Лавина беженцев из стран Северной Африки и Ближнего Востока, захлестывающая Европу, нарастает с каждым днем. Казавшееся еще год назад бедственным положение Старого света сегодня представляется временами стабильности: год назад обезумевшие от страха толпы мигрантов не штурмовали полицейские кордоны и не захватывали железнодорожные вокзалы. Приток беженцев был, но это был ручеек по сравнению с мощной лавиной, которая накрывает ЕС сегодня.
Хотя Ливия и Сирия уже были погружены усилиями Запада в кровавый хаос, европейцы полагали, что жители этих стран будут умирать в своих разрушенных городах, а до благополучного бюргера дойдут разве что душераздирающие снимки разорванных детей.
Вероятно, что усиление потока беженцев в 2015 году связано с двумя факторами - действиями "Исламского государства" на Ближнем Востоке (и присягнувших ему африканских группировок "Боко Харам" и "Аш-Шабаб") и изменениями в миграционном законодательстве Евросоюза.
Хотя большинство стран ЕС не соблюдает общие для Союза миграционные правила, предпочитая спихивать ответственность за прием мигрантов на южные страны Европы, куда полчища обездоленных беженцев причаливают на своих утлых судах, тем не менее, потенциальных мигрантов должно было обнадежить
вступление в силу директивы по миграционной политике ЕС. Документ начал действовать в июле 2015 года и включает в себя ряд законодательных послаблений для мигрантов, прибывающих в Европу. В основном, беженцы получили право на ускоренный порядок легализации на территории принимающих стран, теперь процедура рассмотрения заявления о предоставлении убежища занимает всего 6 месяцев.
Облегчены, кроме того, условия временного размещения мигрантов, ожидающих рассмотрения их заявлений о предоставлении убежища. Мигранты получили также право на получение юридической помощи, при чем, на понятном для них языке. Вводятся особые условия для несовершеннолетних мигрантов, они могут подавать заявление на предоставление убежища в любой стране Евросоюза, а не только в той, в которую прибыли изначально.
Конечной целью реформирования миграционного законодательства Евросоюза является введение унифицированного статуса беженца, действующего на территории всего Евросоюза для справедливого распределения миграционного потока среди стран-участниц ЕС.
Кроме того, уже к концу 2015 года Брюссель намерен ввести единый перечень небезопасных для проживания стран, приезжие из которых смогут рассчитывать на предоставление убежища. На сегодняшний день государства Евросоюза имеют собственные списки таких государств, где-то Ирак, к примеру, считается вполне благополучным государством, в то время как другие европейские государства принимают поток беженцев из этой страны.
Сводки новостей их Европы носят поистине апокалиптический характер: огромные толпы мигрантов, штурмом берущие железнодорожные узлы, выбрасываемые на берега сытой Европы трупы погибших по пути беженцев, строящие настоящие фортификационные сооружения на своих границах государства (так поступает, к примеру, Венгрия), стремительно растущая ксенофобия рядовых европейцев, отказывающихся платить по долгам перед жителями разрушенных Европой стран. Видно, что в Евросоюзе борются два основных течения - сторонники ускоренной адаптации мигрантов и равномерного распределения их по территории ЕС, и сторонники того, что мигрантов следует вообще не пускать в Европу, наплевав на все "европейские ценности", а уж если какие-то беженцы сумеют прорваться на европейский берег, то это должно быть проблемой исключительно тех стран, куда они прибыли изначально. Чаще всего, подобные идеи излагают наиболее бедные страны-иждивенки, вроде прибалтийских государств или небогатой Венгрии.
Политические лидеры Евросоюза все в меньшей степени демонстрируют приверженность "европейским ценностям". Глава внешнеполитического ведомства Евросоюза итальянка Федерика Могерини, к примеру,
предложила в качестве меры, призванной остановить миграцию в ЕС военную операцию против перевозчиков беженцев из Африки и стран Ближнего востока. Могерини - не первая, кто предложил уничтожать суда перевозчиков беженцев.
Однако, за этим предложением стоит одно - лицемерное стремление прикрыть "благопристойной" завесой намерение просто-напросто отказать нуждающимся в убежище. Европейцы не могут просто выбросить беженцев обратно в море, зато они могут сделать так, чтобы эти люди умерли вдали от глаз просвещенной Европы, под руинами своих городов.
Это, несомненно, очень подло.
Впрочем, история европейской подлости и жестокости началась не сегодня и не вчера. Не надо говорить о невиновности отдельно взятых европейских государств в дестабилизации Ближнего Востока и Северной Африки: это делалось ради сытости и благополучия каждого в отдельности взятого жителя западных стран, во имя преуспевания каждого западного государства.
В целом, реакция европейцев на возникшие на границах Старого света потоки обездоленных и напуганных беженцев напоминает реакцию человека, увидевшего неожиданно на пороге дома жертву, восставшую из могилы и хрипящую о помощи запеченным в крови ртом. "Добить или помочь, искупив свой грех? ", - думает преступник в панике. Так же примерно рассуждают сегодня в Европе, то предлагая потопить суда, перевозящие бегущих от ужасов войны детей и женщин, то вводя ускоренный порядок получения убежища для мигрантов.