В Сумьском своем - нередком в былые годы - гостевании довелось мне заглянуть также и в телевизию тамошнюю. Оттого-то, сударь мой, написанное Вами и отозвалось как-то особенно чувствительно. Среди калейдоскопных стуклушек виденного - запечатлелись особенно кадры о досюльной ихней жизни. Выборг, Тереоки и протчие, более мелкие, места и местеки "исконно русских земель
( ... )
Ещё графиня Уварова в дневнике путешествия по Кавказу в 60-х годах 19 веку заметила, что там где ступила нога русского чиновника - там всегда разгром и мерзость запустения. Так и написала ведь тогда: "Нет никакого проку в расширении Россией собственных территорий"... И напротив - в Сибири, где ссыску и чиновника и вообще власти вовсе не было - Сибирска культура и цивилизация процветала с невиданной прибылью. Так ведь и именовали тогда Ядринцев и Потанин будущее государство: Сибирские Соединённые Штаты, полагая что и для России в том больше пользы будет...
Бога нужно за то особенно благодарить, что не пропустил "им" сибирски реки вспять повернуть, а то были бы там, пожалуй, такие соединённы штаты, каковых ещё свет не видывал. И ведь всё, заметьте, - божья роса. Абсолютно всё!
И без сибирских рек трубой с её нефтью и газом только и дышим. Страшно и подумать бы было, что ж с нами сиротами приключилось бы, не имей мы дойну корову - Сибирь под боком...
да... советизация карельского перешейка носила какой-то исключительно злобный характер. Аналогии только в Восточной Пруссии, где все же шли упорные бои. Но здесь-ни могил, ни исторических названий. Помню детские поездки за грибами в Первомайское. На Средне-Выборгском шоссе стояла пирамидка из булыжников-финская могила или памятный знак на месте какой-то катастрофы. Разумеется все надписи были уничтожены ранее,но и эта "память" коу-то мешала. Бульдозером все раскатали под чистую...
Виноват! Что-то не припомнится мне случай, когда бы советизация - где бы то ни было - носила характер благостный. Меня всегда удивляло как раз то, что на Карелськом перешейке уцелели какие-то финские редкие названия. Северное же побережье Ладоги входит в состав "Карелськой республики", которая в пору массовых переименований была ещё "Карело-Финской", поэтому там и сохранились многие топонимы. Какие-то планы, судя по всему, ещё и тогда вынашивались, так как в "карелських" школах преподавался и после войны не карельский, а литературный финский язык - при почти полном отсутсвии - за исключением финиспектора и Финкельштейна - финнов в советской Карелии.
полагаю, что это произошло из-за фактического трансфера населения на Карельском перешейке. Погран ли зона, или т.н. "пьемонтский фактор", но все довоенное население или ушло или было переселено. Я вырос в Юкках, которые всегда были в составе России, СССР, но население было сплошь финским. Была до революции кирха. И даже дачники были петербургские шведы или немцы. Так вот большая часть населения была заменена. Остались лишь финны, носившие русские фамилии. С началом перестройки вернулись несколько человек из мест бывшей ссылки.
Ингерманландские (инкери) финны подверглись сплошной высылке в конце тридцатых годов. Кроме того, наряду с представителями иных "неблагонадёжных" национальных групп, они и в предшествующие переселению годы подвергались репрессиям особенно густо. Здесь финские топонимы практически не заменялись на русские - Юкки, упромянутые Вами, Парголово, Лемболово, Пулково, Токсово, Коломяги - наконец. Однако я имел в виду бывшие финские территории, окончательно отошедшие к советам уже после войны и почти сплошь покинутые местными жителями, не пожелавшими остаться "под большевиками". Там уцелевшие финские названия являются, скорее, исключениями, подтверждающими правило - Каннельярви, например. В Юкках финский лютеранский приход восстановили и построили там очень уютную бревенчатую киркку, где крест на алтаре составлен из огромных кованных гвоздей, оставшихся на пепелище сгоревшего старого здания.
Освобожденные от хозяев земли заселялись всяким советским рабским людом - на помещика вовсе не похожим. Со времён екатериниских "дворянских вольностей" помещик стал полновластным хозяином своего поместья. Собственно, и помещиком-то перестал быть в строгом значении этого слова - став владельцем. Многие переселяемы были - целыми колхозами - из российского нищего колхозного нечерноземья и, даже, из Белоруссии. Кое кто, несомненно, бежал туда (как и в бывшую Восточную Пруссию) от послевоенной коллективизации. Как всегда - предельно репрессивной.
"Мы ножичком-то "чик" лютого помещика. Господин помещичек, собирайте вещи ка. А наши топоры лежали до поры..." Отец - слышь - рубит (помещичка), а я отвожу. В лесу разносилась отборная ругань...
немного не в тему, хотя, как сказать. Три дня тому назад в нашей с Вами деревне, на углу Большого и Лесного проспектов была замечена лосиная семья. Как они бедные перебрались через жедезную дорогу и куда направились далее неизвестно. Надеюсь остались живы, п.ч. сограждане убьют за милую душу. Или раздавят. Позавчера у меня на нижнем шоссе убили собаку. Пуделя. Безусловного члена семьи.
Да, жутковато смотрится сплошная вереница лесовозов, мчащихся по трассе М-18 в сторону Сумь-страны. По фасаду-то сразу и не поймёшь, что делается в глубине редеющих лесов - только разбитые тяжелыми колёсами промысловые дороги, выныривающие на большак, направляют мысль к печальному будущему... Впрочем, народ российский самоистребляется, кажется, не менее стремительно...
Comments 27
Reply
в дневнике путешествия по Кавказу
в 60-х годах 19 веку
заметила, что там где ступила нога русского чиновника -
там всегда разгром и мерзость запустения.
Так и написала ведь тогда:
"Нет никакого проку в расширении Россией
собственных территорий"...
И напротив - в Сибири, где ссыску и чиновника и вообще власти вовсе не было -
Сибирска культура и цивилизация
процветала с невиданной прибылью.
Так ведь и именовали тогда Ядринцев и Потанин
будущее государство:
Сибирские Соединённые Штаты,
полагая что и для России в том больше
пользы будет...
Reply
Reply
трубой с её нефтью и газом только и дышим.
Страшно и подумать бы было,
что ж с нами сиротами приключилось бы,
не имей мы дойну корову - Сибирь под боком...
Reply
Помню детские поездки за грибами в Первомайское. На Средне-Выборгском шоссе стояла пирамидка из булыжников-финская могила или памятный знак на месте какой-то катастрофы.
Разумеется все надписи были уничтожены ранее,но и эта "память" коу-то мешала. Бульдозером все раскатали под чистую...
Reply
Меня всегда удивляло как раз то, что на Карелськом перешейке уцелели какие-то финские редкие названия. Северное же побережье Ладоги входит в состав "Карелськой республики", которая в пору массовых переименований была ещё "Карело-Финской", поэтому там и сохранились многие топонимы. Какие-то планы, судя по всему, ещё и тогда вынашивались, так как в "карелських" школах преподавался и после войны не карельский, а литературный финский язык - при почти полном отсутсвии - за исключением финиспектора и Финкельштейна - финнов в советской Карелии.
Reply
Погран ли зона, или т.н. "пьемонтский фактор", но все довоенное население или ушло или было переселено.
Я вырос в Юкках, которые всегда были в составе России, СССР, но население было сплошь финским. Была до революции кирха. И даже дачники были петербургские шведы или немцы.
Так вот большая часть населения была заменена. Остались лишь финны, носившие русские фамилии.
С началом перестройки вернулись несколько человек из мест бывшей ссылки.
Reply
Здесь финские топонимы практически не заменялись на русские - Юкки, упромянутые Вами, Парголово, Лемболово, Пулково, Токсово, Коломяги - наконец. Однако я имел в виду бывшие финские территории, окончательно отошедшие к советам уже после войны и почти сплошь покинутые местными жителями, не пожелавшими остаться "под большевиками". Там уцелевшие финские названия являются, скорее, исключениями, подтверждающими правило - Каннельярви, например.
В Юкках финский лютеранский приход восстановили и построили там очень уютную бревенчатую киркку, где крест на алтаре составлен из огромных кованных гвоздей, оставшихся на пепелище сгоревшего старого здания.
Reply
Reply
Многие переселяемы были - целыми колхозами - из российского нищего колхозного нечерноземья и, даже, из Белоруссии. Кое кто, несомненно, бежал туда (как и в бывшую Восточную Пруссию) от послевоенной коллективизации. Как всегда - предельно репрессивной.
Reply
Reply
Господин помещичек, собирайте вещи ка.
А наши топоры лежали до поры..."
Отец - слышь - рубит (помещичка), а я отвожу.
В лесу разносилась отборная ругань...
Reply
Как они бедные перебрались через жедезную дорогу и куда направились далее неизвестно.
Надеюсь остались живы, п.ч. сограждане убьют за милую душу. Или раздавят.
Позавчера у меня на нижнем шоссе убили собаку. Пуделя. Безусловного члена семьи.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
в наших краях почиваете?
И где же Вас ссыскать?
Reply
Leave a comment