Начало двадцатого веку - не только эпоха декаданса в культуре,
но и, несмотря на настойчиво артикулируемую
враждебность к культуре светской,
декаданса православно-церковного:
"Кроме того в своей обители Илиодор вывесил портрет Льва Толстого для всеобщего в прямом смысле этого слова оплевывания: паломники, проходя мимо портрета Толстого, в него плевали, а сам Илиодор в одной из проповедей говорил: "Главным врагом Церкви православной и всего русского народа является великий яснополянский безбожник и развратитель, окаянный граф Лев Толстой".
http://zavtra.ru/denlit/121/21.htmlРечь идет о духовнике придворного люда
иеромонасе Илиодоре Труфанове,
личности харизматной,
настроенной строго антитеатрально,
и о его духовной обители,
обустроенной им в Царицыно,
будущем Волгограде:
«Службы церковные им обставляются настолько торжественно - пишет “союзническая” газета, - что во время этих служб люди забывают, где они находятся, на небе или на земле <...> все это увлекает и поражает, все забываешь и как будто поднимаешься от земли. Богомольцы стоят в храме у о. Илиодора по 5-7 часов и не чувствуют усталости»
http://aliom.orthodoxy.ru/arch/046/hizhy46.htmПо благословению своего "добрго друга"
Григория Ефимовича Распутина,
Илиодор насаждает в Царицыно
Свято-Духов монастырь
и новую миссионерско-возрожденческую "духовность":
"Крестные ходы у Илиодора выходили за рамки обычной религиозной процессии. Здесь было все - и смесь театрального действа со средневековой мистерией, и политическая манифестация с устрашением потенциальных врагов, но лишь внешне это отдаленно напоминало богослужение. В этих процессиях принимало участие более тысячи человек. По воспоминаниям современников, шествия были лучше и многочисленнее столичных: «Становятся певчие в числе более 1000 человек. Из ворот монастыря выносят 11 исторических картин громадного размера: “Русь идет”, “Николай II”, “Государыня и наследники”, “Смерть Сусанина”, “Минин”, портреты других императоров <...> Впечатление от патриотических торжеств не поддается никакому описанию». Илиодор говорил, что в некоторых процессиях принимало участие до 10 тыс. и более человек. Это превосходило по многолюдности даже печально знаменитый крестный ход 9 января 1905 года."
http://aliom.orthodoxy.ru/arch/046/hizhy46.htm