вызовет процесс разрушения незыблемых основ Православия и обернется утратой переживания Его истинности. Долг православных христиан сегодня заключается, прежде всего, в осознании той серьезной опасности, которая нависла как над душой каждого из них, так и над всем нашим отечеством. После подписания гаванской Декларации православные христиане в России уже не могут всецело доверять своей церковной власти и слепо следовать за ней. Быть бдительными и стоять на страже Православия - священная обязанность каждого православного христианина. От неколебимого стояния в истине Православия всегда зависела судьба нашей Родины. Не позволим же иерархам-изменникам обманывать себя вкрадчивыми речами, не поменяем перспективу вечной блаженной жизни на сиюминутные блага жизни временной и пребудем твердыми в исповедании чистоты Православия".