Вся правда о трагедии на Инзерских зубчатках от непосредственных участников событий.

Oct 01, 2017 12:35

НеДома.ру.
Сазонов:  В субботу 23.09.17 со скал сорвалась связка парень с девушкой. Девушка труп сразу, парень перелом бедра. Упали с высоты 20-25 метров.
Был очевидцем и участвовал в спасработах.

лента ру:

Туристка из Екатеринбурга погибла на горном хребте Инзерские Зубчатки в Башкирии, сорвавшись с 20-метровой высоты. Как сообщает ТАСС, инцидент произошел в субботу, 23 сентября.

Вместе с 25-летней девушкой с высоты упал ее 31-летний спутник. Мужчина выжил, его доставили в Белорецкую городскую центральную клиническую больницу в стабильно тяжелом состоянии с множественными переломами.

Сазонов

вот я как раз в этой рабочей группе принимал участие.
множественных переломов нет (это мы так думали вначале). вчера звонили в больничку - у него один перелом бедра. А спасы да, лично с четырьмя депутатами госсобрания включая Шагапову, вязали носилки выносили пострадавшего на руках. Они упали в пяти метрах от нас, мы как раз сидели отдыхали под скалой куда они лезли.

километров 5 спускали вниз руками на носилках, потом на своей шишиге вывезли в Тирлян. это ещё часа 3 заняло. а уже в Тирляне перегрузили в скорую. Парень всё время в сознании был. Мы ему под скалой сразу кетонал вкололи, потом ближе к Тирляну медсестру подсадили она ещё укол сделала.
они шли в связке, девчёнка первая. шли на закладках. в какой-то момент она сорвалась, крайняя закладка не сработала и вылетела, девушка полетела дальше, сдёрнула парня вместе со станцией и потом уже они вдвоём полетели.

там есть стояка с костровищем между двух зубчаток. ну как бы в самом дальнем конце от основной тропы. вот мы там сидели. а лезли они на скалу слева если смотреть от тропы по ходу движения.
мы ещё отметили для себя - вот молодцы лезут не боятся. а они раз и упали почти прям нам под ноги.
дорога пиз*ец там, на рабочей группе как раз этот вопрос поднимали вместе с вырубкой леса. ну это отдельная история.
Тело девушки вчера после обеда сняли, т.к. следаки только утром в светлое время туда добрались.

Шагапова кстати молодец - единственная из присутствующих женщин кто сохранил самообладание и способность адекватно мыслить.

Первую помощь оказывал Гончаров (Тенгри), а я с депутатами вязал носилки. Тащили все вместе. Плюс несколько чел. с других групп помогали.
как бывший спасатель:

- всю операцию мы провели чётко - без паники спешки и суеты.
депутаты-спасатели: Аброщенко, Исангулов, Мустафин и Шагапова.

Фото за секунду до трагедии:[фото]

моё мнение - им просто опыта не хватило скального...
Снаряга в целом у них была соответствующая, но вот шли они в обычных трекинговых ботинках, хотя кмк при таком уровне основного снаряжения у нормальных скалолазов были бы туфли или на худой конец галоши.
соотвтветственно это отсутствие дожного опыта сказалось на качестве точек страховки и наверное на мастерстве лазания...
имхо. внешние условия были идеальны.
Сухая ясная солнечная безветренная погода, хорошие сухие скалы без сыпухи и почти без растительности, температура ни жарко ни холодно...
В общем для лазания то что надо.

Видео:

Chikushkin (Олег Чегодаев) Информация от очевидцев и непосредственный участников событий.
Георгий Воронков (Лена, Андрей, Кирилл, Лёня.):

23 сентября на Инзерских зубчатках в Белорецком районе Башкирии при падении погибла девушка, также пострадал еще один альпинист Кирилл. Молодые люди упали со скалы с высоты около 20 м. 25-летняя Виктория погибла сразу, а 31-летний мужчина получил травмы. СМИ подхватили эту трагическую, и вместе с тем, романтическую историю. Этим рассказом хотим пресечь спекуляции и ложь, которые основаны на слухах и желании совершенно посторонних людей сделать себе имя и «показать картинку», наплевав на чувства пострадавших, их родных и близких. Это текст, написанный людьми, которые были во время трагедии на месте происшествия, а также другом пострадавших, который вместе с ними занимался горным туризмом.

Друзья, которые были на месте происшествия:

С Кириллом мы знакомы давно, вместе ходим в походы. Он много где бывал, много путешествовал, ходил в горные походы, месяц назад вернулся из горной четверки, в мае тренировался в альплагере. Скалолазанием занимался с 7 класса, с 18 лет - промальпинизмом. Виктория альпинизмом занималась более трех лет. За ее плечами также немало покоренных сложных маршрутов. Когда ребята предложили нам поехать на Инзерские зубчатки, мы сразу согласились. Приехали в четверг ночью, заночевали в поселке, а наутро выдвинулись к скалам. Настроение было хорошее, ребята шли впереди, смеялись и разговаривали. На привалах они обсуждали совместные планы, хотели весной поехать в Непал, уже купили билеты... Погода была пасмурная, обещали дожди, и они не знали, будут ли лазить по скалам или нет. Но снаряжение все равно взяли. К вечеру дошли до места, разбили стоянку, осмотрелись, поужинали и легли спать, предвкушая следующий день. Утром проснулись - погода чудесная - солнце, тепло, золотая осень. Виды вокруг - шикарные, мы гуляли возле зубцов, поднимались по тропкам наверх, фотографировали. Ребята собирались полазить немного по скалам, а затем мы планировали прогуляться по хребту (он довольно протяженный, 9 км), чтобы уйти от толпы туристов.

Мы с молодым человеком собирались в следующем году поехать в альпинистский лагерь и тоже заняться скалолазанием, поэтому решили посмотреть, как ребята будут совершать подъем. Кирилл рассказал, что и как они собираются делать, а мы решили устроиться на небольшом 3-метровом каменном уступе метрах в 10 от стены, на которую поднимались Кирилл и Вика. Место удобное: с одной стороны нам было хорошо видно ребят, с другой - не так сильно слышно шумную группу туристов-депутатов, и можно было спокойно любоваться видами. Вика лезла первой, Кирилл - страховал. Ребята были на скале уже около 40 минут. К этому времени Вика уже успела зафиксироваться на высоте около 20 метров, а Кирилл - подняться к ней. Мы обсуждали между собой, куда можно пойти прогуляться и периодически поглядывали на ребят. Внезапно услышали шум, похожий на шарканье ботинка о камень и, повернув голову, увидели, что ребята летят вниз. В первые мгновения в голове вертелась только одна мысль: когда же сработает страховка, и они повиснут в воздухе. Но этого никак не происходило. Они упали и не двигались. К ним сразу же подбежали туристы, которые находились рядом. Нам понадобилось около 20 секунд, чтобы слезть со скалы и добежать до них. Были слышны разговоры, что один - живой, а девушка - нет. Несколько человек уже звонили в МЧС. Андрей подбежал к ребятам, и вместе с другими начал оказывать первую помощь. Кирилл пришел в сознание и спросил, что с Викой. Он не мог к ней повернуться и посмотреть, в каком она состоянии. Она не подавала признаков жизни. Потом он сказал, что в его рюкзаке есть аптечка с несколькими ампулами обезболивающего. Хорошо, что среди туристов оказался мужчина, который понимал, как оказывать первую помощь и сохранял спокойствие. Благодаря ему удалось понять характер травм, убедиться, что позвоночник не поврежден и принять решение о возможности эвакуации Кирилла. Я сбегала за туристическими ковриками для носилок в лагерь, в то время как мужчины сооружали каркас жестких носилок из палок и альпинистской веревки. Удалось аккуратно переложить Кирилла сперва на коврики, а потом и на носилки. Он мужественно держался, терпел боль и постоянно спрашивал про Вику. Носилки несли 8-10 мужчин, поочередно сменяя друг друга. Эвакуация осложнялась непростым рельефом: тропа усыпана камнями, упавшими деревьями и проходила через завалы валунов с узкими проходами. Через какое-то время тропа сменилась лесной дорогой. Через 6 км стояла машина, на которой Кирилла повезли навстречу МЧС. Но встретились они только спустя 4 часа с момента происшествия. Вику же эвакуировать было нельзя до осмотра следователем. Полицию мы прождали до утра. Всю ночь жгли костер, МЧС-овцы пытались устроиться на бревнах, мы поочередно пытались поспать на одном оставшемся коврике. Связи не было, чтобы дозвониться, нужно было подниматься на скалу, которая была рядом. В это время отец Вики ехал на место происшествия. Утром на квадроцикле привезли следователя, оказывается ночью даже их «Урал» застрял в грязи разбитой дороги. Он осмотрел все, начали спуск, не дожидаясь машины. Пошел дождь со снегом, дорогу еще сильнее размыло. Вскоре встретили «танкетку» на гусеницах, в ней ехал отец Вики. Невероятно больно было смотреть на него, когда он склонился над дочерью. Он не мог поверить, что это она... Страшно представить, что чувствует человек в этот момент. Он мужественно держался. На кордоне на полпути ждала сестра Вики…

Дальше стандартные и изматывающие процедуры: полиция, морг, больница. Отец Вики смог договориться и увезти ее в Екатеринбург. Кирилл лежит в больнице на вытяжке. Ему не проводилось никаких операций. Сейчас с Кириллом находится брат, он решает вопросы с транспортировкой, так как в той больнице ему не могут оказать помощь в полном объеме. Подключились знакомые, друзья Кирилла, каждый хочет помочь. Также писали Евгению Ройзману, надеемся на его поддержку. Всем, кто помогал и продолжает помогать Кириллу, Вике, родным и близким - огромная благодарность. Те, кто торгует жареными фактами и пытается поживиться на горе людей - достойны лишь презрения. Эта трагедия перевернула во мне многое и показала истинную природу людей. Есть легенда, что Инзерские зубчатки - это граница между добром и злом. Случившееся отделило одно от другого.

Кирилл, пострадавший:

Тяжело сейчас об этом говорить. Когда мы вылезли на эту полку, сразу возникли сомнения насчёт надёжности станции. Но поставить вторую точку не удалось - был резкий рывок и всё.

Леонид, друг ребят, КМС по горному туризму:

Первоначально ребята вдвоём планировали самостоятельно съездить с двумя своими знакомыми на Инзерские Зубчатки просто погулять, пофотографироваться, но видимо была хорошая погода, и в последний момент они решили взять снаряжение и полазить в двойке: сначала один лезет вверх, организует станцию страховки и принимает второго, потом второй лезет вверх, организует следующую станцию и принимает первого, и так далее.

На очередной веревке Вика шла первой, она сделала станцию на "песочных часах" - сквозное отверстие в глухой скале, через которое продевается страховочная петля. Горы есть горы, и не всегда там всё складывается, как по учебнику: ей пришлось организовывать станцию в таком месте, где практически не было вариантов для установки страховочных точек. Поэтому она воспользовалась единственным вариантом, который был - перемычкой "песочных часов".

Таким образом, станция была сделана всего на одной точке при том важном условии, что всегда нужно делать минимум 2 точки. Следует заметить, что несмотря на то, что Кирилл и Вика были опытными скалолазами (уровень лазанья 6b), Вика имела лишь небольшой опыт в организации страховочных станций. Видимо, уступ на вид показался ей надежным. Тут сложилось множество мелочей, которые усыпили бдительность Вики (а она была очень умной и осторожной)... Эти скалы были «дикими» и более опытный участник обычно идет первым. Но трасса показалась им простой, Вика хотела потренироваться ставить точки. Эти факторы и сыграли роковую роль. Создались такие обстоятельства, в которых вероятность ЧП повысилась. Когда Кирилл поднялся к станции, он тут же попытался усилить станцию, установив вторую точку, но в этот момент Вика соскользнула с уступа и единственная точка станции разрушилась (возможно откололась перемычка песочных часов).

Всем всегда хочется знать, кто виноват. Если вы бывали в горах, то наверняка знаете - виноватых здесь нет. Все кажется очень прозрачным, когда ты читаешь новости на диване. Они оба взрослые люди, сами приняли решение, сами полезли на скалу. Маршрут был несложный, а поскользнуться можно где угодно. Человек - это человек, он не машина и может ошибаться. Сыграли как стереотипы, так и внешние факторы. Реальные скалы и горы всегда многообразнее книжных примеров - всегда бывает куча обстоятельств, которые, несмотря на кажущуюся простоту, нужно тщательно анализировать и принимать взвешенное решение - это приходит с опытом.

Вика была необычайно талантливой, способной, умной девушкой, одной из лучших. Она безумно любила походы и горы. Вика всегда жила на максимуме, полагалась на свои силы и разум. Проявление слабости - это не про неё. Вика была очень талантлива, талантлива во всём - на работе постоянно развивалась и ей доверяли множество серьёзных дел, писала стихи, пела, играла на фортепиано, гитаре, стала осваивать барабаны, танцевала, она могла иметь успех в скалолазании, пошла в горы, там шла впереди и успевала фотографировать, и все это ей, казалось, давалось с лёгкостью. Ко всем своим увлечениям она подходила ответственно, находилась в постоянном процессе самосовершенствования. Кто-то из нас узнал о трагедии лишь спустя сутки, кто-то раньше, но все мы до сих пор в шоке. Это невосполнимая потеря для всех нас. Первыми уходят самые лучшие, это больно и несправедливо.

Chikushkin (Олег Чегодаев)
По сути, обычный срыв в горах с летальным исходом.
Очень жаль ребят, но если бы скалолазы не упали к ногам высокопоставленных посетителей и журналистов, никакого хайпа по этому поводу не было бы. думаю вся эта история слишком перегрета, разговоров много, фон негативный,а по сути ничего не изменится и не может измениться.
поговорит народ, сделает себе политические очки да трафик на сайты и все забудется.
На Южном Урале, безопасность скалолазов не проблема которую надо решать.

Сазонов:
По сути да. Только если бы страховка была организована должным образом несчастного случая не было бы. А у них и срыв, и закладка не сработала, и нижняя станция была ненадёжная. Пока мы тащили и везли парня, я всё спросил у него по горячим следам как было, т.к. все эти 6 часов рядом с ним был.
Поэтому тут вопрос по опыту надо ставить.
У нас же сейчас как - сплавился с бутылкой водки от Зуячки до Равтау - ты турист водник, два раза сплавился - опытный турист водник, друзей подтянул - уже руководитель, ну и т.д. А это влечёт за собой переоценку своих сил и возможностей, что в свою очередь - к подобным ситуациям.
Чтобы лазить по скалам - надо и в снаряге шарить, и опыт её грамотного использования иметь, и мастерство лазания должно быть.
Данный несчастный случай произошёл в идеальных условиях, на ровном месте можно сказать, а не где-то далеко в горах, на сложном участке, в плохую погоду и т.д.
теперь по пиару и резонансу.
накануне в Тирляне, по инициативе Шагаповой кстати, было проведено заседание рабочей группы Госсобрания по экологическому законодательству. Мероприятие было представительным - приезжал министр экологии и природопользования, глава Белорецкого района, порядка 7 депутатов, местная общественность и т.д. Я принимал участие и всё видел и слышал.
Поднимали конкретные вопросы - вырубка леса, туризм, состояние посёлка и т.д. Лес вокруг Тирляна, в том числе и в направлении Зубчаток отдан под вырубку крупной компании (всё по закону). Цена вопроса миллиарды, а дорогу держать после лесовозов в нормальном состоянии никто не хочет, хотя в проекте освоения лесов это заложено.
Сбор мусора и его вывоз в Тирляне не организованы должным образом, хотя с т. зр. нормативной базы вроде тоже проблем нет.
Развалины завода существуют в натуре, а по документам их нет, поэтому эти участки земли с остатками построек не могут отдать частникам под благоустройство и тур. объекты...
Там целый узел проблем которые надо решать, озвучивать, заставлять.
Поэтому лишний повод поднять резонанс в обществе, привлечь внимание с этой точки зрения - это плюс.

and108
Нифигасе...Всегда считал их черными лесорубами(ну, типа, купили гектарчик, и под шумок полтайги вырубили). Зная, как это, к примеру, делается в Ишимбайском районе.

Сазонов
в Тирляне эта компания (я знаю название но здесь писать не буду) будет строить производство пеллет. Все бумаги согласованы и подписаны. И под вырубку и по строительству.
А учитывая что с одной стороны заповедник, с другой нацпарк - фактически там как я понял со слов специалистов - под вырубку район в сторону зубчаток.
И в итоге выходит дилемма - с одной стороны это инвестиции и рабочие места, т.е. то что требуют от глав районов, с другой стороны с точки зрения туризма - противоположный эффект. Собственно ради этого и задумывалось мероприятие, чтобы поднять эти вопросы. Что должен быть какой-то баланс, бережливость и т.д.
В тех же СМИ волну поднять.
Шагапова идейный вдохновитель.
И то что удалось министра вытащить, главу района и задать им эти вопросы - уже большой плюс. Т.к. тема не простая и даже имея депутатский статус делать это реально не просто.

Кузьмин
Да все прекрасно знают название этой компании. И мне непонятна твоя мотивация молчать. У меня такой мотивации нет и скажу, что именно компании "Селена" мы обязаны уебанным дорогам и изгаженному лесу. Менее 10 лет назад мы ездили на Зубчатки на самом обычном Субару Форестер. Дорога была прекрасна как по покрытию, так и по окружающему виду. Как она выглядит сейчас - известно всем.
При том состоянии дороги, просто подогнали бы любую машину к месту - и не было бы всего этого хоррора.
Ну а про "бумаги в порядке" - кого ж этим удивишь?
Может стоило задать эти вопросы рабочей группе, главе, и прочим "причастным"?
Как думаешь?

Влад(Виссарионыч) писал(а):
Ну, почему то не Сазонов сообщил агентству, а депутат. Потому мысли только о пиаре.

Сазонов
у нас корреспонденты с собой были.
Рушана Ибраева с РБК - она первая из СМИ новость запостила.

фото: Рушана Ибраева (РБК)

Олег Бирюков
1. Чисто по закладным и френдам ходят либо сильно уверенные в себе и своем опыте чуваки, либо люди очень плохо представляющие на что идут начитавшись красивых журналов про экстрим. При этом даже опытные очень аккуратно используют их, т.к. понимают, что всегда есть риск их вырвать, поэтому стараются комбинировать варианты страховки, либо идти только по крючьям, либо идти с верхней.
2. Скалолазы давно уже галоши не используют, а в ботах по скалам идти - равносильно сексу в трех презервативах (ни удовольствия, ни результата, да и в галошах тоже самое). В ботах как вариант ходят горные туристы, пешники-переправисты или на худой конец альпинисты так тренируются, даже в кошках некоторые хотят для привыкания.
3. Если закладные и френды повылетали, либо были неверно установлены, либо там сыпуха по трещинам (хз, не лазил там). Опять же к п.1 о принятии решения вообще идти чисто на закладных.

Так что, тут судьба не причем.

П.С.: дорогу для МЧСников в каждую дыру, где хочется полазить, не накатаешь, она либо есть либо ее нет.

Gosha
Опыт, опыт. Он набирается на своих и чужих ошибках.
Но не понятно как можно стануцию на одной точке ставить?
PS Имею опыт срыва станции на двух точках, правда у нас это закончилось в принципе вполне благополучно.
Сломал руку. Напарник которого я страховал не повредился, хотя пролетел почти в два раза больше, но рывок затормозил.

grz
Когда у нас только появились закладки (в 80-ые) поначалу казалось что всё просто, заложил закладку и вперёд. Не тут то было, поначалу половина закладок, пока верёвка болтается и закладку дёргает в разные стороны, ко второму на верёвке съезжали. Мы быстро сообразили и стали делать ито на закладках "опозиционно" то есть одна на рывок, вторая закладка, либо крюк, на её удержание + оттяжка. Из того что видел на натуральных скалах в последнее время, я практически не увидел такой системы, только закладка и оттяжка а это не всегда хорошо.
Я считаю что не хватило именно правильного (с точки зрения безопасности) навыка по организации ито на закладках.
Я так считаю.

Сазонов
ключевой фактор это отсутствие должного опыта.
как можно "быть опытным скалолазом" и в то же время иметь "лишь небольшой опыт в организации страховочных станций"?
Потом там упоминается Леонид, но сами ребята сказали их было четверо - два парня и две девушки.
Андрей (второй парень) помогал тащить носилки до машины, на мой вопрос что надо бы контакты погибшей девушки чтобы сообщить родителям - ответил что они её не знают, т.к. знакомы только с Кириллом (пострадавшим) и контактов у него нет.
А там в статье он говорит про её опыт.
И по поводу комментариев - я лично общался в процессе транспортировки с обоими и задавал вопросы.
Ну вот как то так.....

По поводу дороги теперь. Парню повезло, что у него при таком падении такая относительно простая травма. Будь травмы посерьёзнее, так легко бы всё не вышло. И вот здесь бы встал вопрос о скорой в буквальном смысле помощи и на первый план вышло бы состояниа дороги и может быть отсутствие вертолёта.
и ещё повторюсь - основной объём первой помощи и организации транспортировки выполнила наша группа. Конечно при помощи тех кто был рядом и сохранял спокойствие.

Остальных так категорично как в статье нельзя осуждать - т.к. событие неожиданное и тяжёлое, многие думаю просто были в шоке.

Диалоги и материалы взяты из разных источников.