Дживан ГАСПАРЯН: он играл в «Гладиаторе» и проел... подарок Сталина

Oct 25, 2011 17:55

Этим летом удалось сходить на концерт Дживана ГАСПАРЯНА в квадрате)): его внука - тоже Дживана Гаспаряна и самого мэтра. Кто не знает, лишь в одном оскароносном «Гладиаторе» музыка его дудУка (этой армянской флейты и гобоя одновременно) звучит 45 минут, а сыграть с дядей Дживаном вместе почитают за творческую удачу многие прославленные музыканты и симфонические оркестры…



И хотя зал «Дзинтари» в Юрмале, в котором проходят «Новые волны», «КаВэЭны», «Юрмалины» и прочие «прожекторыпэрисхилтон», был заполнен процентов на 80, концерт был бесподобным. Достойный внук вырос у ВарпЕта (мастера, маэстро, как можно перевести с арм.)! И видно было, как гордится дед своим внуком, как пытается уйти в тень, чтобы не заслонять своим мастерством молодого музыканта…

Реплика в сторону: к слову, на следующий день был на «Юрмалине» - заключительном концерте. Вот где зал был переполнен. Но старые вялые шуточки (им потом, конечно, вставят подпорки-аплодисменты в телезаписи) какбэ признанных эстрадных юмористов удручали настолько, что некоторые не выдерживали и уходили еще до антракта…

А с концерта Дживана Гаспаряна и его внука, а также гитариста-виртуоза и ансамбля великолепных мастеров дудука и дхола (барабана) не ушел никто! Во время перерыва я случайно стал свидетелем того, как местные журналистки фотографировали вышедшего передохнуть на свежий воздух Варпета. Попросил коллегу сфотографировать меня с дядей Дживаном. Удача и радость! Ведь в тот раз, когда я брал интервью у отзывчивого и мудрого музыканта, возможности сфотографироваться с ним не было…



***

- Впервые звучание дудука я услышал, когда мне было 8 лет, - рассказывает дядя Дживан (родился в деревушке Солак, в Армении, в 1928 году). - Уже не помню, какой фильм показывали, тогда еще картины были без звука, только с титрами. И вместо тапера в ереванском кинотеатре играл дудукист. Причем, играл так, что я больше слушал музыку… А после сеанса подошел к музыканту и попросил его научить меня играть на дудуке. Наверное, в моих глазах он увидел настоящее желание, а не детский каприз, потому что подарил мне эту удивительную «абрикосовую трубку» ( «циранапОх» - так по- армянски называется этот инструмент, который делается из дикого абрикосового дерева. Слово «дудук» прижилось в начале прошлого века - Авт.).

Примерно месяцев восемь я пытался сам научиться играть на дудуке, а потом вновь пришел к подарившему мне инструмент музыканту. Попросил его послушать мою игру и сказать, получается у меня или нет.

Он был очень тронут моей игрой, достал из-за пазухи другой дудук и сказал: «Возьми этот инструмент и играй, из тебя выйдет хороший дудукист». Его звали Маркар Маркарян. Потом, по его совету, познакомился с музыкантами Вачо Овсепяном, Левоном Мадояном, которые мне многое подсказали.



с внуком - полным тезкой Варпета

- А что главное в игре на дудуке?

- Душа. Если играть без души, хорошего результата, как и в любом деле, не добьешься.

- Вы сумели, как известно, тронуть сердца даже Сталина и его окружения. Недаром после концерта в Большом театре - смотра творчества мастеров искусств из разных союзных республик - партийная верхушка, как я читал в одном интервью, пригласила вас сыграть им отдельно. Помните, что тогда исполняли?

- Конечно, хорошо помню. Песню Саят-Новы «В мире горя не видел» (псевдоним Саят-Нова взял себе известный армянский ашуг 18 века Арутюн Саядян - Авт.). Только это одно произведение сыграл. Это было в 1948 году.

- А кто был еще, кроме Сталина?

- Многие из руководства страны - Ворошилов, Берия, какие-то еще люди, которых я не знал…
Со мной ни о чем не говорили, я только сыграл им на дудуке. А потом меня позвали в другую комнату - я испугался: подумал, может, им игра моя не понравилась. Но все оказалось намного лучше - от имени Сталина мне подарили часы «Победа». Правда, уже на следующий день с моими друзьями мы эти часы продали, купили пиво, пирожки и наконец-таки за долгое время сытно поели. Время было тогда голодное…

- А вы не боялись, что об этом поступке вдруг узнают Сталин или Берия? По тем временам ведь вполне могли угодить за решетку…

- Мы были слишком молоды, чтобы задумываться об этом. Думали, скорее, о еде - денег-то не было…

- В советское время вы часто выступали перед руководителями страны?

- Да. Но чаще вполне официально, то есть во время концертов. И Брежнев меня слушал в Кремле, играл и для шаха Ирана, и на банкете в Ереване, когда в Армению приезжал Хрущев. Словом, сколько было у нас руководителей, столько раз я участвовал в разных концертах.

- Вы - Народный артист СССР. Что значит для вас это звание?

- Каждой своей наградой я дорожу (а Дживан Гаспарян обладатель четырех золотых медалей ЮНЕСКО, лауреат WOMEX - World Music Expo «За заслуги перед музыкальным искусством», обладатель «Золотого глобуса» - за мелодию к «Гладиатору» - Авт.). Как и званиями Народного артиста СССР и Армении. В те времена такие звания просто так не присуждали. И еще награда, которая мне очень памятна: в 2002 году на конкурсе фольклорной и традиционной музыки в Германии, в котором участвовали 1900 музыкантов из 80 стран мира, я был признан лучшим музыкантом 2002 года в мире.

… Из своего искусства профессор Ереванской консерватории Дживан Гаспарян тайны не делает. На древнем армянском инструменте, который был известен еще за много лет до Рождества Христова, теперь играют более 80 его бывших учеников, разлетевшихся по всему миру. Да и сам Варпет на покой не собирается. Вот ведь участвовал даже в прошлогоднем финале «Евровидения» с Евой Ривас (она же Валерия Александровна Решетникова-Цатурян;24 года, Ростов-на-Дону, красивая девушка и с голосом! - нашел ее шикарный клип с дудуком и целой киноисторией -

image Click to view



А 29 апреля нынешнего года Дживан Гаспарян играл в концерте «Три легенды в Кремле» вместе с Президентским оркестром России и мужским хором Московского Сретенского монастыря.

В свое время выступал с «Кронос-Квартетом», Венским, Ереванским, Лос-Анджелесскими оркестрами. Работал с такими музыкантами, как Борис ГРЕБЕНЩИКОВ, Питер ГАБРИЭЛ (певец армянского происхождения, который и открыл Гаспаряна Голливуду в 1988 году, сделав аранжировку музыки дяди Дживана к фильму «Последнее искушение Христа» Мартина СКОРСЕЗЕ), Лайонел РИЧИ, Брайан ИНО, Майкл БРУК… Однако Дживан Гаспарян охотно выступает как в Большом театре или Кремле, так и в провинциальных российских ДК. Музыка дудука звучит не только в «Гладиаторе», но и в таких известных американских лентах, как «Русский дом», «Ворон», «Онегин», «Доктор Живаго», «Страсти Христовы», «Код да Винчи», не говоря уже об огромном количестве российских и зарубежных клипов…



С Варпетом (фото Анжелы Гаспарян - однофамилицы музыканта)

Дживан Гаспарян, журналистика, интервью-статьи, ЗВЕЗДЫ

Previous post Next post
Up