Оригинал взят у
raganaskekis в
Армянский Иерусалим сверху - треш и угар.Оригинал взят у
sindzidaisya в
Армянский Иерусалим сверху - треш и угар. Продолжаем идти по стенам Иерусалима. Вызывает удивление, что огромную часть Старого города занимает Армянский квартал. Надо просто знать историю: своих размеров он достиг в 18 веке, когда армянская диаспора в Османской империи достигла своего могущества и влияния настолько, что смогла запросто заселить и отхватить себе едва ли не 1/3 часть города. С тех пор прошло 3 века, исчезла Османская империя, сама Армения занимает крохотное место на карте, но армянская диаспора во всем мире по-прежнему весьма влиятельна и многочисленна. Вот только во что они превратили свой квартал в Иерусалиме - отдельная песня. К тому же все это безобразие видно лишь сверху, за стенами ничего не разобрать. Ну, а тем, кто идет по стене, при взгляде за стену открывается вот такая картина (фото наверху)...
1. Итак, что же произошло? А случилась простая вещь: экономия. Нет у армянской администрации средств и желания их собирать, чтобы потратить на расчистку завалов и холмов, оставленных еще с турецких времен на месте руин даже римской эпохи. Можно только представить себе, какие сокровища могут храниться под этими завалами мусора и земли. Но - никто не хочет возиться.
2. В итоге возникает сюрреалистическое ощущение, что ты не в Иерусалиме, где теснота некоторых кварталов зашкаливает, а на пустыре или в степи. Даже телегу тут бросили, лошадь ушла пастись.
3. Напротив, на закате, за стеной открывается вид на закат над старым районом Монтефиоре, с его знаменитой мельницей. Назван квартал по имени еврейского магната Мозеса Монтефиоре, который в начале 20-го века спонсировал переселение еврейских семей на это место, из грязного и перенаселенного старого Иерусалима. Евреи переселяться за пределы стен не хотели, и Монтефиоре построил мельницу для производства муки для пекарен евреев. Евреи заселили квартал, понастроили домов, но после войны 1948 года вся эта территория была разорена иорданцами и почти 20 лет находилась под обстрелом их войск со стен города. В 1967 году иорданцев выбили из Иерусалима, и квартал был перестроен и восстановлен вместе со старой мельницей.
4. Отсюда уже открывается хороший вид на монастырь Дормицион на горе Сион и огромное армянское кладбище.
5. Кладбище в самом деле впечатляющее, и находится в полном порядке.
6. Смотрите, какая красота и чистота. Тут хоронят очень знатных и известных армян.
7. Некоторым захоронениям несколько сотен лет.
8. Другие совсем новые. Вообще, это хороший бизнес: за круглую сумму давать место на кладбище в Иерусалиме.
9. Удивительно, что при этом некоторые умудряются закрывать свои захоронения оградками. Смысла в этом никакого, на кладбище никого не пускают, кроме своих, и могилам ничто не угрожает.
10. Кроме кладбищенского кота, сюда никто не пролезет.
11. Есть довольно странные надгробия из изразцов. Изразцы - это традиционные промыслы в Армении и Турции, практиковавшиеся армянами издревле. Существовали целые колонии армян-мастеров по изразцам, располагавшиеся вокруг Стамбула. После изгнания армян из Турции они наводнили Иерусалим, и только к концу 20-го века квартал обезлюдел, и сейчас мы имеем то, что имеем - пустыри и незаселенные бросовые земли.
12. Есть надгробия совсем древние и безымянные, прямо как в Англии или Германии.
13. Но вот смотрите, что делается за пределами кладбища. Все, кто был в Иерусалиме, помнят тесноту улиц, зажатых стенами, по которым приходится идти. Кажется, что за стенами все сплошь забито домами, повернуться негде. А вот как все выглядит сверху: улицы зажаты стенами, а за ними... пустота. Пустыри, помойки и стоянки, и... ни одного дома.
14. Я понимаю, что машины надо где-то держать, но это больше похоже на глухой тупик на окраине, чем самый центр исторического города. Почему бы не расчистить это место, построить тут офисы, гостиницы, сдать их в аренду, но все, что мы видим тут, это сплошная бесхозяйственность и пофигизм.
15. Или помойка. Выбрасывают все подряд, даже старые комоды.
16. Или чемоданы, оставленные приезжими. Прямо в исторических стенах.
17. Битые унитазы и канистры тоже тут. В самом деле, неужели еще куда-то тащить, корячиться.
18. А за пределами пустырей, за стенами - узкие и тесный проход в ворота, через которые идут все, кто направляется в еврейский квартал.
19. Красота! Просторы! Широта, как в чистом поле! Можно коз и коров пасти, места много.
20. Стена тут поворачивает на запад, к Сионским воротам, и мы выходим за пределы армянского квартала. Уффф!
Продолжение следует.