Келла и окрестности

Oct 10, 2008 10:37

Наш приезд в Келлу накануне 3 октября, дня объединения Германии, вышел, разумеется символичным. Именно здесь этот день имеет особый вес: где, как не здесь, в бывшей ГДР, в двух шагах от границы с Западом, в поселке, бывшем несколько десятилетий огороженной зоной, куда пускают только по пропускам?
Когда гуляешь по лесу, натыкаешься время от времени на каменные кубики. Когда я увидела первый, я назвала его могильным камнем. Муж поправил меня: пограничный камень. Но согласитесь же, он и на могильный похож.



Самое привлекательное в Келле, чудесном уютном поселочке с фахверковыми домиками, с садами, ломящимися по осени от яблок (и мы увезли два ящика яблок в подарок), с курочками и овечками, пасущимися за забором, это все-таки, конечно, лес. Он окружает поселок с трех сторон. И именно по кромке леса проходила граница: он был недоступен. Чем не мифологический мотив?

Наши друзья родились и выросли здесь, не осознавая, чего они лишены. Зато их родители, которые тоже провели всю жизнь здесь, еще помнят свои детство и юность, проводимые наверху, в лесу, помнят, как у них кусок за куском отбирали их землю, придвигая границу все ближе. Мать Эрвина и Хайнца вспоминает, как она выпасала коров на лугу возле леса в 45-м, а потом бежала вместе с коровами от бродящих в лесу в конце войны мародеров. Этот кусок луга, отнятый у них, они снова выкупили после объединения. А Райнхольд, их отец, любит рассказывать о том, как на "ничейной" территории осталась часовня, которую только благодаря взяткам епископа не разобрали по камешку. И о том, как в Келле в 50-е запретили богослужения (запретная зона все-таки), а местные жители каждое воскресенье устраивали процессию на мессу в другую деревню. Власти несколько лет подряд каждое воскресенье наблюдали за происходящим с вертолета, а потом решили, что безопаснее богослужения вернуть.

Райнхольд в свои 80 лет регурярно ездит на велосипеде за продуктами с горы и снова на гору, потому что в Келле магазинов нет. И бегает по лесу быстрее нас, в чем мы могли убедиться, когда он позвал нас на прогулку в последнее утро - провести нас каким-то особым маршрутом, к волчьему столу - доисторическому каменному реликту. С утра шел дождь, а мы договорились выходить только в хорошую погоду, но он с утра приветствовал нас: "Ну что, рискнем?" Рискнули - не пожалели: морось поредела, туман к полудню рассеялся, на изогнутых аркой ветках шиповника блестят капельки, кругом пахнет душистой прелью, листва багряно-золотым ковром ложится под ноги.

Фотографии - с другой прогулки. Из леса, вид на Келлу.




Previous post Next post
Up