Из Одессы в Севастополь на электрической «Юноне»: заброшенная буровая, шторм и дельфины

Jun 09, 2013 16:46

Пока коллеги живописали последствия страшного урагана, я, можно сказать, расслаблялся, воюя с совсем другой стихией — морской. Я прошел на яхте «Юнона» от Одессы до Города русских моряков, приняв участие в парусном ралли «Морское перо-2013». Узнал, что такое настоящий шторм, и даже принес жертву Посейдону!

Маленькая «Юнона» (ее длина - всего 8 метров, конструктивно - это перестроенный олимпийский класс «Солинг», производившийся в СССР как «тип 22») стартовала из Одессы рано утром 28 мая. «Благодаря» пограничникам, курс пришлось проложить не напрямик, а в пределах территориальных вод, что отразилось на продолжительности нашего путешествия. И, что характерно, даже в таком, по сути каботажном походе, надо иметь дело с таможней!


Ваш Кайзер

Опубликовано на Думской.net


Но все это мелочи по сравнению с темя, как встретило нас море. Оно было бурным! К вечеру начался шторм со всеми вытекающими последствиями в виде морской болезни и травли за борт. Неподалеку от Тендры курс яхты пересекла небольшая стая лебедей, возвращающихся в наши края с «зимних квартир».






Первая ночь прошла между Тендрой и Тарханкутом. К вечеру ветер стих, а при сильном волнении продолжать переход смысла не было. Стали на якорь, хоть яхту и болтало так, что упасть с койки было легче легкого. Что разок и случилось с автором. На второй день ветер поутих - и с утра до позднего вечера «Юнона» шла вдоль Крыма, огибая Тарханкут. Встретили заброшенную еще в начале 1990-х морскую буровую платформу. Она разграблена, ночью никак не освещается. От аварий спасает разве что отсутствие активного судоходства в этом районе.



Западный Крым. У поселка Черноморское — лес из ветряков. Там находится крупнейшая ветроэлектростанция в стране.



Около скалистых берегов Тарханкута, изрезанных гротами, прямо в море стоят огромные военные радары. А в воде плавает всякий мусор - в основном пластиковые пакеты.






И здесь же единственный раз за все путешествие встретились дельфины - небольшая их стая больше часа сопровождала яхту.



Сумасшедший по красоте закат у Тарханкута. Снова стихает ветер. Начинается бессмысленная болтанка. За ночь нас немного сносит назад.



Новый день. Утренний свежий ветер к полудню сменяется штилем. Все вокруг заволакивает дымкой. Вспомогательный движок почти бесполезен. Затем вновь поднимается ветер, и «Юнона» без приключений доходит почти до самого Севастополя.



И новая неприятность..Буржуинский ДжиПиЭс показывает полтора десятка миль до цели, однако ветер, зараза, стихает окончательно. Уже видны огни города и даже слышна музыка ночных клубов - звук по воде распространяется на гораздо большие расстояния, чем на суше. Так наступает третья, незапланированная ночевка в открытом море.



Ужинаем гречневой кашей с банкой тушенки. Настроение поднимается. Ждем следующего дня.



Надо сказать, что «Юнона» — не простая яхта, а… электрическая. Вместо традиционного движка - дизеля или подвесного бензинового мотора — на ней стоит электродвигатель мощностью 350 ватт, питаемый мощным гелевым аккумулятором. Этого хватает, чтобы комфортно выйти из порта и затем вернуться. С парадной скоростью в 2-3 узла яхта может идти под электромотором часа три-четыре. Не больше. И к концу третьего дня, когда Севастополь уже вот, на ладони, энергия иссякла. Все надежды — на парус. А между тем, лет десять назад «Юнона» короткое время была самой настоящей «солнечной» яхтой: на ней вместо мачты стоял пилон с «крыльями» из солнечных батарей. И даже в пасмурную погоду их хватало, чтобы яхта спокойно ходила по акватории Одесского порта. Потом, правда, эту технику сняли.

Как бы то ни было, утром 31 мая, подгоняемые легким бризом, мы все же вошли в гавань Севастополя. Продефилировали мимо набережной и памятника затопленным кораблям к Южной бухте. Дальше — от одного военного корабля к другому, буквально в паре метров от субмарин Черноморского флота РФ. В самом конце Южной нас встречает новенькая марина «Царская пристань» (Royal Pier). Можно зарядить аккумуляторы, помыться и, вообще, почувствовать себя человеком.



СЕВАСТОПОЛЬ-БАЛАКЛАВА-СЕВАСТОПОЛЬ

Утром 1 июня - старт регаты. К «Царской пристани» подходят яхты, собираются местные журналисты, начинается совещание капитанов.



Выясняется, что «Юнона» пойдет на буксире - это единственная яхта без полноценного экипажа (на борту один опытный яхтсмен и один журналист, а для качественной работы с парусами нужно минимум три или даже четыре человека) и вспомогательного двигателя.



В полдень все 22 яхты, участвующие в ралли, собрались на рейде Севастополя, ожидая сигнала с судейского корабля.



Это - «Орион», старейшая яхта Украины. 1937 года постройки. Бытует легенда, что на ней ходил под парусами сам Геринг. На самом же деле, во время оккупации немцы использовали небольшой парусник как учебное судно для Кригсмарине.



Выходим в море. Впереди яхт - огромный, груженый под завязку балкер.



Позади - разведывательный корабль Черноморского флота "Приазовье".



А между ними - десятки парусов.






Курс - сначала на мыс Херсонес, потом на Балаклаву.






Впереди - 60 миль открытого моря. Ветер противный, поэтому яхты идут галсами, крутым бейдевиндом.



Нашу «Юнону» берет на буксир роскошная деревянная двухмачтовая «Отрада» — неформальный флагман севастопольского яхтенного флота под командованием капитана Олега Ветрова. Идти на буксире - не так просто, как может показаться на первый взгляд. Надо повторять все маневры ведущего судна - в том числе и парусами. Ведь буксир только помогает нам идти, а не тянет. Плюс, всегда есть риск столкновения в момент перемены галса и сопутствующего ему резкого поворота.



Особенность «Морского пера» в том, что это яхтенное ралли, а не регата. Здесь нет четкой ориентировки на скорость. Только общий старт, маршрут, ориентировочное время финиша. При необходимости можно включить мотор (во время регаты за такое - немедленная дисквалификация), можно остановиться и искупаться в море, можно изменить курс. Яхтенное ралли - это такая себе коллективная морская прогулка.



После обеда, обогнув мыс Херсонес с его маяком и заброшенным центром космической связи «Днепр», пройдя вдоль обрывистого берега и мыса Фиолент, яхты входят в Балаклаву.



А вы пробовали с первого раза найти вход в Балаклавскую бухту? Не получается. Секретная бухта с секретным подземным заводом по ремонту подлодок, а сейчас - сплошной яхт-клуб.






Утром 2 июня - снова старт. Из Балаклавы.






И сразу - штиль.






Снова идем на буксире у «Отрады», под самым берегом. Циклопические скалы до самого Фиолента не просто впечатляют, они буквально подавляют.



Яхты и люди на их фоне кажутся просто крохотными муравьями.



Дома наверху, в том числе Георгиевский монастырь в Фиолентской бухте, - тоже крохотные.









Снова огибаем Херсонес - и дальше идем сами. Ветер приличный, скорость тоже весьма приличная для «Юноны» — 5-6 узлов. Так и входим в старейшую марину Севастополя - 57-й яхт-клуб Черноморского флота, основанный еще в 1886 году. Ралли окончено. Победила дружба.






Автор садится на поезд и едет в Одессу - мимо Перекопа, пересекая по мостам Днепр и Южный Буг. А «Юнону» снова ждут 160 миль открытого моря.



РАЗМЫШЛИЗМЫ

Если взглянуть на то, что творится с яхтингом в Одессе и Севастополе - то сравнение будет не в пользу Причерноморской Пальмиры.

В нашем городе три яхт-клуба, один из которых (на 8-й Фонтана) влачит жалкое существование, второй (в Отраде) - постоянно связан с какими-то скандалами и недостаточно оборудован, а третий (на морвокзале) - безумно дорог. В Севастополе яхт-клубов более десятка, причем некоторые из них - новые, со всей необходимой для яхтсменов инфраструктурой. Мало того, буквально каждый свободный метр причальной линии в Севастополе занят какой-нибудь яхтой, лодкой или прогулочным катером. У нас такого нет. Ну негде в пляжной Одессе оборудовать множество марин, как в Севастополе с его обилием бухт и военной базой.

В Одессе только один яхт-клуб оборудован в достаточной мере - на морском вокзале. Только там, придя с моря, можно тут же цивилизованно принять душ, подключить яхту к электроэнергии или заправить топливом. За сие удовольствие надо платить 250 грн. в сутки. Для сравнения: новейшая марина «Царская пристань» стоит впятеро дешевле - с тем же набором благ для человека и яхты. Наш яхт-клуб в Отраде берет за стоянку яхт по 100 грн. в сутки, при этом для самих яхтсменов условий - никаких.

В данном случае срабатывает жесткая конкуренция между севастопольскими маринами - в борьбе за яхты они снижают цены. В Одессе же монополия, что и порождает высокий уровень цен и низкий уровень сервиса. Следствием этого становится и меньшее количество яхт в нашем городе, и меньшее количество регат и прочих морских мероприятий.

фото, яхт-клуб, море, севастополь, регата, балаклава, одесса, яхта

Previous post Next post
Up