Э.Шеклтон - Юг! ПРЕДИСЛОВИЕ

May 29, 2014 16:18


После покорения Южного Полюса Амундсеном и, с разницей в считанные дни, Британской экспедицией Скотта, в Антарктиде осталась лишь одна большая цель для путешествия - пересечение континента от моря до моря.

Когда я вернулся из экспедиции на Нимроде (The British Antarctic Expedition 1907 - 09, прим.), в которой под давлением непреодолимых обстоятельств мы были вынуждены отказаться от нашей попытки установить Британский флаг на Южном Полюсе всего за девяносто семь миль до конечной цели, то уже тогда загорелся идеей пересечения континента, поскольку был твердо убежден, что кому-то, либо Амундсену, либо Скотту обязательно удастся достигнуть Полюса по нашему ли собственному маршруту или по параллельному ему. После известия об успехе норвежцев я начал приготовления к началу последнего большого путешествия - первого пересечения последнего континента, которое обязательно должно быть осуществлено именно Британской Экспедицией.

Нам это не удалось, о чем и написано на последующих страницах, но все же, хотя речь пойдет о наших неудачах, здесь есть главы и о высочайших достижениях, напряженных днях, одиноких ночах, выпавших испытаниях и, прежде всего, слова о несгибаемой решительности, верности, невероятном самопожертвовании моих людей, которые даже в эти дни (им. ввиду послевоенные), не смотря ни на что, будут интересны читателям, которые с радостью отвлекутся от кровавых ужасов войны и напряжения последних пяти лет и, возможно, с еще бОльшим пониманием прочтут историю другой войны, Белой, войны на Юге. Историю борьбы, разочарований и стойкости небольшого отряда англичан, скрытого в течение почти двух лет шапкой Полярных льдов, стремившегося выполнить поставленную задачу без какой либо связи с внешним миром и написавшим историю, которая является уникальной в истории антарктических исследований.


Вследствие потери «Эндьюранс» и потерпевшей бедствие «Авроры» некоторые документы, относящиеся, главным образом, к организации и подготовке экспедиции, были утрачены, хотя в любом случае я не собирался представлять подробный отчет о подготовке, снаряжении и других необходимых, но для читателя, в общем-то, неважных делах, хотя с начала этого века каждая книга по исследованиям Антарктики содержит эти разделы. Я всего лишь кратко изложу основные моменты по организации Экспедиции, вставив сюда выдержки из программы, которую я подготовил для того, чтобы вызвать к ней интерес у широкой публики.

Трансконтинентальная Партия.
Первое пересечение Антарктиды от моря до моря через Южный Полюс помимо своей исторической ценности будет также иметь огромное научное значение.

Общая длина маршрута составляет около 1800 миль, и первая его половина от моря Уэдделла до Полюса будет проходить по неизвестной территории. Каждый пройденный шаг будет открытием в географии. Будет изучен великий хребет Виктории (Трансантарктические горы), который пройден от Моря Росса до Полюса, простирается ли он через весь континент и, таким образом, является продолжением (за исключением разрыва океаном) Анд Южной Америки, а также понижается ли постепенно огромное плато вокруг Полюса в сторону моря Уэдделла.

В путешествии будут вестись непрерывные магнитные наблюдения. Маршрут пройдет через Магнитный Полюс, и точное определение его положения будет иметь важное значение в практическом магнетизме. Будут тщательно вестись метеорологические измерения, что поможет пополнить наши знания о формировании погоды.
Гляциолог и геолог будут изучать ледники и природу гор, и этот отчет вызовет большой научный интерес.

Научная Работа Других Партий.
В то время, пока трансконтинентальная партия будет пытаться совершить величайшее полярное путешествие, другие партии будут заниматься важной научной работой.

Две санные партии будут работать на базе, организованной в море Уэдделла. Одна отправится на Запад в сторону Земли Грэхама проводить наблюдения, собирать геологические образцы, доказывающие, что горы этого региона связаны с теми, что по другую сторону Полюса.

Другая партия отправится на восток к Земле Эндерби со схожей научной программой, третья, оставаясь на базе, будет заниматься исследованием фауны суши и моря, вести метеорологические наблюдения.

С базы в море Росса по ту сторону полюса другая партия отправится на Юг и будет ждать прибытия Трансконтинентальной партии в верховьях ледника Бирдмора возле Горы Баркли, где открыты первые залежи угля в Антарктике. Этот регион имеет огромное значение для геолога, стремящегося больше узнать об истории Антарктиды.
Оба судна Экспедиции будут оборудованы для проведения промера глубин, звукозондирования и других гидрографических работ. В море Уэдделла корабль попытается пройти вдоль неисследованной береговой линии Земли Грэхама, что совместно с данными береговой партии и научного персонала возможно принесет важные научные результаты.
Несколько береговых партий и два корабля будут, таким образом, осуществлять географическую и научную работу в масштабе даже превышающем задачи самой Полярной экспедиции.

Впервые в море Уэдделла будет организована база для проведения разведки открывающихся во все стороны неисследованных земель. Вполне логично, что эту работу следует проводить под британским флагом, поскольку вся местность к югу в сторону Полюса это сектор Британии. В июле 1908 года Официальным документом, заверенным Большой государственной печатью Соединенного Королевства, заявлено, что губернатор Фолклендских островов является губернатором Земли Грэхама (которая находится в западной части моря Уэдделла), а другую часть сектора британской территории определяет как находящуюся в Южной части Атлантического Океана к югу от 50-й параллели южной широты и лежащую между 20-м и 80-и градусом западной долготы. Взглянув на карту, можно увидеть, что включает в себя область, где будет работать экспедиция.

Как будет пересекаться Континент.
Корабль со всеми участниками экспедиции, организующими базу в море Уэдделла, отправится из Буэнос-Айреса в октябре 1914 г. и попытается достигнуть земли в ноябре на 78 градусе южной широты.

Если все получится, Трансконтинентальная партия сразу же отправится в 1800-мильное путешествие и постарается к марту пройти Полюс и добраться до базы в море Росса за пять месяцев. Если высадка будет осуществлена ближе к концу сезона, то партия будет зимовать, организуя осенью и весной заброски, а отправится в путешествие как можно раньше в 1915-м.

Трансконтинентальную партию из шести человек возглавит Сэр Эрнест Шеклтон. Она будет включать 100 собак с санями, а также два трактора на воздушной тяге. В состав снаряжения и оборудования будет включено только то, что проверено руководителем и предложено экспертами. Когда эта партия достигнет района Полюса, пройдя 800 миль неизвестных земель, она пойдет на север к началу ледника Бирдмора, где надеется встретиться с партией моря Росса. После воссоединения обе партии пойдут к базе на море Росса, основанной предыдущими экспедициями.

Таким образом, четырнадцать человек будет на «Эндьюранс» в море Уэдделла. Шесть участвовать в Трансконтинентальном путешествии, трое пойдут на запад, трое на восток, а двое останутся на базе, координируя работу.

«Аврора» доставит шесть человек на базу в море Росса. Они заложат заброски по маршруту Трансконтинентальной партии, что поможет ей в путешествии, а заодно проведут геологические и другие исследования.

Я надеюсь, что Трансконтинентальная партия добьется успеха уже в первый сезон, поэтому нашего возвращения стоит ожидать в апреле 1915 года. Крайний срок - апрель 1916 г.

Корабли Экспедиции.
Для Экспедиции были отобраны два корабля.


«Эндьюранс» - корабль, который доставит Трансконтинентальную партию в море Уэдделла, а затем будет исследовать береговую линию, новое судно, специально построенное для работы в полярных условиях под руководством комитета Полярных исследователей. Оно построено Кристенсеном, знаменитым норвежским конструктором китобойных судов в Сандефьёрде. Это баркентина, оснащенная трехцилиндровым двигателем, наделяющем ее скоростью от девяти до десяти узлов. Чтобы обеспечить судно ходом будет взят запас топлива в виде угля. Его водоизмещение около 350 тонн, оно построено из специально отобранных сортов сосны, дуба и бакаута (особо ценных пород дерева). Этот прекрасно оборудованный корабль обошелся экспедиции 14 000 фунтов.


«Аврора» - корабль, который доставит партию в море Росса, был куплен у доктора Моусона. Это практически аналог известной «Терра-Новы» - судна последней экспедиции капитана Скотта. Она по указанию правительства Австралии подверглась значительной реконструкции для экспедиции доктора Моусона и сейчас находится в Хобарте, Тасмания, откуда отправится в следующем октябре в море Росса.

Я начал подготовку в середине 1913г., но никаких публичных объявлений не делал до 13 января 1914-го. Последние шесть месяцев 1913 года я занимался необходимыми подготовительными мероприятиями - тяжелой рутинной работой, не интересной для широкой публики, но имеющей крайне важное значение для экспедиции.

1 января 1914 года, получив обещанную финансовую поддержку, достаточную для анонсирования экспедиция, я сделал публичное заявление.

Первым результатом заявления стал поток заявок от самых разнообразных представителей общества с предложениями поучаствовать в экспедиции. Я получил около пяти тысяч предложений, были отобраны пятьдесят шесть человек.

В марте, к моему большому разочарованию, обещанной финансовой помощи я не получил и столкнулся с тем, что не мог расплатиться по долгам за уже проплаченные контракты на покупку кораблей и снаряжения, а также с нанятыми людьми. Я сразу же воззвал о помощи и получил невероятную поддержку со всех сторон. Я не могу перечислить здесь имена всех тех, кто меня поддержал, но, пользуясь случаем, выражаю свою признательность каждому за поддержку, которая пришла даже из таких далеких стран как Китай, Япония, Новая Зеландия и Австралия. Я должен отдельно отметить щедрое пожертвование в £24.000 от Сэра Джеймса Кэрда и £10.000 от Британского Правительства. Я должен также поблагодарить господина Дадли Докера, который помог мне завершить приобретение «Эндьюранс» и Мисс Элизабет Доусон Ламбтон, которая с 1901 была и остается надежным другом Антарктических исследований и на этот раз вновь помогла. Королевское Географическое Общество, выделившее грант £1.000. И последняя, но отнюдь не менее важная, моя отдельная благодарность Дейм Джанет Стэнкомб Уиллс, чья щедрость позволила мне эффективно оснастить «Эндьюранс» особенно в части шлюпок [лодок, которые стали средством нашего спасения], и которая не только помогла в самом начале экспедиции, но и продолжала оказывать финансовую помощь семьям участников экспедиции в те дни, когда мы задерживались с возвращением.

Но по-настоящему отблагодарить за оказанную помощь вернувшийся исследователь может только одним способом, который есть у него в распоряжении - дать вновь открытым землям имена тех, без кого экспедиция бы не состоялась.

Из-за войны публикация этой книги долго задерживалась, поэтому подробные карты будут опубликованы только вместе с научными монографиями. На них я с честью назвал места на вновь открытой земле именами спонсоров экспедиции. Так, вновь исследованную двухсотмильную береговую линию я назвал Побережьем Кэрда. Также, но это уже личное, я назвал три корабельных шлюпки, лодки, на которых мы в итоге вырвались из ледового плена, именами трех основных спонсоров экспедиции: - «Джеймс Кэрд», «Стэнкомб Уиллс» и «Дадли Докер». Две последние по-прежнему находятся на пустынной песчаной косе острова Элефант, где под их укрытием двадцать два моих товарища влачили свое горькое существование четыре с половиной месяца.

«Джеймс Кэрд» сейчас в Ливерпуле, его доставили домой из Южной Джорджии после своего полного приключений путешествия через субантарктический океан.

Многие школы Англии и Шотландии помогли экспедиции в приобретении собак, и я назвал их именами каждой школы, которая нам помогла. Но, еще раз, помимо этих частностей, я благодарю всех тех многих людей, которые нам помогли.

Итак, подготовка продолжалась. Я купил «Аврору» у Сэра Дугласа Моусона и отправил за ней в Австралию Макинтоша, чтобы, помимо прочего, забрать там санное снаряжение, оборудование и бОльшую часть провианта, а также, в зависимости от степени щедрости Австралии и Новой Зеландии, уголь и некоторые другие вещи первой необходимости, ранее эти две страны всегда щедро поддерживали разведку того, что они называют глубинкой.

К концу июля, когда все было готово, над Европой сгустились тучи надвигающейся войны.
Предварительно было решено, что «Эндьюранс» прибудет в Каус для показа Его Величеству в понедельник Каус Вик (ежегодная парусная регата, проводимая в Каусе, прим.). Но в пятницу я получил сообщение о том, что Король прибыть не сможет. Мои читатели, конечно же, помнят про нависшую угрозу войны. Естественно, и я и мои товарищи осознавали, какие проблемы и опасности грозят всему миру.

Мы отплыли из Лондона в пятницу 1 августа 1914 года и всю субботу простояли на якоре в Саутенде. В воскресенье днем я узнал от экипажа из Маргейта о распространяющихся с каждым часом тревожных слухах и в понедельник утром сошел на берег, где из утренних газет узнал о всеобщей мобилизации.

Я немедленно отправился на судно, собрал экипаж и сказал, что намереваюсь отправить телеграмму в Адмиралтейство, в которой предложить Отчизне использовать в случае начала войны наш корабль, снаряжение, а также личный состав по своему усмотрению. Все без раздумий согласились, и я отправил в Адмиралтейство телеграмму, в которой изложил все вышесказанное. Единственное, о чем попросил, так это о том, чтобы в случае объявления войны состав экспедиции, по возможности, был использован как единая команда. В течение часа я получил лаконичный ответ из Адмиралтейства в котором было всего одно слово - «Proceed» («Продолжайте»). В течение следующих двух часов пришел еще один от мистера Уинстона Черчилля, в котором он поблагодарил нас за наше предложение и сказал, что руководство страны желает, чтобы Экспедиция, организованная при полной поддержке Научного и Географического Обществ, состоялась.

Руководствуясь полученными указаниями «Эндьюранс» отплыл в Плимут. Во вторник Король послал за мной и вручил мне Юнион Джек - флаг Экспедиции. Ночью ровно в полночь началась война. В следующую субботу, 8 августа, по приказу Адмиралтейства «Эндьюранс» отплыл из Плимута. Я специально более детально описал этот этап, так как прекрасно знаю об изрядной доле критики, которой подверглась покинувшая страну экспедиция, и поэтому относительно этого хочу сказать, что подготовка путешествия продолжалась более года, были потрачены крупные суммы денег. Мы предлагали отказаться от экспедиции, причем даже не консультируясь со спонсорами, но мало кто думал, что война будет длиться в течение пяти лет и коснется всего мира. Экспедиция это не прогулочный круиз к островам Южного Моря, а крайне опасная, тяжелая и напряженная работа с постоянным риском для жизни. И, наконец, после возвращения практически все ее участники, которые прошли невредимыми через выпавшие испытания, заняли свои места на полях сражений и процент потерь оказался довольно высок.

Переход до Буэнос-Айреса прошел без приключений и 26 октября мы достигли Южной Джорджии - самого южного форпоста британской империи. Здесь в течение месяца мы занимались последними приготовлениями. В последний раз мы слышали о войне когда покинули Буэнос-Айрес. О том, что в войну вступила Русская армия. Многие полагали, что война продлится не более шести месяцев. Поэтому мы отправлялись без сожаления о том, что не могли принять участие в кампании по защите чести нашей страны.

Помимо частных лиц и организаций я выражаю огромную признательность и благодарность за помощь, оказанную правительством Новой Зеландии и правительством Австралии на начальном этапе работы партии в море Росса, гражданам и правительству Новой Зеландии за их постоянную помощь, просто неоценимую во время ее спасения.

Перед господином Джеймсом Алленом [и.о. премьера], ныне покойным мистером МакНэбом [министром Флота], мистером Леонардом Триппом, мистером Мэбином, мистером Тугудом и многими другими я в вечном неоплатном долгу.

Также, пользуясь возможностью, благодарю Правительство Уругвая за помощь в предоставлении траулера «Instituto de Pesca», на котором была осуществлена вторая попытка забрать моих людей с острова Элефант.

Ну и естественно, моя особая благодарность Правительству Чили, которому принадлежит заслуга в деле спасения моих товарищей. Эта Южная Республика приложила все усилия, чтобы организовать успешную спасательную операцию. Я хочу особо отметить участливое отношение адмирала Минозы Уртадо, командовавшим чилийским флотом и капитана Льюиса Пардо, который командовал «Йелчо» («Yelcho») в нашем последнем и успешном мероприятии.

Сэр Дэниел Гуч был с нами в пути до Южной Джорджии. Я выражаю ему особую благодарность за помощь с собаками, нам всем потом не хватало его присутствия по пути к югу.






Шеклтон, the british antarctic expedition, Юг

Previous post Next post
Up