Чтобы стать священником, настоятелю Армянской Апостольской церкви в Риге отцу Хосрову пришлось оставить большой спорт и посвятить жизнь служению людям и Богу
По-армянски к Хосрову обращаются с приставкой «тер» (эквивалент православного - «отец») даже люди, которые сами годятся ему в отцы. Так повелось. И на Руси - тоже. К слову, дипломная работа тер Хосрова в духовной семинарии Эчмиадзина как раз была посвящена отношениям Русской и Армянской церквей и государственности в 18 веке. За более чем два столетия, эти связи только укрепились. Тем более, что церковные обряды двух Церквей практически не отличаются…
Разве что Рождество армяне, как и в старину (напомню, впервые в мире государственной религией Христианство стало в Армении, в 301 году), отмечают с 5 на 6 января. И Крещение - одновременно с Рождеством, ведь Иисусу исполнилось 33 года в тот день, когда он крестился. Это потом специально развели эти даты, чтобы паломники успевали из Вифлеема добраться до реки Иордан…
Но сегодня речь не о теологических особенностях, а о том, как отец Хосров стал священником...
Дзюдоист-семинарист…
- Когда в конце 2005 года вы, тер Хосров, приехали в Ригу, армянская община была несколько разрознена, но вам удалось не только сплотить ее, но и достроить церковь…
- В этом большую роль сыграл и отец Маркос, служивший в Риге с 2001 года. Некоторая разобщенность была и по той причине, что до отца Маркоса священника в Риге не было.
- И церковь достроили уже при вас…
- Когда я еще перенимал дела, и местные армяне собрались в церкви, я у них спросил: как вы думаете, за какое время сумеем достроить церковь? Никто не назвал срок меньше 7 лет. После этого я сказал, что люди сами не знают, на какие подвиги способны. Прошел примерно год, пока я познакомился со всеми прихожанами, и за тот год и 2 месяца мы закончили строительство церкви. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить нашу армянскую общину от мала до велика за оказанную помощь в строительстве церкви…
фотография, которая нашлась у меня в закромах: отцы Маркос, Хосров и ваш автор поют а-капелла армянскую песню во время юбилея латвийского журнала "Карьера", который долгое время возглавлял наш соотечественник Валерий Тер-Оганесов
- Вы с отцом Маркосом вместе учились в духовной семинарии?
- Да, и в школе вместе учились, и потом поступили вместе в семинарию в святом Эчмиадзине (здесь находится резиденция католикоса всех армян - Авт.):
Эчмиадзинский кафедральный собор (арм. Էջմիածնի Մայր Տաճար) - главный храм Армянской апостольской церкви, престол Верховного Патриарха Католикоса Всех Армян в 303-484 гг., и снова с 1441 года. Расположен в городе Вагаршапат Армавирской области Армении. Является частью Эчмиадзинского монастыря. С 2000 года входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1945 году Вагаршапат был переименован в Эчмиадзи́н (арм. Էջմիածին) по имени находящегося в нём Эчмиадзинского монастыря. В 1992 году городу вернули прежнее название, однако в обиходе используются оба названия.
Это решение, к которому в семье отнеслись не с восторгом, возникло в конце 10 класса. Я занимался дзюдо, наш спортклуб был недалеко от церкви, куда я заходил после тренировок. Там познакомился с епископом Араратской епархии - нынешним католикосом Гарегином II. Разговоры с ним о вере, Боге и повлияли на мой выбор. Но для поступления в семинарию нужно было согласие родителей. Если мама еще меня поддерживала, то папа, хотя и был верующим человеком, категорически возражал. Он был главным технологом винзаводов Араратской долины и виноделом эчмиадзинского винзавода и хотел, чтобы я пошел по его стопам. Мы с отцом поговорили, я попросил его не мешать мне, потому что он мог, если бы захотел, использовать свои обширные связи. Отец обещал, но сказал, что дает мне год на раздумья: мол, если почувствую, что это - не мое, чтобы возвращался в мирскую жизнь…
Духовная семинария Эчмиадзина (яндекс-фотки, users/gidro-tex)
- Какие экзамены сдавали? Конкурс был большой?
- Желающих было 356 человек, а приняли 51. Окончили - 10, получили право быть священниками - четверо! В семинарии очень жесткий отсев, могут и с последнего курса отчислить. А сдавали на вступительных - историю, русский язык, армянский язык, литературу, музыку (пение в том числе). Музыкой я и прежде занимался. Мама - завуч музыкальной школы. Вначале я ходил на класс фортепиано, а потом перевелся на класс флейты, который и закончил экстерном…
А дзюдо занимался 9 лет, участвовал во многих соревнованиях. Но когда поступил в семинарию, времени на тренировки не оставалось. Программа была очень насыщенной. Срок учебы - 6 лет, в последний 7-й год - госэкзамены и диплом.
- Ваша учеба пришлась на нелегкое время, когда в Армении и света зачастую не было, и газа, и вода подавалась по определенным часам...
- У нас в семинарии была автономная установка, мы могли бы и обогреваться, и быть всегда со светом. Но тогдашний католикос Вазген I принял решение: если население топит буржуйки, то и мы их будем топить… Он и у себя в резиденции выключил отопление. В ней было так холодно, что мы неоднократно видели католикоса с горлом, обмотанным шарфом…
Буржуйки из тонкого металлического листа топили керосином. Помню, нарезали тонко кружочки картошки и лепили их на стенки буржуйки. Они через короткое время становились словно чипсы, и мы их ели. Это было настоящее пиршество, ведь на обед выдавали по два кусочка черного хлеба (с хлебом в республике тогда были большие проблемы)…
Верховный Патриарх и Католикос всех армян, первоиерарх Армянской Апостольской Церкви Вазген I (1955-1994 - время нахождения на святом престоле).(arminter.net)
- А как вы жили, каков был распорядок?
- Студенты жили в общих комнатах, где стояли двухъярусные кровати. Подъем был в 6 утра, потом - физкультура, утренняя служба, завтрак, учеба. Затем - обед, после него полтора часа свободного времени. Можно было, например, в футбол или в волейбол поиграть. Потом все вместе собирались и шли в читальный зал, где готовились к занятиям. Там была такая тишина, что даже жужжание мухи можно было услышать… Далее была вечерняя служба, ужин, а затем опять - читальный зал. В 21 час расходились по своим комнатам. Был час свободного времени, а в 22 часа - отбой.
Во время учебной недели территорию семинарии и эчмиадзинского монастыря покидать запрещалось. Только - в выходные. Те, кто жил далеко, могли, по разрешению, уехать навестить родных. Но по возвращении - предъявить справку от местного настоятеля церкви, что присутствовали на литургии.
- А летом?
- Каждый семинарист должен был посещать в церкви по месту жительства все службы, а потом предоставить в семинарию письмо от настоятеля церкви с подтверждением этого.
После окончания семинарии его Святейшество Гарегин I принял решение назначить меня проректором духовной академии по воспитательной части (к тому времени семинарию преобразовали в академию). Я проработал проректором 3 года. Потом был назначен в Санкт-Петербург. Там пробыл всего 2 месяца. Как раз в это время в армянской армии стали воссоздавать службу капелланов. Так я попал на службу в Министерство обороны. Служил 3 года, бывал в разных частях…
армянские капелланы в параде на главной площади Еревана (ank.in.ua)
Где эта Вятка?..
- А как встретились с будущей женой Лианной?
- Мы познакомились в церкви, когда еще были школьниками. Она стала посещать занятия в церкви, и мы с ней периодически виделись. И после 11 лет дружбы, уже после того, как я приехал из Cанкт-Петербурга и отслужил в армии, решили 1 января 2000 года обвенчаться.
Я очень благодарен Господу, что мне повезло с матушкой. Лианна со мной вместе служила и в Ширакской епархии, и в Кирове. В Латвии у нас родился второй ребенок - сын Давид (Степанос). Она смиренно понимает значимость нашего служения. Лианна возглавляет воскресную школу при церкви, в которой у нас два педагога. Там учатся армянскому языку дети или просто желающие не только из армянской общины.
А в 2001 году мой духовный отец (нынешний владыка американской армянской церкви Овнан Тертерян) рукоположил меня в сан священника. Тогда уже у нас была дочка Виктория (Рипсиме). С 2001 по 2003 год я служил в Гюмри (бывший Ленинакан) помощником епископа Ширакской епархии. В 2003 году был назначен в Ригу. Но планы Его Святейшества поменялись и меня направили в Ново-Нахичеванскую и Российскую епархию (во главе с епископом Езрасом Нерсисяном) в Вятку - в Киров. Где это - я не знал.
Отец Хосров, Католикос всех армян Гарегин II и матушка Лианна после освящения армянской церкви в Риге в 2011 году (см: k-markarian.livejournal.com/37130.html ) А на фото матушка Лианна в светском одеянии, потому что все происходит на официальном приеме, данном Патриархом в честь события (см:
http://k-markarian.livejournal.com/37614.html) фото Сергея Мелконова
В Кирове за несколько лет до моего назначения было начато строительство армянской церкви, но потом все затормозилось. На тот момент там проживало около трех тысяч армян (примерно, как и в Латвии - Авт.), которые приехали туда кто после землетрясения 1988 года, кто - после развала Союза… Многие из армян сейчас заняты в деревообрабатывающей промышленности, которая лидирует в регионе.
армянская церковь в Кирове (armenian-church.narod.ru)
Через год после моего приезда удалось достроить церковь в Кирове. Там территория немного больше, чем в Риге. На ней расположена не только церковь, но и культурный центр в 2 тысячи квадратных метров, в котором находится воскресная школа, благотворительная столовая. До 2005 года я служил там, после чего и приехал в Ригу…
армянская церковь в Риге (эпизод освящение крестов в прошлом году)
вид изнутри на купол
немного ближе. На стене изображен один из армянских святых - св.Гукас... (все неподписанные фотографии - вашего автора)