Карен Маркарян (С)
Вчера друзья в ЖЖ широко поздравляли друг друга с мужским праздником. Внесу свою лепту - предлагаю вам интервью с одним из самых мужественных артистов российского кинематографа. Я встречался с Машковым (который не особо жалует прессу) 10 лет назад, когда он был женат еще третьим из четырех своих браков, не был народным и готовился играть Рогожина в «Идиоте» - роль, которая ему до сих пор очень нравится…
В роли Парфена Рогожина (кадр из фильма)
Это потом уже был харизматичный подполковник Гоцман в «Ликвидации», за шо Владимир Львович получил и «Золотого Орла», и «Золотога Дюка», а также звание «Почетный гражданин Одессы» . И роль не менее боевитого бывшего танкиста и машиниста паровоза Игната в «Крае», ради чего Машков научился водить два вида паровозов и все трюки исполнял сам…
ВЛАДИМИР БЕШЕНЫЙ
Предшествовали интервью гастроли МХАТа в Риге, когда впервые вне московской сцены был показан один из самых успешных российских спектаклей «№ 13», поставленный Владимиром Машковым по пьесе Рэя Куни. Успех был запрограммирован. Уже тогда фамилия Машкова стала синонимом успеха. По крайней мере, именно Владимир может похвастаться и голливудскими контрактами, и работой со звездами американского кино…
- Чем вызван коммерческий успех спектакля «№ 13»? Вы пытались это как-то объяснить?
- Я, как хитрый человек, собрал талантливых людей, с которыми мы за три месяца в состоянии радости и любви сделали эту историю. Наверное, на сцене в России никто не играет с такой отчаянностью и скоростью, как это делают блистательные актеры, собранные в спектакль из четырех московских театров.
...К слову, Владимир Машков пригласил в спектакль из «Современника» на одну из главных ролей своего бывшего преподавателя Авангарда Леонтьева, который считает, что можно только гордиться таким учеником, который, по Немировичу-Данченко, «как режиссер, умирает в актере». У Галины Борисовны Волчек (руководителя «Современника») Машкову пришлось Леонтьева буквально выцарапывать, подкупать Волчек икрой и цветами, становиться на колени, встречать в «темных местах» с криками «Когда же?»...
В программке спектакля «№ 13» художником по костюмам до сих пор значится Ксения Машкова. Не однофамилица, а бывшая жена.
- Ксюша подошла и талантом, и родственными связями, - говорил тогда мне Владимир Машков. - Это была ее первая большая работа в театре. Прежде она работала, в частности, в Доме моделей у Зайцева. Я в этом смысле режиссер бескомпромиссный, собираю близких людей. Потому что с близкими людьми можно договориться. Я ведь бешеный, а они пропускают многие мои эскапады мимо ушей.
- Ваш учитель Олег Павлович Табаков считает, что вы разрываетесь между режиссурой и актерством в ущерб последнему...
- Я не испытываю дискомфорта. Дело в том, что мой организм поделен на две части: у меня мама была режиссером в театре кукол, а папа в нем - актером.
Поэтому заслуга родителей в том, что генетический состав разделился таким образом. Да, наверное, я еще что-то важное не сыграл - так сыграю! Я иногда думаю: как бы хотелось сыграть в «№ 13» или в «Трехгрошовой опере», которую я поставил в «Сатириконе», или в «Смертельном номере». Но я себе дал зарок никогда не играть в своих спектаклях. Поэтому наигрываюсь на репетициях.
Машков в фильме "Охота на пиранью" (rusactors.ru)
ГЕРОЙ ДЛЯ ГОЛЛИВУДА
- В голливудских лентах вы играете в основном русских эмигрантов...
- Но я и есть русский за границей, хотя эмигрировать не собираюсь... Так получилось, что у меня несколько картин в проекте с большими киностудиями. Клинт Иствуд, который пригласил меня в свою картину, как-то сказал мне, что интерес к восточноевропейским актерам возрастает по одной простой причине: в Америке подходят к этому коммерчески!
США сильно напоминают наш бывший Советский Союз. Сильно! Количество национальностей там огромно. И они, наконец, начинают понимать, что русские, украинцы, армяне, белорусы, которых очень много в США, хотят видеть своего героя. И, поверьте мне, появится русский актер (может быть, и не я!), который будет играть не только «плохих» - злодеев, бандитов... Потому что для бывшей советской части населения, которая может заплатить за билет в кино, в Америке нужен свой герой. Таким образом, в Голливуде появились замечательный китайский актер Чан Ян Хат, многие испаноязычные актеры...
- Вы сознательно заключили контракт с 20th Century Fox Film Corporation только на три года, а не больше? Почему?
- Если ты подписываешь контракт, ты обязан работать там. Но я не могу бросать ни театр, ни кино в России. Это для меня невозможно.
- Вы когда-то трижды были исключены из разных учебных заведений за драки. Шрам на левой брови - отметка с тех пор?
- Драка - не лучший способ выяснять взаимоотношения. А рассеченная бровь - это уже из Голливуда: закатали! Это случилось на картине «В тылу врага». И моим оппонентом был Оуэн Вилсон, очень хороший молодой актер. В этой же картине снимался блистательный Джин Хэкмен. Так вот, в последней сцене была большая драка. Я, как всегда, играл злодея. Снимали с шести вертолетов. Были и каскадерские сцены, поэтому в обязательном порядке присутствовали несколько машин «неотложки». Там над здоровьем артистов трясутся, чтобы, не дай Бог, картина не остановилась. И вот мы бились-бились: хороший и плохой. Я весь в искусственной крови. И мы до того вошли в раж, что мой оппонент случайно закатил мне в лоб пистолетом «Магнум». А я, как русский актер (Машков смеется - Авт.), даже не подал вида.
Афиша фильма "В тылу врага", в котором Машков играет роль сербского снайпера Саши. После этого фильма похожие на Машкова герои появились в ряде компьютерных игр (zakachat.net)...
После ко мне подошли, поинтересовались, все ли нормально, а то они слышали даже звук удара. Я им: все нормально. Потом с меня гримерша смывает бутафорскую кровь и откидывается со словами: «О, майн Готт!»
Картинка, наверное, была действительно жуткой: рассечена бровь и виден череп. Я, опять-таки как русский актер, успокаиваю ее: все нормально, делов-то... Но тут же с воем сирен и «мигалками» к нам срываются три «Скорые помощи», хотя и стояли в трех шагах. Меня кладут на носилки, обкладывают голову льдом, проводят какие-то процедуры... Я лежу, открываю глаза и вижу надо мной лицо Джина Хэкмена, который говорит: «Ю о’кей?» И тогда я понял, что в кино кое-что сделал, если переживает даже Джин Хэкмен.
Потом мне товарищ, мой врач, сказал: «Да, идиот ты! Мог бы быть сейчас самым дорогим актером в Америке! Тебе ведь по голове попали? Так после съемок периодически бы хватался за голову и причитал: что-то текст не могу запомнить...»
- Голливудская богемная тусовка сильно отличается от нашей? Или только по сумме гонораров, которые там получают, по виллам, в которых живут тамошние звезды?
- Они ничем не отличаются от наших актеров, только количеством денег и домов. Стив Мартин, который за картину получает 10 миллионов, например, замечательно играет на банджо и не знает, на что потратить деньги. Многие говорят: а зачем нам столько? В этом смысле они иногда отказываются от больших гонораров. Впрочем, когда дают, надо брать…
С дочерью Марией (1kino.com)
ЛИЧНОЕ ДЕЛО Владимира МАШКОВА
Родился 27 ноября 1963 г. в Новокузнецке. Окончил Школу-студию МХАТ. В 1989 - 1990-х - актер МХАТ, с 1990-го - актер и режиссер (с 1992-го) Театра под руководством Олега Табакова.
Играл в спектаклях: «Матросская тишина», «Ревизор», «Миф о Дон Жуане», «Механическое пианино», «Анекдоты».
Самые известные картины: «Лимита», «Мама», «Подмосковные вечера», «Американская дочь», «Вор», «Русский бунт». «Идиот», «Ликвидация», «Кандагар», «Край»... Режиссер фильмов «Сирота казанская», «Папа».
Первой женой Владимира была актриса Елена Шевченко (у них родилась дочь Мария - ныне известная актриса). Второй - актриса Алена Хованская, третьей - телевизионный стилист Ксения Терентьева. Четвертая - актриса Оксана Шелест, с которой Машков познакомился в США на съемках фильма «Папа», где Машков был не только режиссером, но и исполнителем главной роли.
С Оксаной Шелест актер уже разводился и сходился снова...(lady.ru)