Оригинал взят у
alekz_dybin в
Как делают мотоциклы "Урал"Многие, с кем общался об этой поездке в небольшой уральский городок Ирбит, удивлялись, что мотоциклы "Урал" до сих пор живы, собираются и продаются. Как-то этот бренд канул в Лету в последние годы. Совсем забылся. А он жив, в целом даже здоров и неплохо продается причем на Запад. Я прогулялся по сборочному цеху и выяснил как там все обстоит.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15538/250324706.5/0_d864e_3d78505_XL.jpg)
01. Начнем с фасада. Опознать в этом сером здании некогда завод-гигант сложно. Стелла с мотоциклом плохо видна с дороги из--за запущенного сквера. Вывесок нету. Большая часть здания, которое было когда-то заводоуправлением сдана в аренду под магазины, лавки, кафе. Розовые двери на заднем плане и есть проходная, через которую почти никто не проходит. На предприятии по производству мотоциклов "Урал" работает чуть больше ста человек. Для сравнения в советские годы рабочих было 10 000.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15578/250324706.5/0_d8646_40e565e0_XL.jpg)
02. Строго говоря эти мотоциклы правильнее было бы называть Ural, чем "Урал". Потому что большинство комплектующих в них импортные. Знатоки мототехники наверняка много значительно покачают головой когда увидят список брендов, которые поставляют компоненты в Ирбит. Телескопические вилки Marzocchi, амортизаторы Sachs, генератор Denso, аккумулятор Yuasa, зажигание Ducati, подшипники SKF, шестерни Herzog, манжеты NAK, дисковые тормоза Brembo, электронный впрыск топлива на основе компонентов Bosch и Delphi. В общем полный фарш по мотоциклетным меркам.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16193/250324706.5/0_d8643_4ed9630f_XL.jpg)
03. Из нашего советского здесь: трубы для рамы, литье для двигателя и листы для коляски.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16102/250324706.5/0_d8642_d972a10c_XL.jpg)
04. Мотоцикл "Урал" во многой самый-самый и единственный в мире. Загибаем пальцы: единственный всесезонный, не боящийся мороза мотоцикл.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16130/250324706.5/0_d863e_7bde259_XL.jpg)
05. Единственный серийный мотоцикл с коляской
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15514/250324706.5/0_d863d_45db51c4_XL.jpg)
06. Единственный полноприводный мотоцикл. Да такое тоже бывает. Если забрался в непролазное, можно жестко подключить колесо на коляске. В этом режиме мотоцикл может ехать только прямо, но зато вывезет из любой каши.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15560/250324706.5/0_d8637_f3c11fe1_XL.jpg)
07. Ребята с завода рассказали, что регулярно выбираются на мотоциклах в леса и горы, добирались до перевала Дятлова, а по трассе "Урал" спокойно идет 110 км/ч.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16121/250324706.5/0_d863c_2378f816_XL.jpg)
08. Станки на заводе в основном советские, но есть и новые, например эта лазерная вырезалка.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15557/250324706.5/0_d8635_643389a7_XL.jpg)
09. В цеху окраски работают в основном женщины. Мужики трудятся на сварке, резке и сборке. Один работяга может обслуживать по 10 станков. Работа неспешная, потому что норма - 5 мотоциклов в день. В советское время за каждым станком было по два рабочих, трудились в две смены. В год предприятие выдавало по 10 000 единиц техники.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15506/250324706.5/0_d8633_ec7dbf2b_XL.jpg)
10. Работой на заводе дорожат. 25 000 рублей в Ирбите на дороге не валяются.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15573/250324706.4/0_d862e_7859b22c_XL.jpg)
11. В год предприятие выпускает около 1000 мотоциклов. 99% идут на экспорт. Работают по предоплате. Дилеры собирают заказы - через несколько недель, покупатель получает свой "Урал". В России их покупают богатые люди, которых накрыла ностальгия. На Западе - фанаты сурового милитари и любители забраться в дебри. По проходимости "Урал" вне конкуренции. Эндуро, мотоциклетные кроссоверы и тому подобная техника противопоставить ничего не могут. Бой дать сможет разве что квадроцикл или багги.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15579/250324706.4/0_d862b_4561e8bf_XL.jpg)
12. В России "Урал" можно купить только в трех местах. В США дилер есть почти в каждом штате, в некоторых - по два. Мотоциклы ежегодно проходят жесткое тестирование в США и Европе, чтобы соответствовать экологическим нормам и нормам безопасности. Все тесты "Урал" проходит.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16117/250324706.4/0_d8629_a232d200_XL.jpg)
13. По большому счету есть только две модели "Урала". Они отличаются только внешним видом. Одна под ретро, другая посовременнее. Конструктив весь идентичен. Зато больше 60 вариантов раскраски.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15561/250324706.4/0_d8625_95bb475_XL.jpg)
14. Сборка стапельная, что обеспечивает высокое качество.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15500/250324706.3/0_d85da_1e57c891_XL.jpg)
15. Сборочный цех удивил своей продуманностью. Все по полочкам, коробочкам. Все четко.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16116/250324706.3/0_d85d8_bf3480aa_XL.jpg)
16. Здесь собирают сцепление.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15566/250324706.3/0_d85d9_6971b9bd_XL.jpg)
17.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15595/250324706.3/0_d85dc_8941ee42_XL.jpg)
18. А это скоро будет мотором.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15569/250324706.3/0_d85e3_e5ed526e_XL.jpg)
19. Конструкции уже много лет. Да и по большому счету современный "Урал" - это лишь глубоко модернизированная версия прототипа мотоцикла BMW 40-х годов. Но об истории расскажу в другом посте.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16178/250324706.3/0_d85e4_434c8387_XL.jpg)
20.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15531/250324706.3/0_d85ea_d3d92db_XL.jpg)
21. Скелет обрастает кишками.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15534/250324706.3/0_d85f2_2de541e6_XL.jpg)
22.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16138/250324706.3/0_d85ef_46abb459_XL.jpg)
23. Вот они тормоза Brembo. Кто в теме, тот поймет)))
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9105/250324706.3/0_d85f3_7591df04_XL.jpg)
24. Даже на экспортных вариантах "Урал" пишется по-русски.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15516/250324706.3/0_d85f8_60d88cfe_XL.jpg)
25.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15504/250324706.3/0_d85fb_5a99e693_XL.jpg)
27. Покраска порошковая - тоже самое модная.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15534/250324706.3/0_d8600_60d7d17c_XL.jpg)
28.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15503/250324706.4/0_d860b_f79a2b8d_XL.jpg)
29. Для Россиян такой мотоцикл обойдется в сумму около 500 000 рублей.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16129/250324706.4/0_d860d_a161aa25_XL.jpg)
30. На специальном стенде тестируют и обкатывают каждый мотоцикл.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16117/250324706.4/0_d8611_f668ce6c_XL.jpg)
31. "Урал" может дать массу поводов для скепсиса: дорогой, архаичный, ничего русского в нем уже нет.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15581/250324706.4/0_d861b_b01a0743_XL.jpg)
32. Но есть и повод для позитива. Завод пусть и в таком виде, но сохранили, бренд жив. А главное пользуется спросом, продиктованным не модой, а прагматикой. "Урал" - бескомпромиссный проходимец, при этом может везти груз до 150 кило (по паспорту, в реальности больше). Отличный выбор для любителя путешествий. "Урал" кроме харизмы обладает еще и потребительскими свойствами, потому его и покупают.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15504/250324706.4/0_d8620_996813a4_XL.jpg)
Но ощущение все-таки двойственное. Хотя предприятие живо и как-то развивается. В сравнении с тем, что было в советские годы, выглядит все несколько удручающе. Но себя можно успокоить тем, что "Урал" с производства массового продукта перешел на эксклюзивный.