علماء السنة

Apr 05, 2012 18:09

Высказывания и фетвы ученых о тех, кто объявляет бойкоты и обвиняет мусульман-сторонников сунны, в религиозных нововведениях (окончание)

«В результате деятельности этих людей запутались мысли большого количества молодежи. Среди них есть такие, кто сбился с верной стези, последовав за тем, что предписали ему критиканы, которые встали поперек исламского призыва и начали отталкивать людей от пути Аллаха. Среди них есть такие, у которых из-за подобных критиканов образовалась огромная брешь в отношениях с учеными, в результате чего они сильно отдалились от них. Среди них есть такие, кто стал подразделять людей на классы по своему усмотрению, основываясь на том, что они слышали: мол, такой-то является «ихваном», потому что он разговаривает с «ихваном», ходит к нему или сидит вместе с ним, что такой-то является «суруритом», такой-то - «подхалимом» и т.д. Удивительно, что при этом они полагают, будто следуют по пути подтверждения и опровержения надежности людей (аль-джарх ва ат-таъдыль), взяв себе в вожди невежд, которые сами сбились с истинного пути и ввели в заблуждение других[42]. Мусульманин должен страшиться Аллаха в отношении себя и в отношении тех бедняг, которые образованы лишь на четверть или на одну десятую.



В достоверном хадисе сказано: «Если Аллах через тебя выведет на истинный путь хотя бы одного человека, то это будет лучше для тебя, чем красные верблюды»[43], то есть лучше, чем весь этот белый свет (дунья). И точно так же тот, из-за кого попадет в заблуждение хотя бы один человек, понесет на себе великое бремя (греха). Упомянув историю убийства сына Адама его братом, Всевышний Аллаха сказал: «По этой причине Мы предписали сынам Исраила (Израиля): кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям»[44].

Обвинение же человека в религиозном заблуждении намного превосходит его убийство. Когда разговор касается вопросов религии, необходимо, чтобы он основывался на доказательствах из Книги Аллаха и Сунны Его посланника, целью разговора было стремление к Лику Аллаха, польза от разговора была больше вреда, а его причина не была вызвана завистью либо следованию страстям».

Шейх Салих аль-Фаузан, да хранит его Всевышний Аллах, сказал: «Также к дурным последствиям раскола относится разобщение мусульман, поскольку они только и занимаются тем, что оскорбляют и обзывают друг друга. Каждый хочет одержать победу над своим оппонентом вместо того, чтобы заниматься самим собой. Исправить же это можно через приобретение полезных знаний. Однако, насколько нам известно, главная забота многих студентов, требующих исламское знание, заключается в разговорах о людях, затрагивающих честь людей. Об этом они судачат на своих собраниях и сходках: одного обвинят в ошибке, второго признают правым, третьего восхвалят, четвертого обвинят в заблуждении. И нет у них иного занятия, кроме как обсуждение людей!»[45].

Шейху также задали вопрос: «Что вы думаете о ситуации, когда в книгах и на аудиокассетах ученые подвергают друг друга нападкам? Не считаете ли вы, что если бы они вместе сели за стол для диалога, то это было бы лучше? Ведь, возможно, то, как они поступают наихудшее из их дел с точки зрения Ислама?»

Шейх аль-Фаузан ответил: «Ничто из того, о чем упомянуто в вопросе, не происходит среди уважаемых ученых[46]. Возможно, это имеет место среди некоторых учащихся и охваченных энтузиазмом молодых людей. Мы просим Аллаха наставить нас и их на истинный путь и оказать в этом содействие.

Мы призываем их оставить это постыдное дело, установить друг с другом братские отношения на основе благочестия и богобоязненности и обратиться к ученым по тем вопросам, которые вызвали у них затруднения, дабы те смогли разъяснить для них истину и верный путь. Им не следует поддаваться влиянию болезнетворных и подозрительных мыслей, отвращаясь от истинного пути. Однако из моих слова вовсе не следует понимать, будто надо вообще отказаться от опровержения ошибок и отклонений, которые содержатся в некоторых книгах, поскольку здесь действует принцип о необходимости давать добрые наставления мусульманской общине»[47].

Наконец, шейха спросили: «Какое наставление вы дали бы молодому человеку, который, оставив требование шариатских знаний и призыв к Аллаху, начинает много рассуждать о разногласиях между учеными, при чем не опираясь в этом ни на знание, ни на проницательность?»

Шейх ответил: «Я завещаю всем своим братьям, особенно молодежи и требующим шариатское знание, чтобы они занимались требованием истинных знаний, будь то в мечетях, медресе, институтах или на факультетах университетов. Им следует заниматься своей учебой и своими делами и оставить рассуждения об этих вопросах, потому что такие рассуждения не приносят блага, нет никакой пользы вникать в них, занятие ими является пустой тратой времени и приводит в беспорядок мысли. Подобные рассуждения препятствуют добрым делам, задевают честь людей и разжигают рознь между мусульманами. Мусульманам в целом и требующим шариатское знание в частности следует оставить эти дела и стремиться к примирению изо всех сил, ведь Всевышний сказал: «Воистину, верующие - братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, - быть может вы будете помилованы»[48]. Если вы увидите кого-то, кто совершил ошибку, то вам надлежит дать ему добрый совет, разъяснить ему ошибку между собой, и попросить его возвратиться к истине, а все это требует наставления»[49].

В своей лекции «Явление обвинения в религиозных нововведениях, нечестии и неверии» шейх аль-Фаузан, да хранит его Аллах, сказал: «Поэтому мусульманская молодежь и студенты должны обучаться полезным исламским знаниям из первоисточников у известных обладателей этого знания. Затем им следует научиться манере разговаривать с людьми и выносить соответствующие суждения, потому что приверженцы сунны и единой мусульманской общины прошлого и настоящего придерживали свои языки и говорили только на основании знания»[50].

Шейх Насир аль-Акль, да хранит его Всевышний Аллах, сказал: «Все верующие являются близкими к Милостивому людьми (авлия ар-Рахман). Каждый верующий близок к Аллаху в зависимости от силы своей веры и наоборот. Все же неверующие являются близкими к шайтану, и к ним никогда не следует проявлять дружеского расположения. Однако от грешника из числа верующих следует отчуждаться по мере его греха, равно как и от совершающего религиозные новшества из числа мусульман следует отчуждаться по мере его нововведения. Дружеское же расположение к такому человеку следует проявлять в зависимости от его веры. Основываясь на этом, следует знать, что в отношении неверующего не собираются воедино дружеское расположение и отчуждение, тогда как в отношении (грешного) верующего, наоборот, они вместе собираются.

Верующий, если он искренний верующий, то есть твердо следующий по пути Сунны, заслуживает самого полного дружеского расположения и любви. Если же в нем обнаруживается какой-либо грех или религиозное новшество, то в отношении него собираются две вещи: мы к нему дружески расположены из-за присутствия в нем блага и веры и ненавидим присутствующий в нем грех и религиозное новшество. Необходимо также добавить, что большинство верующих совершают грехи и религиозные нововведения, которые не выводят их из ислама. Ко многим из них, я бы даже сказал к каждому, кто совершает прегрешения и небольшие религиозные новшества, следует проявлять любовь и дружеское расположение в зависимости от их веры и добрых деяний и в то же время отчуждение и отречение в зависимости от их грехов и религиозных нововведений.

Это правило нарушается многими людьми, у которых слабое знание, малое понимание религии и невежество о мазхабе праведных предшественников. Даже некоторые салафитские проповедники совершили в этом вопросе ошибку. Эти люди выражают полную вражду к совершающим религиозные новшества, хотя ведь есть такие религиозные нововведения, которые не выводят человека из ислама, есть такие, которые лишь частично присутствуют в человеке и не преобладают в нем. Точно так же эти люди проявляют полную вражду к совершающим грехи, упущения или ошибки.

Такое поведение является ошибкой, от которой необходимо предостеречь молодежь и других людей, дабы они действовали в соответствии с вышеупомянутым правилом.

И сегодня, к сожалению, мы видим, что в результате подобной ошибки происходят неприглядные вещи среди молодежи-приверженцев Сунны и единой мусульманской общины: они спорят о вопросах религии, иджтихада и призыва к Великому и Всемогущему Аллаху.

Мы видим, что они, ведя споры об этих вопросах, проявляют к своим соперникам и оппонентам из числа приверженцев Сунны полное отчуждение и отречение: они ненавидят их, позволяют себе наговаривать на них, распускают о них дурные слухи, а также, надеясь на награду Аллаха, возносят мольбы против них, очерняют их и предостерегают от них.

А ведь это противоречит самой основе Шариата! Да, на тех, кто совершил ошибку, надо обращать внимание, но в то же время следует признавать их достоинства, отдавая им в этом должное. Именно так необходимо поступать, а иначе между верующими произойдет смута (фитна).

Точно так же если кто-то противоречит (Сунне), тебе следует указать ему, что ты согласен с ним в том, в чем его мнение совпадает (с Сунной), и не согласен в том, в чем его мнение противоречит (Сунне). Не вызывайте гнев у людей друг против друга так, как это делают некоторые невежды. Я приведу вам конкретный пример. Как по человеческой природе, так и по шариатскому этикету, совершенно нормально, если бы во время разногласий с твоим братом ты, увидев его ошибку или небольшое религиозное нововведение, нашел бы ему оправдание, коль тебе не удалось переубедить его, но при условии, что он ошибается из-за истолковывания. Нет ничего страшного, если ты скажешь ему: «Я тебя люблю ради Аллаха в том, что есть в тебе из блага и приверженности истинному пути»!

«Люби его ради Аллаха, даже если он ошибается, ведь посредством такого отношения исправляются сердца, исчезает злоба и уходит гнев, которые некоторые верующие испытывают друг к другу. Что же касается невежд, то они забывают об отречении от неверующих и совершающих тяжкие религиозные нововведения и применяют шариатские тексты об отречении к своим братьям по вере. Я боюсь, что если они не вернутся к истине и на путь приверженности Сунны, то с ними произойдет то, что сказал пророк об одной из еретических групп: “Они те, кто убивают мусульман и взывают к идолопоклонникам”. Именно об этом говорится в достоверном хадисе, где описываются некоторые группы из числа приверженцев религиозных нововведений[51].

Разумеется, полное отречение ведет к убийству. Если человек полностью отречется от своего брата-мусульманина, то он считает разрешенным убить его, если не сейчас, то потом. Поэтому необходимо предостерегать людей от подобного судорожного поведения. Следует знать, что между приверженцами Сунны могут иметь место разногласия, у некоторых из них есть ошибки в манхадже, однако они непреднамеренны и относятся к иджтихаду. У некоторых приверженцев Сунны также есть грубые ошибки, но их немного, и они не относятся к тяжким религиозным нововведениям. Исходя из этого, мы должны исправлять ошибки, которые они допустили, сохраняя при этом уважение к ним, любовь к ним и близость с ними в том, в чем они оказались правы, если они являются приверженцами Сунны»[52].

А Аллаху обо всем ведомо лучше! Да благословит Он нашего пророка Мухаммада, его семейство и всех его сподвижников!

[1]  Этот хадис передали Ахмад и Аль-Хаким. См. «Сахих аль-джами' ас-сагир» (№5139)

[2]  Сура «Скот» аят 108.

[3]  И студентов, так как, сегодня они требующие знания, завтра будут призывающими к знаниям, а послезавтра учеными

[4]  «Табййин кязиб аль-муфтари фима насаба ли-ль-имам аль-Хасан аль-Ашари» (стр. 377-380).

[5]  «Аль-Маукыза» (стр.28). Как это видно сегодня - тот, кто порицает ученых и их студентов, не достигли эту степень.

[6]  Сура «Пророки», аят 7.

[7]  «Маджму аль-Фатава» (3/179).

[8]  В частности, речь идет о временном браке (мута) и обмене золота и серебра (сарф). Что касается временного брака, то Ибн ‘Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах, был среди тех, кто не слышал о его запрете, поскольку в начале временный брак был разрешен. Об этом передается в «Сахихе» Муслима (№1407): «Однажды Али услышал, что Ибн ‘Аббас разрешал временный брак. Тогда он сказал: «Подожди, о Ибн Аббас! Ведь Посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, запретил это в день Хайбара также как и мясо домашних ослов». Что касается обмена драгоценных металлов (золота и серебра), то об этом сообщается в «Сахихе» аль-Бухари (№2178, 2179). Передают со слов Абу Салиха аз-Заййата, да помилует его Всевышний Аллах , что он слышал, как Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Дозволено продавать) динар за динар и дирхем за дирхем».(Абу Салих) сказал:«Я сказал ему: “А Ибн ‘Аббас говорит другое”». Абу Са‘ид сказал: «Я спросил его: “Ты слышал это от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или нашёл в Книге Аллаха?” (Ибн ‘Аббас) сказал: “Я ничего подобного не утверждаю, а (кроме того), вы знаете о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, больше, чем я, но Усама сообщил мне, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “(Суть) ростовщичества только в отсрочке и состоит”».

[9]  «Маджму аль-Фатава» (том 3).

[10]  «Шарх Китаб ат-Таухид мин аль-Бухари» ‘Абдуллах аль-Гунайман (2/69).

[11]  «Мадаридж ас-саликин» Ибн аль-Каййим (стр. 40-41).

[12]  «Иълям аль-мувакиин ан рабби-ль-алямин» (3/283).

[13]   То есть Абу Исмаил аль-Харави.

[14]  «Мадаридж ас-саликин» Ибн аль-Каййима (1/198).

[15]  «Ат-Тамхид» Ибн ‘Абдул-Барра (11/170).

[16]  «Сияр аълям ан-нубаля» (5/271).

[17]  «Сияр аълям ан-нубаля» (16/285).

[18]  «Сияр аълям ан-нубаля» (14/40).

[19]  «Сияр аълям ан-нубаля» (14/133).

[20]  «ат-Тамхид» (13/67).

[21]  Здесь имеется в виду хадис, приводимый в «Сахихах» аль-Бухари и Муслима. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Аллах Всевышний, слава Ему, улыбнется двоим, один из которых убьет другого, (после чего) оба они войдут в Рай. Этот станет сражаться на пути Аллаха и будет убит, а потом Аллах простит убившего, он примет Ислам и (тоже) погибнет в сражении за веру».

[22]  «Сияр аълям ан-нубаля» (18/245).

[23]  «Шарх ат-Тахавия» (439).

[24]  Аль-Халлал (ум. в 311 году хиджры) - один из выдающихся учеников соратников и студентов имама Ахмада. Известен и почитаем как составитель сборника высказываний имама Ахмада, получивший название «Китаб ас-Сунна» («Книга Сунны»), переданных от его учеников, живших по всему мусульманскому миру. Сам сборник состоит из семи частей, в которых по темам сгруппировано 2169 ответов и высказываний имама Ахмада по различным вопросам.

[25]  Сура «Комнаты», аят 12.

[26]  Здесь имеется в виду указание на хадис, который передала мать правоверных ‘Айша, да будет доволен ею Аллах: «Если до посланника Аллаха доходило что-нибудь (нехорошее) о каком-либо человеке, то он не говорил: “Что случилось с таким-то, который говорит так?”. Нет, он, наоборот, говорил: “Что случилось с людьми, которые говорят то-то и то-то?”»

[27]  «Сильсилят аль-худа ва ан-нур» (№784).

[28]  «Сильсилят аль-худа ва ан-нур» (№785).

[29]  Прим. автора: я добавел бы к этому и третье условие: его дом должен быть открыт для приверженцев религиозных нововведений, он с ними ест, пьет, оказывает им защиту и помощь.

[30]  Cура «Пчелы», аят 125.

[31]  Книга «Фикх аль-Вакы» (стр. 49-50).

[32]  Рукописное предисловие к «Сборнику фетв» (Маджму аль-Фатава, 1/5), цитата из книги аль-Маграви «Ахль аль-ифк ва-ль-бухтан ас-садун ан ас-Сунна ва-ль-Куран».

[33]  ‘Ибн Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах, передал: «Один человек сказал Пророку: «Если пожелает Аллах и ты». В ответ на это Пророк спросил его: «Ты что, приравниваешь меня к Аллаху? Если пожелает Один Аллах!» (Этот хадис привели ан-Насаи в «Аф'аль аль-Йаум ва-ль-Лейла», Ахмад 1/214, 283, 347 и др. мухаддисы).

[34]  Более подробно см. хадис, приводимый в «Сахихе» Муслима.

[35]  Сура "Женщины", аят 112.

[36]  Этот хадис привел имам Абу Дауд в своем сборнике хадисов «ас-Сунан» в «Главе о правилах поведения».

[37]  Этот хадис привел имам Муслим в своем сборнике хадисов «ас-Сахих» в «Главе о благочестии, поддержании родственных связей и правилах поведения».

[38]  «Лика аль-баб аль-мафтух», вопрос № 1322.

[39]  Аудиозапись не имеет названия.

[40]  Спустя некоторое время на встрече шейха Ибн Усеймина со студентами Исламского Университета имени имама Мухаммада ибн Сауда в Эр-Рияде его снова спросили о Саиде Кутбе и его книге «Под сенью Корана». Уважаемый шейх ответил: «Вокруг этого человека и его книги ведется много разговоров, тогда как другие толкования Корана, например тафсиры Ибн Кясира и ‘Абдурахмана ас-Са’ади, гораздо лучше и в тысячу раз полезнее, чем эта книга, названная “Под сенью Корана”. Некоторые исследователи, например, ад-Дувейш и аль-Албани, составили ряд замечаний к этой книге, с которыми можно ознакомиться в их трудах. Я же полностью с этой книгой не знаком. Я прочитал тафсир суры “аль-Ихлас”. Автор упомянул в своем толковании этой суры очень серьезные вещи, противоречащие вероубеждению приверженцев Сунны и единой мусульманской общины. Дело в том, что в его тафсире этой суры содержатся идеи пантеизма. То же самое касается и его толкования вознесения Аллаха на Трон (истива), под которым он подразумевает властвование и владычество. При чем ведь известно, что эта книга Саида Кутба даже не является тафсиром» (журнал "Призыв" (ад-Дава), №1591 от 9/1/1418 года по хиджре).

[41]  Декан факультета акыды в Исламском Университете Медины. См. книгу «аль-Хава ва асаруху фи-ль-хиляф» («Страсти и их влияние на раскол (мусульман)» (стр. 33-34).

[42]  См. хадис Амра ибн аль-Аса, да будет доволен им Аллах, который сообщил: «Я слышал, как пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах не забирает знание, просто лишая его Своих рабов, но Он забирает знание, забирая знающих, когда же Он не оставит в живых ни одного ученого, люди станут избирать для себя невежественных руководителей. И им будут задавать вопросы, а они станут выносить фетвы, не обладая знанием, в результате чего сами собьются с истинного пути и введут в заблуждение других!». Этот хадис привел имам аль-Бухари в своем «Сахихе» в «Главе о знании».

[43]  Этот хадис привел имам аль-Бухари в своем «Сахихе» в «Главе о джихаде и военных походах».

[44]  Сура «Трапеза», аят 32.

[45]  «Мухадарат фи аль-акыда ва ад-дава» («Лекции об акыде и исламском призыве») шейха аль-Фаузана (3/69).

[46]  Так и есть.

[47]  «Мухадарат фи аль-акыда ва ад-дава» («Лекции об акыде и исламском призыве») шейха аль-Фаузана (3/57).

[48]  Сура «Комнаты», аят 10.

[49]  «Мухадарат фи аль-акыда ва ад-дава» («Лекции об акыде и исламском призыве») шейха аль-Фаузана (3/332).

[50]  «Мухадарат фи аль-акыда ва ад-дава» («Лекции об акыде и исламском призыве») шейха аль-Фаузана (3/391).

[51]  Как раз это мы видим в наше время от данного джамаата. Они обвиняют в религиозных нововведениях требующих шариатское знание и салафитских шейхов, объявляют им бойкот, отвращают от них и от их собраний людей, треплют о них своими языками и, наконец, отказывают своим братьям по вере в поддержке в таких обстоятельствах, когда требуется помощь. Помощь же эта требуется для борьбы с врагами Ислама из числа неверующих. А эти сектанты, наоборот, призывают людей оставить без поддержки требующих шариатское знание и салафитских ученых. Свидетельств тому великое множество, нет силы и могущества, кроме как у Аллаха!

[52]  Аудиозапись «Шарх китаб муджмаль иътикад ахль ас-сунна ва аль-джамаа» («Комментарий к краткому изложению книги «Вероубеждение приверженцев сунна и единой мусульманской общины»), часть 2.

салаф-форум, учёные сунны

Previous post Next post
Up