Семь составляющих потребности в религии

Mar 17, 2010 22:30


Вне зависимости от решения вопроса “есть ли Бог», существует социально-психологическая потребность в религии, состоящая из следующих компонентов:

1)      потребность в установлении отношений с трансцендентным (она же метафизическая потребность) - когнитивная и моральная потребность обратиться к тому, что составляет рамку и фон для всех видимых вещей ( Read more... )

человеческая природа, религия, психология, этика

Leave a comment

Comments 37

razinkin March 17 2010, 20:25:30 UTC
Великий Инквизитор у Достоевского говорил о потребности в "чуде, тайне и авторитете".
Авторитет у Вас есть - пункт 5. А чудо и тайна?

Reply

k_frumkin March 18 2010, 08:32:14 UTC
вероятно, пункт 1.

Reply


Где в этих 7-ми эстетика? alisarin March 18 2010, 06:48:59 UTC
:)

Reply

Re: Где в этих 7-ми эстетика? k_frumkin March 18 2010, 08:35:08 UTC
Мне кажется, эстетика не способствует по потребности в религии как таковой. С другой стороны, наши эстетические потребности вынуждают саму религию быть эстетичной, использовать искусство для пропаганды. То есть тут несколько иная причинно-следственная связь.

Reply

Re: Где в этих 7-ми эстетика? alisarin March 18 2010, 08:39:08 UTC
Вот здесь я и не согласен. Эстетика в религии присутствует там, где верующая девушка утверждает: я с обезьяной ничего общего не имею. Это именно эстетика.

Reply

Re: Где в этих 7-ми эстетика? k_frumkin March 18 2010, 08:47:35 UTC
Да, согласен.
То есть,
8) потребность в санкционировании картины мира, соовтествующим нашим эстетичесиким, моральным и экзистенциальным предпочтаениям (прекрасный мир, где человек бессмертен, а добродетель вознаграждается).

Reply


nkbokov March 18 2010, 07:41:20 UTC
5a) potrebnost' v avtoritete, kotoryi svergaetsya, razruchaetsya ili analiziruyetsya, davaya tchuvstvo prevosxodstva i gospodstva nadmirom.

Reply

k_frumkin March 18 2010, 08:34:12 UTC
Безусловно.

Reply


a_zharov March 19 2010, 07:20:29 UTC
Пишут ( ... )

Reply

k_frumkin March 19 2010, 08:23:26 UTC
Это кажется к пункту 6

Reply


leo_nafigator October 12 2010, 20:33:14 UTC
Не согласен. Слишком однобоко. Предлагаю несколько спонтанно-альтернативных пунктов, не претендуя на их преимущество перед названными:
Итак, существует социально-психологическая потребность в отрицании религии, состоящая из следующих компонентов:
1) Потребность избежания ответственности, выражающаяся в постулировании хаотичности этого мира.
2) Потребность избежания ответственности, выражающаяся в приписывании последствиям своих действий характера случайного, "несчастного случая".
3) Потребность избежания ответственности моральной, выражающаяся в отрицании морали, которую невозможно доказать, не прибегая к концепции греха и Божьей воли.
4) Потребность избежания ущемления своей гордости в результате собственных действий, противоречащих естественному праву.
5) Потребность оправдать свои слабовольные решения в сложных случаях.
6) Потребность оправдания своих поступков, противоречащих общественным нормам.
7) Нефункциональная потребность, порожденная извращениями собственного интеллекта.

Reply

k_frumkin October 13 2010, 11:11:36 UTC
Ну и пожалуйста. Есть люди принимающие религию на основе одних потребностей, есть люди ее отврегающие в соотвествии с другими. Только по моему это не разные пункты,а один - избежание ответственности. И опять же, так ли уж важна для человеческой мотивации возможная ответственность перед Богом по сравнению с ответственностью перед людьми? Но, так или иначе, наверняка бывают самые разнообразные психологические пердпосылки к отверганию религии, в том числе и эти.

Reply

leo_nafigator October 13 2010, 11:36:06 UTC
Редуцировать можно что угодно, например, все перечисленные в посте потребности к потребности в защите, а все перечисленное в моем комментарии - к избежанию ответственности. Над этим еще Борхес пошутил.

Что же касается разницы между ответственностью перед Богом и перед людьми, то она огромна. Что ни говори, а ответственность перед Богом призрачна, да и толкования ее расплывчаты. Поэтому точка истории, когда она была изобретена, по сути является днем рождения совести, и если мы посмотрим на религии, ставшие мировыми, от прежних языческих их отличает как раз введение индивидуального культа, замешанного на совести.
Разница между стыдом (перед людьми) и совестью (перед индивидуальным пониманием Бога)? Довольно велика.

Reply

k_frumkin October 13 2010, 11:58:46 UTC
Я понимаю разницу иммежду стыдом и совестью, но для таких глобальных и безличных категорий как "мораль" и "ответственность" она не существенна.
А разговор этот я начал к тому, что для человека, стремящегося избежать ответственности ускользание от "призрачной" совестью не так важно по сравнению с весьма ощутимым стыдом.
Хотя избавиться от совести - тоже хлеб))

Reply


Leave a comment

Up