01:15 и от 18:00 - про укорененность сознания и краеведение; 03:00 - о важности образования; 10:00 - образование -- неотъемлемая часть культуры; с 12:00 - "спешите учиться"; 16:40 - об общем падении культуры; 19:00 - про "семейный" язык; 22:00 - про общекультурный пессимизм; 22:45 - об опасности единой идеологии; 26:44 - о стихах: "мне трудно читать стихи, я всегда подставляю свои слова", НО "стихи заменяют молитвы"; "Эрудиция танцовщика" (к Н.Дудинской)
"Человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя".
"Для внутренне богатого человека весь окружающий мир неисчерпаемо богат." "На земле нет неинтересных мест: есть только неинтересующиеся люди, люди, не умеющие находить интересное, внутренне скучные."
"Мудрость - это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты - хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости." "В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!"
"Прежде чем отвечать на обиду обидой, стоит подумать: следует ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно лежит где-то низко и до нее следует наклониться, чтобы ее поднять." "Есть хорошее английское правило: обижаться только тогда, когда вас хотят обидеть, намеренно обижают."
"Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой. Там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете - значит, не нашли себя."
"Человек, который совсем не думает о себе, - явление ненормальное и мне лично неприятное: в этом есть какой-то надлом, какое-то показное преувеличение в себе своей доброты, бескорыстия, значительности, в этом есть какое-то своеобразное презрение к остальным людям, стремление выделиться."
"Знания раскрывают нам двери, но войти в них мы должны сами." "Перестанешь учиться - не сможешь и учить." «Легкое дело - тяжело писать и говорить, но легко писать и говорить - тяжелое дело»
"Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе... Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать."
"Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во всем своего ребенка, может воспитать нравственного урода."
"Необходима «История совести» - все больше думаю об этом; я имею в виду не историческое исследование, а собрание произведений… Она может дать ответы на многие вопросы и станет, уверен, философским, этическим, художественным явлением. Мне очень хочется, чтобы туда вошла, к примеру, «Чертова кукла» Лескова. Поразительный документ как художник может продаться ради успеха, погубить свой талант! Ведь мы это наблюдаем на каждом шагу."
"Счастье может быть толькое боевое - только завоеванное нами. Вечного, постоянного счастья не бывает."