82 признак - Люди джахилийи использовали различные средства, которые ведут к многобожию
Они устанавливали светильники на могилах.
Разъясняет шейх Салих ибн Фаузан ибн ’АбдиЛлях аль-Фаузан: Они ставили на могилах светильники и лампы, для того чтобы привлечь на них людей. Это из путей к ширку. Да, конечно, если люди хоронят человек ночью, то они нуждаются в освещении и могут принести с собой лампы. Но специально освещать могилы, ставить там лампады и светильники, недозволено. Некоторые мусульмане также начали ставить лампы на могилы определенных людей, однако, это запрещено. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Проклял Аллах посетительниц могил и тех, кто сделали из могил места поклонения и поставили на них светильники». Абу Дауд, 3236; Тирмизи, 320. Этот хадис указывает на то, что женщинам запрещено посещать могилы. (В этом вопросе разногласие. Также см. тут
Ссылка) Посещение могил касается только мужчин.
Также в этом хадисе указание на то, что Аллах проклял тех, которые сделали могилы местами поклонения. Это еще хуже.
Необходимо отметить, что иснад хадиса слабый, но смысл правильный, так как пришли подкрепляющие цепочки.
Это один из путей, который ведет к ширку. Люди со временем начинают поклоняться могилам и взывать к мертвым помимо Всевышнего Аллаха. Могилы нужно оставлять такими, какие они есть, как это было во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников. Не нужно освещать могилы и строить на них здания. Могилу можно возвысить над землей лишь на высоту пяди. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал Али ибн Аби Талибу: «Не оставляй ни одной возвышенной над землей могилы. Обязательно сравняй ее». Муслим, 969. Возвышение могилы является искушением для невежественных людей. Многобожие проникает в их сердца быстрее, чем водный поток стекает со склона. Потому что шайтаны из числа людей и джиннов приукрашивают для человека эти вещи. Если между могилами людей не будет разницы, это отдалит людей от смуты. А если на могилах построят здания, украсят их и поставят светильники, то это привлечет внимание людей к этим могилам. Люди подумают, что в этой могиле похоронен кто-то великий и начнут поклоняться ей.
Обязательно верующие должны остерегаться излишества в отношении могил. Нельзя что-то строить на них, нельзя зажигать там светильники, нельзя наносить на них надписи, и так далее.
83 признак - Люди джахилийи собирались и проводили время возле могил.
Они делали могилы местами регулярных посещений /’идами/, к которым устремлялись люди.
Разъясняет шейх Салих ибн Фаузан ибн ’АбдиЛлях аль-Фаузан: «العيد» - это то, что регулярно повторяется. /’Ид/ бывает двух видов:
1 - /’Ид/, связанный со временем, как например, праздник Разговения /’ид аль-Фитр/ или праздник Жертвоприношения /’ид аль-Адха/.
2 - /’Ид/, связанный с местом.
Это место, где собираются люди для поклонения, делая это регулярно, раз в год или раз в месяц, или раз в неделю. А пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не делайте мою могилу местом регулярных посещений! Просите для меня благословения, где бы вы не были, и оно достигнет меня». Абу Дауд, 2042. Шейх Альбани назвал хадис достоверным. Нет преимещства в поездке к могиле пророка (мир ему и благословение Аллаха), для того чтобы просить для него благословения. Благословения можно просить и на востоке, и на западе. Проси благословения в любом месте и оно дойдет до пророка (мир ему и благословение Аллаха).
А постоянные посещения могил, сидение около них и тому подобное, приводит к ширку. Люди джахилийи делали могилы своих праведников местами регулярных посещений. Точно также сейчас люди собираются на могиле Бадауи в Египте. Люди устремляются к этим могилам с разных мест, сидят там, разбивают палатки и начинают резать животных. Это - религия джахилийи. Если пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил делать местом регулярных посещений свою могилу, то, что тогда сказать о других могилах? Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил это, ведь оно приводит к ширку.
Однажды к пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришел человек и сказал, что дал обет зарезать верблюда в местечке Бувана. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: «А был ли в этом месте идол, которому поклонялись во времена джахилийи?» Человек ответил: «Нет». Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «А было ли это место местом регулярных сборов людей джахилийи?» Человек ответил: «Нет». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Выполни свой обет, однако нельзя выполнять обет данный в ослушание Аллаху и обет, который не в силах выполнить сыны Адама». Абу Дауд, 3313; Шейх Альбани назвал хадис достоверным. См. «Мишкат аль-Масабих», 3437.
Отсюда мы понимаем, что нельзя делать какое-то место особым для поклонения, если их не сделали такими Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха). Например, они сделали такими мечети или места поклонения во время Хаджа и ’Умры, и так далее. Все остальные места на земле одинаковы. Как сказал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Вся земля сделана для меня местом поклонения и чистой». Бухари, 335; Муслим, 521.
84 признак - Люди джахилийи пытались приближаться к Аллаху посредством принесения в жертву животных возле могил.
Разъясняет шейх Салих ибн Фаузан ибн ’АбдиЛлях аль-Фаузан: Всевышний Аллах сказал:
﴿فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ ﴾
«Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву». (Сура аль-Каусар, аят 2)
А также:
﴿قُلْ إِنَّنِي هَدَانِي رَبِّي إِلَى صِرَاطٍ مُّسْتَقِيمٍ دِينًا قِيَمًا مِّلَّةَ إِبْرَاهِيمَ حَنِيفًا وَمَا كَانَ مِنَ الْمُشْرِكِينَ (161) قُلْ إِنَّ صَلاَتِي وَنُسُكِي وَمَحْيَايَ وَمَمَاتِي لِلّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ ﴾
«Скажи: "Воистину, мой Господь наставил меня на прямой путь, на правильную религию, веру Ибрахима, ханифа. Ведь он не был из числа многобожников". Скажи: "Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение, моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров"». (Сура аль-Ан’ам, аяты 161-162)
Жертвоприношение является поклонением Аллаху.
Если животное режется, для того чтобы возвеличить обитателя могилы, то это является большим ширком. А если человек режет животное у могилы, возвеличивая Аллаха и думая, что сделать это у могилы почетнее, то такой человек совершает нововведение, которое может затем привести к ширку. Нельзя приносить жертвоприношение у могилы, даже если оно делается ради Аллаха, а не ради мертвого. Люди постепенно привыкнут к таким вещам, а затем уже начнут резать животное кому-то другому помимо Всевышнего Аллаха. Точно также нельзя резать животное для джиннов, боясь их зла или желая исцеления от недугов. Это - большой ширк!
Что касается резания животного для употребления в пищу, то это дозволено, если над ним произносится имя Аллаха. Это относится к бытовым вопросам и не является поклонением.
А жертвоприношение, как например, в день праздника Жертвоприношения или /’акъика/, должно быть посвящено только Всевышнему Аллаху. Нельзя посвящать жертвоприношение творению. Точно также нельзя резать животного у могилы, так как это постепенно может привести к ширку.
85-86 признаки - Люди джахилийи посвящали свои усилия обереганию предметов, оставшихся от каких-то почитаемых (уважаемых) личностей
Люди джахилийи искали благодати у предметов (следов, памятников), которые остались от каких-то почитаемых (уважаемых) личностей, пример этого - "дар ун-надуа". Те люди, под чьей опекой находились эти памятники, гордились этим, пример этого - сказали Хакиму ибн Хизаму: "Ты продал почет (гордость) Курайшитов?!" Он сказал: "Исчез всякий почет, кроме богобоязненности".
Разъясняет шейх Салих ибн Фаузан ибн ’АбдиЛлях аль-Фаузан: Люди джахилийи возвеличивали следы почитаемых личностей: ученых, царей и руководителей. Они реставрировали памятники и оберегали их. Это - путь, ведущий к ширку. Это относится к религии джахилийи. Потому что затем придет поколение и шайтан скажет им: «Ваши отцы так хранили эти памятники, потому что в них есть /баракат/ и много добра». И люди начнут поклоняться этим памятникам вместо Всевышнего Аллаха. Именно так поступил шайтан с народом Нуха. Когда умерли праведники, шайтан сказал другим людям: «Создайте изображения этих праведников, для того чтобы они напоминали вам о поклонении». Первое поколение создали эти изображения с благими намерениями, но затем пришло невежественное поколение, которое стало поклоняться этим изображениям. Люди джахилийи возвеличивали следы праведников, оберегали их и создавали памятники и скульптуры, а затем это постепенно переросло в поклонение им.
Кто-то может сказать: «Но сейчас нет такой опасности, ведь люди знают истинную религию и единобожие».
Нельзя ограничиваться взглядом только на настоящее время, нужно задумываться и о будущем. Даже сейчас люди не застрахованы от многобожия. А что будет в будущем? Нельзя возвеличивать такие памятники, так как именно из-за этого погибли прошлые общины. Поэтому мусульмане должны быть очень осторожны в этих вопросах.
Автор привел в качестве примера «Дар ун-Надуа» в Мекке. Это место, где собирались влиятельные курайшиты для совещаний. Это здание сохранилось, когда пришел Ислам и исчезла джахилийа. Это здание оставалось еще до времен Му’авии. Хаким ибн Хизам купил его во времена джахилийи за бурдюк вина. Потом, во времена правления Му’авии, Хаким ибн Хизам продал это здание. Тогда люди сказали ему: «Как ты продал этот памятник, который остался от наших предков? Ведь, это - гордость купайшитов». Он ответил: «Исчез всякий почет, кроме богобоязненности». Он взял это из слов Аллаха:
﴿إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِندَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ ﴾
«Самый почитаемый перед Аллахом среди вас - наиболее богобоязненный». (Сура аль-Худжурат, аят 13)
Этот ответ соответствует словам Аллаха. Хаким ибн Хизам произнес их по причине света знания и веры в его сердце. Это указывает на то, что нельзя возвеличивать такие памятники, так как это ведет к многобожию. Наша религия пришла, для того чтобы отгородить людей от всех путей, ведущих к многобожию.
87-90 признаки: Качества людей джахилии, присущие некоторым людям из этой уммы (общины).
Люди джахилийи гордились своим происхождением, порочили чьи-то роды, связывали дождь со звездами и оплакивали покойников.
Разъясняет шейх Салих ибн Фаузан ибн ’АбдиЛлях аль-Фаузан: Это четыре признака из признаков людей джахилийи. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Четыре вещи из дел джахилийи остались в моей общине: гордость своим происхождением, опорочивание чужого рода, связывание дождя со звездами и оплакивание покойников». Муслим, 934.
Разберем их подробнее, с дозволения Аллаха.
1 - Гордость своим происхождением.
Человек гордится своими отцами и дедами. Это из религии джахилийи. Во времена джахилийи, совершая хадж, люди собирались в Мине и вместо того, чтобы поминать там Всевышнего Аллаха, они поминали достоинства своих отцов. Поэтому Всевышний Аллах говорит:
﴿فَإِذَا قَضَيْتُم مَّنَاسِكَكُمْ فَاذْكُرُواْ اللّهَ كَذِكْرِكُمْ آبَاءكُمْ أَوْ أَشَدَّ ذِكْرًا ﴾
«Когда вы завершите свои обряды, то поминайте Аллаха так, как поминаете своих отцов, и даже более того». (Сура аль-Бакара, аят 200)
Обязательно нужно поминать Всевышнего Аллаха, а не достоинства своих отцов и дедов.
2 - Опорочивание чужого рода.
Они говорили: «У такого-то ничтожное происхождение», и тому подобные слова, для того чтобы унизить других людей. Всевышний Аллах говорит:
﴿يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُم مِّن ذَكَرٍ وَأُنثَى وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِندَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ ﴾
«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас - наиболее богобоязненный». (Сура аль-Худжурат, аят 13)
3 - Связывание дождя со звездами.
Они думали, что дождь идет из-за того, что восходит или заходит какая-то звезда. Это также из религии джахилийи. Дождь выпадает только по воле Всевышнего Аллаха, как Он сказал об этом:
﴿وَهُوَ الَّذِي يُنَزِّلُ الْغَيْثَ مِن بَعْدِ مَا قَنَطُوا وَيَنشُرُ رَحْمَتَهُ ﴾
«Он - Тот, Кто ниспосылает дождь после того, как они отчаиваются, и распространяет Свою милость». (Сура аш-Шура, аят 28)
Всевышний Аллах по Своей воле и мудрости низводит дождь туда, куда пожелает. На одних землях дождь выпадает, а на других его нет. Всевышний Аллах сказал:
﴿وَلَقَدْ صَرَّفْنَاهُ بَيْنَهُمْ لِيَذَّكَّرُوا فَأَبَى أَكْثَرُ النَّاسِ إِلَّا كُفُورًا ﴾
«Мы распределяем ее (дождевую воду) между ними, чтобы они помянули назидание, но большинство людей отказываются от всего, кроме неверия». (Сура аль-Фуркан, аят 50)
Убеждение в том, что на выпадение дождя влияют звезды, является многобожием. Выпадение дождя нужно относить только к воле Всевышнего Аллаха.
4 - Оплакивание покойников.
Например, человек поднимает голос возле покойного, выражая этим свое негодование и несогласие с волей Всевышнего Аллаха. Или, например, человек плачет, перечисляя все достоинства умершего. Или, например, человек рвет на себе волосы и одежду, вопит, бьет себя по щекам и так далее. Оплакивание покойников является величайшим грехом. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если плакальщица не принесет покаяния до смерти, то в День воскресения она восстанет в одеянии из черной смолы, покрытая коростой (чесоткой)». Муслим, 934.
Поэтому это величайший грех и деяние джахилийи. Обязательно тому, у кого кто-то умер, терпеть и надеяться на награду Всевышнего Аллаха. И не попадает под этот запрет простой плач человека, когда кто-то умирает. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) плакал, когда умер его сын Ибрахим, и говорил: «Поистине, глаза плачут, а сердце печалится, но мы говорим лишь то, что угодно нашему Господу! Поистине, мы опечалены разлукой с тобой, о Ибрахим!» Бухари, 1303; Муслим, 2315. Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах не подвергает мучениям ни за слёзы, текущие из глаз, ни за печаль сердца, однако Он подвергает мучениям или милует за это!» - и указал на свой язык. Бухари, 1304; Муслим, 924.
Если человек говорит слова, которыми доволен его Господь, как например, слова «поистине, мы принадлежим Аллаху и, поистине, к Нему мы вернемся», то Всевышний Аллах милует его и воздает ему за терпение.
Эти четыре вещи, которые были перечислены, являются качествами людей джахилийи и они остались среди людей и сейчас. Обязательно нужно каяться от этих четырех вещей. Также мы понимаем, что не всякий признак джахилийи является неверием. Есть признаки джахилийи, которые являются неверием, а есть такие признаки, которые меньше неверия.