Тема "Моя семья". № 1. Имена собственные, степени родства, притяжательные местоимения, союз А.
Mar 17, 2014 00:56
Я использую вариант вот этой странички (правая, №29) из книги Н.Павловой "Пишем вместе с азбукой", на которой вместо нижнего задания продублирован средний ряд рамок.
[Ребенок заполняет шесть пустых рамок] Ребенок заполняет шесть пустых рамок, а потом мы узнаем/вспоминаем кто кому кем приходится, если "девочка Ира из книги твоя двоюродная сестра": кто ей твоя мама? (тетя), твой папа? (дядя), ты? (брат)... Записываем под рамкой (или нарезаем липкий блокнот и наклеиваем) слова "тетя", "сестра", "дядя". Обычно, после вопроса "кем приходится тебе папа Иры?" (тоже дядя) очень легко раз и навсегда объяснить зачем людям на картинках присваивать имена (чтоб не путаться). [Д/З к уроку -- списки имен членов семьи, друзей (семьи и ребенка) и домашних животных.]
На следующем этапе предлагаем сначала дать всем имена, (если надо, делаем под картинкой "книжку" из надписей: отклеиваем липучки с "тетями-дядями" и приклеиваем имена, а поверх них снова слово семейного родства).
Следующим этапом работы с этой страничкой будет упражнение притяжательных местоимений. Под каждой рамкой написано уже по 3 слова: "сын, брат, Саша", "Ира, сестра, дочь" и т.д. Работа парой: взрослый (учитель, родитель) говорит от имени Иры, ребенок от своего имени.
1. Сначала просто называем. "Это моя мама Света, это мой брат Боря..."
Добавляем сложность: упражняем конструкцию с союзом А. Очередно.
1a. Мой, моя. Игра клубок/снежный ком.
"Это я, Ира, а это моя мама Света. -- Это я, Боря, а это мой папа Илья. -- Это я, Ира, это моя мама Света, а это мой брат Боря и мой дядя Илья. -- Это я, Боря, это мой папа Илья, а это моя сестра Ира и моя тетя Света... и т.д."
Еще сложнее: добавляем притяжательные третьего лица.
1b. Мой, моя + его, ее "Это я, Ира, а это моя мама Света. -- Это я, Боря, а это мой папа Илья. -- Это я, Ира, это моя мама Света, а это мой брат Боря и его папа Илья..."