Каждый из восьми дней до 15 июля, великий отец саунд-арта Карлхайнц Штокхаузен давал концерты у себя в горной деревне Кюртен, неподалеку от Кёльна. Платный концерт за 15 евро чередовался с бесплатным.
Художник Игорь Ганиковский ходил на всякие, говорит, платный покруче. Но и после бесплатного - такой же коктейль, все грызут зеленые яблоки и общаются напрямую с Мастером. Аудитория: японцы, с которыми Штокхаузен много работал, и они построили в Японии специальный зал для него, голландцы, американцы, канадцы.
Алеша тоже съездил вместе с Игорем. Я спросила: как там было?
Коротко (добравшись с горы домой поздно) он ответил:
"Одно дело услышать Штокхаузена в вывернутом наизнанку зале (аудитория в центре, а "оркестр" и акустические колонки по внешнему кругу), а другое дело послушать инструментальный концерт с вокальными номерами. Штокхаузен, величественный, громовой, когда через нас пролетают вертолёты и сердце зачерпывает космический ковш и вращает нас в сферическом объёме, перекатывая по вселенной, когда мы набираем воздуха у созвездия Персея, и, проныривая, выдыхаем у созведия Девы... И тот же автор, у которого музыканты разыгрывают пантомимические, аллегорические, барочные пьески со звукоподражательными диалогами, и почти жонглируя инструментами. Этот второй, камерный Штокхаузен илучает юмор Томаса Манна и Гессе.
Те, кто интересуется не музыкой, а экономикой культуры, тоже может занять себя вполне, так как Штокхаузен это целое предприятие, включающее в себя Форд, Тойоту, банки и фонды. Список инвесторов впечатляет.
Это новый язык музыкальный, отношение к паузе. Развитие пауз после нашей с Ганиковским книги "Соприкосновение пауз" меня интересовало не в последнюю очередь..."
©Alexei Parshchikov