В "Повести временных лет"
или, как ещё ея именуют,
Лаврентьевской летописи,
редактированной именитым Нестором-летописцем,
Муром почислен
среди семи древнейших русских городов,
наряду со стольным Киевом, Старым Изборском
и Великим Новгородом.
Однако, как былинный Илья Муромец
тридцать лет и три года
посиживал себе тихохонько на печи,
так и древний Муром - удел святого страстерпца князя Глеба -
дремал себе цельными столетиями,
никак о себе не заявляя ни в летописях,
ни в каких других письменных свидетельствах,
и только прохождение юного ещё тогда
и уже богомольного и набожного Ивана Грозного,
намеревавшегося силою брать Казань,
пробудило Муромский край
от берложьего дрёмания.
Уверенный в том, что победу над супостатами даровало,
молитвенное предстательство Муромских чудотворцев,
царственной десницей Иван Васильевич
щедро дал денег
на каменное поновление
ветхих деревянных храмин,
и только, собственно, с середины 16-го столетия
и начинает прослеживаться история
муромских монастырей и имена их настоятелей.
http://www.liveinternet.ru/photo/velos/post9300080/ .
И архитектура муромских святынь обрела
характерный вид того времени храмоздательства:
как похожие друг на дружку матрёшки,
с гадокоуточными горловинами
пришлёпнуто-фальшивых куполов
http://www.liveinternet.ru/photo/velos/post9300082/.
По зову царёву и указа митрополита Макария
тогда же были написаны и жития
крестителей Муромы
князей Константина, Михаила и Фёдора,
преподобного Ильи Муромца,
а также благоверных княжеской четы Петра и Февронии,
правда, уже по лекалам не столько отечьим,
сколько уже Западным,
с барочной вязью
католической трубадурной романтики
про агриковы мечи и блудных змей горынычей
http://www.liveinternet.ru/photo/velos/post9575814/.
И поскольку нашими святыми
занимаются ещё и учёныя мужи,
то и возникает множество недоумений в духе:
"А был ли то мальчик?" - существовали ли вообще
и сами крестители, и преподобный Илия,
и благоверныя Пётр и Феврония?
А если всё-таки допустить, что:
"Да - существовали, как же может быть иначе...", -
то в каком же тогда, простите, веце?
http://www.liveinternet.ru/photo/velos/post9300171/.
На неразгаданной ещё ребус
походит история Мурома,
с нетерпеннием ждёт своего гадателя,
а на окском бережку
в том месте, где переплавлялось
войско Ивана Грозного,
стоит поставленная им обетная -
значит, в один день памяти Кузьмы и Демьяна
поставленная,
единственная на всю округу шатрова церковь.
В девятнадцатом веке шатёр рухнул,
и с тех про она так и стоит под временной крышей -
запертой и уже как полтора века закрытой.
Тогда были вроде как у купцов деньги,
но никто не знал, как шатёр сей восстанавливать,
сейчас вроде как лет сорок
существует проект реставрации,
но зато у города нет на неё денежек.
Так и стоит она поныне
как нелепое свидетельство
куртизанного блеска и нищеты
нашего и поныне
богатырского печесидения
http://www.liveinternet.ru/photo/velos/post9489384/...