Originally posted by
tatiana_ch at
Развитие самоконтроля у детей в игре 20 счастливых минут под кроватью или развитие самоконтроля у детей
Недавно я наблюдала такую картину: мои сыновья Тихон (9 лет) и Макар (5 лет) играли в Железного Человека. И Макар, находясь в образе, исполнял все указания, данные ему играющим хозяина Тихоном. А хозяин приказал Железному Человеку стоять и ждать его… Макар простоял минут пять, потом сказал: «Стоп-игра! Я устал стоять, можно я сяду?». Тихон предложил лучше полежать под кроватью. И Макар, к моему удивлению, пролежал там в образе Железного Человека 20 минут!Причем чувствовал себя при этом совершенно счастливым. Сам образ и игровая ситуация помогли Макару подчинить себя правилам игры.
И сегодня мне хочется рассказать вам о том, как игра помогает нашим детям в овладении произвольностью поведения.
Игра развивает способность ребенка контролировать себя
Произвольность поведения или самоконтроль - способность человека осознанно владеть и управлять собой. Произвольность является важнейшим качеством личности и основным диагностическим критерием готовности ребенка к обучению в школе.
Произвольность поведения дает возможность ребенку следовать своим замыслам, быть настойчивым в их реализации, уметь преодолевать сложности и достигать поставленные цели. Ребенок, развивший навыки самоконтроля, может легко управлять своими познавательными процессами: вниманием, памятью, восприятием, воображением и мышлением.
Важно, что игровая деятельность способствует развитию произвольности поведения, и способствует определенным образом.
В середине прошлого века психолог З.В.Мануйленко проводила следующий эксперимент : детей трех, пяти и семи лет просили удерживать позу неподвижности в условиях игры и вне её. То есть, просили побыть неподвижным часовым, а потом просто постоять не двигаясь. Время удержания неподвижной позы - это как раз и есть показатель произвольного поведения.
Результаты получились следующими
В возрасте трех лет время и в игре, и вне игры было небольшим, и практически не отличалось одно от другого.
В пять лет (возраст самого расцвета ролевой игры) наблюдался сильный разрыв. Игровое время неподвижности было больше почти в пять раз! То есть в игре ребенок обретал дополнительный смысл предложенного малоинтересного задания, его самоконтроль значительно увеличивался. Сама роль давала возможность ребенку удержать себя в контексте правила.
В семь лет разрыв во времени снова пропадал, но показатели времени были уже на гораздо более высоком уровне. В этом возрасте ребенок был способен долго выполнять инструкцию взрослого и вне игры. Игра и роль задала детям зону ближайшего развития, являясь внешним вспомогательным средством, а после освоения навыка произвольности необходимость в ней отпала.
Время удержания ребенком позы в игре и вне игры
Развитие произвольности поведения у детей в наши дни
Это исследование проводилось около 60 лет тому назад. И недавно оно было повторено психологом Е.О.Смирновой. Результаты оказались иными.
Во-первых, ниже сам показатель произвольного поведения. Дети недостаточно принимали на себя игровую роль, несерьезно к ней относились.
Во-вторых, возрастная динамика выражена минимально. Уже нет знакового разрыва в пять лет. То есть своего развивающего вклада игра не даёт. В игре дети еще могут подчиняться правилам, но игра уже не формирует «внутреннего» качества произвольности. Неигровой произвольности не появляется.
К сожалению, неразвитая игра не может быть ведущей игровой деятельностью.
Почему же сегодня игра у детей не развивается? Тому есть несколько причин.
Основные причины ослабления роли игры в развитии произвольного поведения современных детей
Исчезновение детских разновозрастных сообществ.
Обучение игре никогда не было задачей педагогов. Другие, старшие дети - самые лучшие учителя игры. Но их сложно встретить в условиях малодетных семей, одновозрастных групп в детских садах, отсутствия дворовых компаний.
Программный подход к дошкольному воспитанию.
Занятия по рисованию, чтению, даже по игре. У ребенка нет свободы, нет времени, в течение которого им бы не руководили. Лучший вариант - это полчаса на игру в конце детсадовского дня. Но при отсутствии умения играть вместо игры мы получаем возню, крик, хаос и безобразия. И иллюзию того, что “дети не хотят играть нормально”!
Мода на раннее развитие.
У родителей сложилось впечатление, что развитие - это накопление знаний, умений и навыков. А игра - это заполнение свободного времени, пустое времяпрепровождение. Неважный досуг.
Широкое распространение видеокультуры.
Телевизор, видео, мультфильмы. Все свободное время у ребенка уходит на экран. Потреблять мелькающие кадры проще, чем играть - это не требует никаких придумок. Телевизор выдавливает активные формы детской деятельности.
Отсутствие игрушек, как бы парадоксально это ни звучало.
Большинство современных игрушек не пригодно для игры, губит её в зародыше. Интерактивные игрушки, умеющие сами петь-говорить-есть и многое другое, не допускают создания воображаемой ситуации. Игра с ними сводится к манипулированию, включению и наблюдению, что просто парализует детскую фантазию.
Вы все ещё думаете, что игра - это несерьезно? Почитайте статьи о теории игры на нашем сайте:
Путешествие по миру детских игр: режиссерская игра детей 3-4 года,
Путешествие по миру детских игр: образная игра 4 - 5 лет, Как играют дети от 1 года до 9 лет и
другие. Главная и трагичная особенность игры: контраст между кажущимися лёгкостью и несерьёзностью действий и важностью формируемых игрой навыков и качеств личности (фантазии, самосознания, воли, коммуникативности, адекватной самооценки).
Сюжетно-ролевая игра развивает воображение, умение владеть собой, обогащает внутренний мир ребенка, учит взаимодействовать с другими людьми.
Игра уходит, но заменить её нечем! Это основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста.
автор
Н.Лейкина Источник -
http://risuem-i-igraem.ru/20-schastlivyh-minut-pod-krovatyu-ili-razvitie-samokontrolya