Многие из вас, наверное, видели, как Владимир Путин вновь сыграл на рояле любимую песню советских разведчиков "С чего начинается Родина...". Случился этот хорошо спланированный экспромт на открытии (после многолетней реконструкции) здания Театра наций в Москве, художественный руководитель которого Евгений Миронов был просто счастлив. И от песни, и от Путина с Собяниным, и от, наконец, свершившегося.
Не знаю, какой он руководитель, но артист он (Миронов) - от Бога. Мне довелось с ним встречаться дважды. Никакого снобизма, глубокое искреннее внимание к собеседнику, вдумчивые глубокие ответы, в чем вы можете убедиться сами...
В Литву - за интервью…
За этим интервью с Евгением Мироновым мне пришлось ехать в Литву, где заслуженный артист России репетировал у знаменитого литовского театрального режиссера Эймунтаса НЯКРОШЮСА роль Ермолая Лопахина из «Вишневого сада». Позвонили из «КП»: «Карен, там у тебя в Вильнюсе (это, на минутку, Литва, а не Латвия, 300 км от Риги - Авт.) сейчас Миронов находится, а тут премьера «Идиота» по телику, в Москве он от интервью отказывался, может, попробуешь к нему пробиться?..»
К таким звонкам из Москвы в последние годы работы в «Комсомолке» мне было не привыкать. Наделают косяков, напишут полуправду о ком-то из известных людей, испортят отношения, а потом звонят - выручай…
Словом, у литовских коллег добыл телефон менеджера Някрошюса, у нее - телефон гостиницы под Вильнюсом, где остановились московские артисты, и стал звонить. «Они только, что уехали в Вильнюс на репетицию…» «Они приехали, но ушли ужинать…» На третий раз соединили прямо с рестораном. Позвали Евгения. Я ему напомнил о нашей предыдущей встрече в Риге, где он как один из главных персонажей представлял феерический спектакль «N13» вместе с Владимиром МАШКОВЫМ, который блестяще поставил эту комедию положений (посмотрите, кто не видел, кстати). Евгений вспомнил и сказал: «Приезжайте…» Договорились, что подъеду к ужину, тогда и поговорим…
К слову, интервью в «КП», сокращенное мною в два раза (до разворота), потом, как водится, в редакции обкорнали еще, вытащив, как я и предполагал, в заголовок и в начало самое жареное - «На съемках «Идиота» Миронов едва не разбился на параплане». Мои доводы, что разговор с Мироновым интересен сам по себе, коллегу-редактора не убедили: «Так будет горячее…» Спасибо еще, что не сделали, как это водится сейчас, например: «Миронов чудом выжил после катастрофы». …Так что здесь вы прочтете полный вариант нашей беседы с великим артистом.
В спектакле, посвященном 100-летию знаменитой пьесы Антона Павловича Чехова Раневскую играла Людмила МАКСАКОВА, Гаева - Владимир ИЛЬИН, Фирса - Алексей ПЕТРЕНКО, Шарлотту - Ирина АПЕКСИМОВА, Петю - Игорь ГОРДИН, Варю - Инга ОБОЛДИНА…
В Москве всех участников будущего спектакля не было три недели. На все это время скрытный Някрошюс, запретивший снимать репетиции и даже рассказывать о них, увез всю труппу к себе, в Вильнюс.
Репетировали с 10 до 19 часов ежедневно. Зато после артисты отдыхали в шикарной гостинице (с двумя озерами и рестораном на воде) в пригороде литовской столицы, где жили все это время. Но и тут, даже во время ужина, актеры не переставали говорить о работе. Великая Максакова, например, могла произнести несколько раз одну-единственную фразу Раневской, при этом так интонационно окрашивая ее, что смысл (сам свидетель) абсолютно менялся. А Евгений Миронов, по рассказам официанток, мог иногда выскочить из-за стола и тут же прямо что-то изобразить Гаеву, Фирсу и Раневской…
Лишь однажды ритм репетиций был нарушен, когда Миронов вместе с Ильиным и
Петренко выставлялись всей труппе и Някрошюсу за премьеру «Идиота» на РТР…
Приехав, как и договаривались, к ужину, мы с Евгением вначале поужинали, а потом перебрались на веранду, где, заказав десерт, собственно, и побеседовали…
Князь Мышкин
кадр из фильма "Идиот"
- Евгений, нет ли у вас опасений, что так гениально сыгранный вами князь Мышкин поневоле прирастет к вам, этот образ попытаются использовать и другие режиссеры, предлагая сыграть вам что-то подобное?
- Есть опасения. Ну, я, во-первых, не наутро родился знаменитым, а все-таки до этого что-то делал. Поэтому главное мое спасение - это новая работа. В следующей новой работе сразу отпадает вся шелуха, все звания отпадают, потому что ты опять оказываешься голым человеком на голой земле. Во-вторых, я все-таки имею счастливую возможность выбирать роли, могу внутренне ощущать, что мне сейчас интересно и в какую сторону мне двигаться.
Спасибо вам за слова высокие, за оценку. Но все относительно… Мне повезло, я слышал Рихтера, поэтому я понимаю, что такое гениально.
- И много кому отказываете?
- Конечно, а как же.
- А куда зовут, в телесериалы?
- В телесериалы на самом деле меня очень редко зовут, потому что знают, что я отказываюсь. Причем я отказываюсь не в смысле, что это - плохо. Если очень интересно, то почему бы и нет? Ведь «Идиот» - это тоже телевизионный художественный фильм, хоть и называется кинороман. И у меня вначале были очень большие опасения. Несмотря на то, что от таких ролей не отказываются, тем не менее, условия и сроки (все 10 серий сняли за полгода - Авт.), в которых все это делалось, были катастрофические, то есть просто в ущерб качеству. Поэтому и режиссеру, и нам всем приходилось затрачивать нечеловеческие усилия, чтобы все-таки делать кино, тем более что это - Достоевский.
- И Бортко, поставивший «Собачье сердце». А как он вас уговорил сниматься, кроме того, что сама роль говорящая?
- Во-первых, меня очень заинтересовала его концепция идиотизма Мышкина. И я с ней сразу же внутренне согласился, потому что патологию, болезнь достаточно уже много играли в этом персонаже. Мне было интересно, насколько это образованный, умный человек, насколько он, безусловно, непосредственный, и это вызывает вот такую реакцию - либо смеются, либо называют в глаза идиотом (на что ему в принципе наплевать). Но самое главное в его идиотизме - степень, с какой он бросается в беду ли, на выручку. В этом его идиотизм, потому что он не может спокойно говорить, когда это затрагивает такие важные темы, как вера или любовь, или человек.
С самой первой сцены (это фантастически, что написал Достоевский!) совершенно постороннему человеку - швейцару рассказывает целый монолог о смертной казни, причем просто на разрыв сердца…
- И ведь пронимает лакейскую душу, швейцар даже разрешает ему покурить, хотя и «не положено»…
- В этом он и смешон, в этом не понимают, что он за человек такой. Но он не может по-иному, вот только в такой степени, потому так быстро и сгорает.
- А текст - один в один Достоевский, по-моему, без каких-либо адаптаций?
- Ну, какие-то словечки мы там убирали, потому что очень сложный текст, очень нелогичный, его безумно трудно было учить, потому что не запоминаются такие построения и это невозможно выстроить.
Христос Достоевского
Мой снимок Миронова после интервью еще на пленочную "мыльницу"...
- Как вы считаете, у Достоевского получился его положительный герой, его Иисус Христос, или Лев Николаевич своей правдой приносит лишь несчастья? По словам той же Аглаи Ивановны: «В вас нежности нет, одна - правда, а стало быть, несправедливо…»
- На это князь Мышкин говорит: «Я обдумаю это». Мышкин всегда говорит правду, но иногда этой правдой он, как хирург, делает очень больно. Он не может иначе. Но с какого-то момента понимает, что, может быть, не всегда это верно.
Что касается положительного героя, я приведу интересный пример. Мне недавно позвонил мой очень хороший друг, который тоже смотрел этот наш фильм. И рассказал мне историю, что ему позвонил не так давно его приятель, с которым у него был очень сильный конфликт. И они год практически не разговаривали. И вот, позвонив, приятель предложил моему другу встретиться. Первая мысль у друга была, что это - невозможно и ненужно, плюс такая обида внутри. А второй мыслью вдруг возник вопрос: интересно, а как Мышкин бы поступил в этой ситуации?
Я так хохотал, когда он мне рассказал эту историю: какая прелесть, что Достоевский привел в пример такого человека, который, как бацилла, заражает людей вокруг себя. И не только персонажей книги, но и тех, кто когда-либо ее прочитал или увидел картину. Оказывается, не только плохой пример заразителен, но и хороший. Ведь, обычно, плохое очень быстро распространяется…
Да, а мой друг встретился со своим приятелем, и они помирились. Конечно, он не сидел и не вычислял прежде: а как бы это сделал Мышкин (иначе это - сумасшествие). Он просто подумал и забыл. Но подсознательно поступил так, как Мышкин.
- Однако правда бывает очень страшна. И надо ли резать все время правду-матку, если абстрагироваться от вашего героя и говорить о сегодняшней жизни?
- Я не знаю, - следует глубокий вздох, точь-в-точь, как у князя Льва Николаевича, - В Америке, например, раковым больным говорят правду. Поскольку у меня близкие люди болели этой болезнью, я не представляю себя на месте хирурга. Я бы не смог это сделать. Я бы до конца придумывал бы, до конца обманывал, до конца веру вселял. Видимо, я слабый.
Что касается Мышкина, не знаю…
- Федор Михайлович мог бы, пожалуй, ответить?
- Нет. Все, что смог, он написал в романе. И это самый пессимистический роман, который я когда-либо, например, читал. Он заканчивается очень печально. Возьмем визуальный ряд. Ничего у Мышкина не получилось: он не спас ни Настасью Филипповну, ни Рогожина, никого и не себя. Как все было предначертано, так и случилось. Но… Мы тут недавно разговаривали и с Алексеем Васильевичем Петренко, и с Ильиным Володей, что потрясающая вещь, что вот в чем гений Достоевского, что он написал так (Господь его рукой вел), что зерна-то какие-то остались. Поэтому надежда все равно остается, несмотря на то, что это очень грустная история.
- Помнится, год назад, во время съемок в «Идиоте», вы говорили о современности описываемых событий…
- Современность - это все преходяще, несмотря на то, что режиссер требовал адекватности сегодняшнему дню, чтобы интонации или ситуации были очень узнаваемы: тогда не переключат на другой канал. Если зритель сидит и думает, что это про него, тогда он не переключится на футбол или на MTV. Но меня, честно, это абсолютно не волновало, потому что я понимал, что такой шанс выпадает раз в жизни - играть эту роль и погрузиться в такой материал. И меня интересовали совершенно другие вещи: я хотел расшифровать автора, потому что это все абсолютно какие-то закодированные вещи.
- А вы встречали людей, подобных Льву Николаевичу?
- Нет, конечно. Я встречал какие-то крупицы Льва Николаевича. Я думаю, что таких людей нет, и Федор Михайлович, когда писал, он говорил, что хочет написать Иисуса Христа, который попадает в наши дни. Я не играл Иисуса Христа, но, безусловно, в романе много мистики и странных вещей. Откуда этот человек, сколько ему лет на самом деле? Потому что в принципе ему получается четыре года - до двадцати двух он был болен, он был полным идиотом. Я думаю, что Федор Михайлович до конца не понимал, по большому счету, что это за человек…
«Бригада» или «Идиот»?
- Вы в курсе, что по рейтингам «Идиот» превзошел даже такой классный российский боевик как «Бригада»? Радует? Сами-то «Бригаду» смотрели?
- «Бригаду» я смотрел маленький кусочек. И мне понравилось, как это снято - это очень профессиональная работа. Я не берусь обсуждать какие-то другие вещи, потому что целиком не видел картину. Что касается рейтинга. Как-то в программе «Времечко» была очень интересная встреча с Фазилем Искандером. С ним всегда интересно, все, что он ни говорит. После этого я прочитал где-то, что у передачи был нулевой рейтинг. Поэтому, что такое рейтинг моим умишком не понять. Но, безусловно, что «Идиота» смотрело большое количество людей, что очень радует. Думаю, никто из нас не ожидал такого внимания.
Чехов Някрошюса
Сцена из спектакля "Калигула" того же Някрошюса. Вторая совместная работа с Мироновым. Премьера состоялась в Театре Наций в феврале...
- Давайте теперь поговорим о проекте фонда Станиславского и театра знаменитого литовца Эймунтаса Някрошюса - о постановке спектакля «Вишневый сад», премьера которого назначена в Москве к 100-летию написания этой пьесы Чеховым. Някрошюс сразу предложил вам роль Лопахина?
- Помню, Някрошюс своеобразно знакомился. Он не говорил мне о роли, которую мне предлагает, ни вообще про пьесу. Мы просто сидели и разговаривали, что-то вспоминали. И когда я ушел после этой встречи, я совершенно не знал, что он мне предложит. Я очень давно мечтал работать с Някрошюсом. Я абсолютный фанат его и его спектаклей. У меня даже была когда-то мысль шальная - поехать сюда в Литву, выучить язык и сыграть или порепетировать, или посмотреть даже, как он репетирует.
Вот совершенно неожиданно он мне предложил роль Лопахина. У меня такое в жизни было один раз - мне Валера Фокин предложил роль Ивана Карамазова (в спектакле «Карамазов и ад» - Авт.), хотя по индивидуальности я абсолютный Алеша. И вот этот рискованный шаг Валеры Фокина я не забуду никогда, потому что это мне очень помогло встать на другие рельсы, а не идти по проторенной уже дороге.
И вот когда мне предложили Лопахина, а не студента Петю Трофимова, мне было очень приятно и очень страшно, потому что роль опять не моей индивидуальности как бы. Эту роль играл Высоцкий и более брутальные герои. Поэтому я сейчас с таким упоением наблюдаю за тем, какой видит эту роль Някрошюс, как он вообще видит спектакль, что я не понимаю, честно говоря, откуда он берет эти идеи. Просто не понимаю, как можно все это придумать.
Някрошюс никогда не работал с русскими артистами, поэтому это в принципе открытие. Някрошюс всегда работал либо со своей труппой, которая его понимает с полу-взгляда, с движения брови, либо с иностранными труппами. А тут - русская пьеса и русские артисты. Поэтому интрига вдвойне.
- Все же роль «нового русского» начала прошлого века купца Лопахина вроде бы не ваш типаж, как вы сами заметили...
- Во-первых, я не признаю амплуа, хотя есть, конечно, какая-то данность от природы, что для кино, думаю, важно. Для театра эти границы, мне кажется, лишние абсолютно. Во-вторых, я не понимаю, как можно не экспериментировать, имея такую возможность. В-третьих, я не знаю сам себя, свою какую-то планку.
«Вишневый сад» за $1 миллион
- Как у вас получается с Някрошюсом, как у него получается с вами? Почему он всех артистов привез именно в Вильнюс, а потом вы будете продолжать репетиции в Доме Станиславского в Москве? Так надо было, нельзя было все делать сразу в Москве?
- Это очень хорошо, что мы оторвались от всех своих дел, от суеты московской. Мы все здесь заняты только одним - с утра и до вечера. И после репетиций мы все равно обсуждаем его предложения, варимся в этом соку. Что касается адаптации друг к другу, не могу сказать, что это все просто происходит. Потому что Някрошюс настолько высокую планку поднял, настолько сложные задачи перед нами ставит, что мы сейчас, как губки, впитываем всю информацию, которая идет от него. И переваривать, думаю, будем уже в Москве.
- Как вам, кстати, такая параллель с сегодняшним днем: в Интернете наткнулся на объявление о продаже современного имения «Вишневый сад» в Подмосковье площадью в 120 гектаров за 1200000 долларов. Это примерно столько, сколько (в переводе по нынешнему курсу - вот же совпадение!) вы, вернее, ваш герой заплатил на торгах, перекупая вишневый сад у купца Дериганова…
- Да, удивили. Это очень странно, потому что вишневых садов в принципе не бывает…
- Точно. На самом деле продается земля с яблоневым садом, которая, наверное, для пущей привлекательности (классику ведь и «новые русские» в школе проходили) названа «вишневым садом».
- Ой, Боже мой! Это, как шоколад «Пушкин», из этой же серии. А то, что у людей есть такие деньги, значит, в России не все так плохо…
- А почему, на ваш взгляд, Лопахин все же не решился предложить приемной дочери Раневской выйти за него замуж?
- Я не могу вам ответить на этот вопрос, потому что сам еще не знаю. Мало того, и Някрошюс еще не знает. Вот завтра, в 11 утра, будем решать этот вопрос.
- А как этот вопрос в реальной жизни решает сам Евгений Миронов?
- Не судьба пока значит. Это, к сожалению, запрограммировать нельзя…
Как Евгения обворовали
- А что для вас деньги? Вы год назад в Юрмале говорили, что вы от них быстро освобождаетесь или вас от них быстро освобождают. Поэтому, получив премию «Триумф», собирались на эти деньги купить себе отдельную квартиру. Удалось?
- Удалось. А насчет освобождения от денег... Как-то меня в очередной раз обворовали, и я Машкова, который ехал со мной в одном поезде, в соседнем купе, спросил: а почему меня обворовали, а не тебя? Он мне ответил: ну, ты же князя Мышкина играешь, а не я.
Причем я видел, как меня обворовывали. Видимо, расчет был хитрым, потому что в полпятого утра или в пять утра даже плохо спящий человек начинает засыпать, теряет контроль. Так вот, под утро, в купе СВ я открыл глаза и увидел спину человека, который открывает мой кошелек и вынимает деньги. Когда я ему очень тихо сказал: стой! - он вдруг ойкнул и произнес «извините, ради Бога!», и рванул с огромной скоростью. В коридоре его ждал товарищ, и они вместе рванули. Тогда я постучал в соседнее купе Володе Машкову, он выскочил, побежал вслед за ними. Вернувшись, он мне сказал: я их вычислил, по-моему, они из вагона-ресторана. Но поскольку это доказать невозможно, да и украли долларов 300, то все на этом закончилось. Просто сам факт обиден, хотя у меня крали и по тысяче. Но тут я сам видел вора, поэтому ощущения были отвратительными…
- Вы произнесли «даже плохо спящий человек»… Вы - сова, вы плохо засыпаете?
- Нет, почему, я засыпаю хорошо. Но это был год «Идиота», и я засыпал только со снотворным. Иначе не получалось - такое было напряжение, не говоря уже о том, что надо было учить текст - круглосуточно.
Экстрим. Без наркотиков
- Евгений, как вы расслабляетесь, что для вас отдых - рюмка водки, бокал вина, сигара, девушки? Продолжите, пожалуйста…
- Большая с этим проблема. Отдыхать я никогда не умел и не умею до сих пор. Я раньше думал, что можно без отрыва… А расслабляться, безусловно, необходимо, и я не так давно подсел на горные лыжи. Хотя мне хватает экстремальности и в профессии. Но меня подвигнул на это дело один из моих друзей, и мне вдруг неожиданно очень сильно понравились горные лыжи, когда я был дважды во Франции.
Еще способ расслабиться - полет на параплане. Мы были на съемках «Идиота» в Швейцарии, и оператор летал на параплане, чтобы снять общий план. Правда, он не вошел в картину - не получился. А сестра моя (она была вместе со мной) говорит мне: надо попробовать. Это фантастические ощущения! Во-первых, там была большая облачность, а мы разбегались с вершины горы, с высоты двух тысяч метров, в полное «молоко» - я не знал, куда лечу. Пролетели так минуту (с инструктором) - и нас сильно закрутил порыв ветра. Вдруг, когда облако резко отошло, я увидел, что до скалы остается метров десять. Тогда я осторожно его за руку потрепал, и он: «А-а-а!» - и стал в другую сторону рулить. А дальше началось что-то типа свободного падения - очень интересно!..
Так что, не знаю, к чему это (к пенсии или старости?), но экстремальные ситуации мне вдруг стали время от времени необходимы, и не только в профессии.
- А из спиртного что предпочитаете?
- Виски с колой. Помню, мы были на гастролях, по-моему, в Екатеринбурге. И у меня были подряд три «Гамлета» и два «Годуновых». Я помню, что после «Гамлетов» понял: либо я сейчас оторвусь, либо умру. И всей компанией (к слову, Саша Феклистов тогда играл Клавдия, я - Гамлета, во втором спектакле он - Годунова, я - Отрепьева) мы поехали на дискотеку, где оторвались по полной программе, несмотря на то, что назавтра был спектакль.
- Так как отрывались?
- Ну, как отрываются на дискотеке? Если вы спрашиваете про наркотики, то наркотик для меня - это работа. Мне не нужно ничего для подпитки фантазии, мне не нужно ее увеличивать с помощью каких-то «грибов». Я этим брезгую.
- А как насчет «бесовской профессии»?
- Так, влегкую, темку подбросил, - Евгений смеется, но тут же, посерьезнев, отвечает, - Не разделяю я этого или уговариваю себя, что это не так, потому что лично я, как зритель, а не как участник, получил от этой профессии столько эмоций и ответов на вопросы! Безусловно, бывает разный продукт, бывает и вред приносящий. Но я за все не отвечаю, я отвечаю только за себя.
- Вы, если не ошибаюсь, вновь сниметесь у Алексея Учителя (после «Дневника его жены») в фильме «Космос, как предчувствие». И сценарист замечательный - Александр Миндадзе, - так что ординарным фильм явно не будет. Кого играете?
- Я играю одного из главных героев. Атмосфера тех лет (это 1956-57 годы) - предчувствие полета в космос Юрия Гагарина, с которым живет в маленьком провинциальном городке и мой герой. Он занимается боксом. Вот я сейчас учусь этому виду спорта. Мог бы и не учиться, если бы после двух раундов, когда моего героя бьют, мне в 3-м не пришлось бы выигрывать. И в фильме мой герой неожиданно в поезде встретится с Гагариным.
Съемки начнутся в июле и продолжатся до конца октября. В июне заканчиваю сниматься в картине Виктора Бутурлина о саксофонисте - «Бабочка Барбиери».
- Вы следуете словам вашего учителя Олега Табакова, который говорил, что заманчивых проектов на вашем пути много, но вы должны сберечь и развить свой талант, что будет главным проектом вашей жизни?
- Это очень хорошие слова, но следовать им безумно сложно. С одной стороны - мне очень везет, и мне предлагают работу, о которой можно только мечтать любому артисту мира. А как сохраниться? Замечательный человек Андрей Смирнов, с которым я вместе работал в фильме «Дневник его жены» (Смирнов играл Бунина - Авт.) как-то очень давно подошел ко мне после какого-то спектакля (мы еще с ним не были знакомы) и сказал: «Женя, главное - не спиться и не скурвиться!» А если серьезно, на сей счет никаких рецептов нет...
Из досье
кадр из фильма "Утомленные солнцем-2"
Евгений Миронов - заслуженный артист России, лауреат Госпремии РФ, премий «Хрустальная Турандот», «Триумф», международной премии Станиславского, «Ника», «Кинотавр», «Кумир», «Созвездие», «Балтийская жемчужина», Женевского международного кинофестиваля. Родился 29 ноября 1966 г. в Саратове, окончил музыкальную школу по классу аккордеона, в 1986-м - Саратовское театральное училище, затем Школу-студию МХАТ в 1990-м (курс О.Табакова). Сыграл главные роли в «Гамлете» и «Орестее» в постановках Петера Штайна, Самозванца - в «Борисе Годунове» Деклана Доннеланна. Снялся в двух десятках фильмов. Наиболее известные - «Любовь», «Анкор, еще Анкор!», «Утомленные солнцем», «Мусульманин», «Ревизор», «Лимита», «Мама», «В августе 44-го», «Дом дураков».
Карен МАРКАРЯН.