Наконец-то! Это случилось! После 10 лет строительных и одновременно ремонтных работ в Иерусалиме запущена линия метро! Это не я - это заголовки газет. Назвать метрОМ пару вагонов слишком уж напыщено. На такое способны только восточные люди, склонные к преувеличению своего и преуменьшению чужого. Обычный трамвай, движущийся по поверхности и ни разу не под землёй.
Это в Тель-Авиве обещают построить подземную линию метро, потому что там эта линия получится ниже уровня моря. А в Иерусалиме зачем? Здесь куда проще перекрыть весь центр города, пустить два десятка автобусных линий по узенькой старой улочке, которая местами вообще односторонняя, перенести дюжину старинных образцов архитектуры поближе к Старому городу и положить на всё на это... рельсы.
Что так затянуло это строительство, рассчитаное на три года? Сперва старинные здания, которые мешали прокладывать рельсы. Затем французские инженеры, которые заставили раздолбать весь бетон под шпалами и перезалить его по евростандарту или хотя-бы ровно. Потом оказалось, что трамвай по высоте не проходит под Наркисским мостом и снимали метровый слой земли вместе с ровным и прочным бетоном, заливая свежий. Мелочи вроде разворованых денег и проштрафившихся гастрабайтеров я не перечисляю. В конце, когда пути уже были уложены, оказалось, что ни на одном перекрёстке нельзя отрегулировать светофоры так, чтобы трамвай мог проехать не останавливаясь. И вот, наконец, все невзгоды позади и вагоны вышли из дока. В качестве компенсации за десятилетние мучения жителям города позволено две недели кататься на этом метрЕ бесплатно. Вот я вчера и проехался на нём на работу.
Ну что сказать... Ничего хорошего в голову не приходит, а промолчать тоже не могу. Первое впечатление: очень дешёвые вагоны с железными неудобными сиденьями, рассчитаными на то, что ездить в этих вагонах будут в лучшем случае быдловатые и неотёсаные йети, которые любой декор сжуют или изгадят. Сидений, кстати, совсем мало, потому что йети любят сидеть на полу. Зато дверей в этих вагонах аж 12 штук! Вероятно, сделаны для того, чтобы животные не грызли и не убивали друг друга, пытаясь попасть внутрь.
Это было первое впечатление - теперь второе. Широченные и высоченные окна совершенно не приспособлены к нашему палящему 10 месяцев в году солнцу. Сидеть приходится как на пышущей жаром сковородке. Никаких шторок или даже просто тонировки не предусмотрено. Кондиционер не справляется с таким количеством получаемой энергии, хоть и работает на полную мощность. Поручней, чтобы ухватиться стоящим пассажирам ещё меньше, чем сидений, хотя вагон рассчитан на 220 человек. Недалеко от меня умиротворённо ехал один человек (не буду писать, что это был араб - ещё заклюёте, что я разжигаю межнациональную рознь), не мывшийся, вероятно, полгода и благоухающий своими ногами и подмышками на весь огромный трамвай. Я хотел открыть форточку, но снова получил порцию негатива - во всём вагоне не нашлось ни одной форточки. Мы были закрыты в нём, как в аквариуме и дышать подмышками и ногами пришлось всю дорогу, пока этот член чего-нибудь (а, может, и просто член) не вышел.
Приятно было ехать через центр города и осматривать давно забытые из-за этой стройки пейзажи. Но тут трамвай въехал в арабскую часть города, куда я сам в жизни бы не сунулся. Ещё не забыты те дни, когда автобус выключал свет в салоне и мчался без остановок через эти улицы, чтобы не попасть под обстрел или бутылку с горючей смесью. Какой был смысл прокладывать пути через этих фанатиков? Чтобы получить ещё одну причину неделимого и единого Иерусалима?
И вот я, наконец-то, всего через час с четвертью, прибыл на место и выгрузился. Для сравнения автобусом ехать, даже с учётом пробок и обьездов из-за метрА, дорога занимает всего 45 минут. Проблема в том, что с сентября обещают изменить маршруты и расписания всего транспорта с учётом движения этого трамвая и может оказаться так, что иного выбора не будет, кроме как пользоваться этой скотовозкой.
Не думайте, что я раздражён или обижен - нет. Ничего в мире не происходит просто так. Но иногда нужно время, возможно, даже несколько лет, чтобы это понять.