Продолжение.
Читать с самого начала "Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном..."
А.С. Пушкин
Наверняка каждому известны эти строки, и многие знают, что огромную часть русского фольклора, пооженного в основу своих произведений, поэт почерпнул от своей няни из Пскова, Ириньи Родионовны Яковлевой, изветной всем как "добрая струшка Арина Родионовна".
«Пушкин и крестьянка» (в народе - «Пушкин с няней»). Бронза. Скульптор О. Комов, архитекторы М. Константинов и П. Бутенко. Открыт 3 июня 1983 года в Летнем саду имени А. С. Пушкина в Пскове (Октябрьский проспект) в рамках XVII Всесоюзного Пушкинского праздника поэзии.
Не возьмусь утверждать, но вполне может быть, что в «Сказке о спящей царевне», отразилась ещё одна из Псковских городских легенд, связанных с Гремячей башней. Арина, или как в действительности звали няню Пушкина - Иринья Родионовна, была кладезем мудрости предков, как сейчас принято считать - ведуньей, и это явно не преувеличение. Саму сказку пересказывать, я полагаю, нет смысла? Тогда вперёд!
Легенда о заколдованной княжне.
Столетиями из уст в уста,передаётся легенда о прекрасной княжне, дочери псковского Князя, который рано овдовел, и растил единственную дочь сам, как умел, да под присмотром семи нянек. Но не баловал он любимицу, а напротив, воспитывал её в строгости, да в суровых испытаниях. Девочка от рождения была необычайной красоты, такой ясной и чистой, что словно магнитом притягивала к себе взгляды окружающих. От того батюшка и беспокоился. Не хотелось ему, чтоб дочь добивалась желаемого, пользуясь даром, который ей достался даром. Все силы отдал воспитанию в дочери трудолюбия, усидчивости, скромности, и терпению.
Няньки обучали её науке, рукоделию, и всем секретам ведения домашнего хозяйства. Отец же, учил езде на лошади, стрельбе из лука, и владению мечом и ножами. Княжна много времени проводила с ребятишками простолюдинами, бегала босиком, играла в лапту, и ходила с пастухами в ночное, на берег моря.
Скоро выросла девица, и превратилась в красавицу невесту. Тут батюшка задумал дочку замуж выдавать, потому как выросла она, уже, а он женился во второй раз, и новая жена была красивая, и молодая, одного с дочкой возраста.
Молодая мачеха с первого взгляда возненавидела княжну. Позавидовала её красоте, и заревновал мужа. Очень ей хотелось, чтоб Князь одну только её любил, а не делил своё сердце надвое. Потому молва и повинила мачеху во всём, что случилось после...
Спящая царевна. Холст. Масло. В.М.Васнецов. 1926г.
Однажды не проснулась княжна ни утром, ни к обеду, ни к ночи, когда свечи в доме зажгли. Спит княжна, улыбается во сне. Щёки румяные, губы алые, а не дыши, словно мёртвая. Все домашние переполошились, соседи у крыльца собрались. Бояре на совете всю ночь речи рядили, за волхвом премудрым посылали.
День проходит, другой, третий... Почернел Князь лицом от горя. Извёлся весь, ни спать ни есть мочи не мает. Как жить, коли дочка на выданье ни жива и не мертва лежит в доме!
Повелел тогда Князь сотрудить кровать дубовую, да обшить её листами из чистого золота. Повесить на цепах в подполе Гремячей башни, устелить мехами, и парчой серебряной. Сам на руках отнёс родное чадо к башне, спустился глубоко по каменным ступеням, где в подземной зале висела золочёная кровать, и положил в неё дочку любимую.
Затем велел поставить подле кровати большой сундук, полный серебра и злата, а двери кованные в подпол запереть цепами на амбарный замок.
Объявил Князь на вече, что тот молодец, который сможет разбудить, спящую княжну, получит в награду сундук с серебром и златом, тот что подле висячей кровати с телом княжны стоит. Как узнали молодцы об этой вести, пошли в Плескаву со всех окрест ходоки, желавшие богатством разжиться.
Только ни у кого мочи не хватает красавицу пробудить. На утро оставляют все свои желания в подполе, и бегом восвояси.
Нечисть сундук со златом под свою охрану приняла. Пужает молодцев образами страшными, видами невиданными, да всё гремит и гремит злато в сундуке, так, что по нчам на всю округу слышно.
И вот уже никто войти в подпол не отваживается. Убоялись нечистой силы, а Князь совсем слёг от печали.
Тогда Гремячую башню отправился крестьянский сын Андрейка, который сызмальства дружком у княжеской дочери был. В лапту они с ней играли. И с тех самых пор Андрейка был влюблён в Княжну тайно.
И не думал юноша о сундуке с богатствами. Он дружке своей помочь хотел от чистого сердца. Спустился в подпол, и начал на спящей красавицей молитвы творить. Ночью во всей округе слышались звуки, долетавшие из подпола в Гремячей башне. Вопли и визги, вой жуткий страшный, и всё гремело и гремело злато в сундуке.
В тот день Андрейка на свет не вышел, всё продолжал молитвы творить. Ночью опять нечисть его одолевала, но выстоял Андрейка. И всё читал и читал у изголовья княжны стих за стихом. Не ел и не спал, а на седьмую ночь упал без чувств на каменный пол.
Наутро вышел из башни, качаясь и спотыкаясь, ушёл, измождённый в дом родителей, и слёг с тяжёлой болезнью. Через несколько дней душа покинула земное тело юноши, и на третий день его предали земле.
Тогда Князь повелел засыпать землёй глубокий коридор, ведущий в подпол Гремячей башни, а сверху положить тяжёлые каменные плиты, чтоб никогда больше лихо людям не вредило. Так по сей день и покоится спящая княжна в золотой кровати на тяжёлых цепях, глубоко под землёй.
А рядом сундук, набитый несметными сокровищами. Княжна спит беспробудным сном, а лихо дремлет вполовину единственного ока. С тех пор, если слышен из под земли звон, люди говорят: - «Не буди лихо, пока оно тихо»!
Послесловие.
Полагаю, что у многие, кто дочитал до конца эту легенду, вспомнили не только о сказке Пушкина, но непременно уловили сходство сюжета с бессмертным произведение Н.В.Гоголя. Вот так, неожиданно, в Псковском фольклоре переплелись воедино два различных сюжета. И теперь уже вряд ли удастся выяснить, что появилось на свет раньше, Псковская легенда, а потом "Сказка о спящей красавице" и "Вечера на хуторе близь Диканьки", или как раз наоборот. Тем не менее, можно только порадоваться, что в век интернета и 3D-кинотеатров, до сих пор от родителей к детям, передаются эти истинные шедевры народного творчества.
Но в запасе у меня осталась ещё одна легенда, связанная с Гремячей башней, которую я слышал ещё подростком, когда гостил у своей тёти, Антонины Петровны Петровой. Но об этом вследующий раз.
Читать окончание