Это интервью у ведущего солиста и композитора самой долгоиграющей группы на постсоветском пространстве «Машина времени» Андрея МАКАРЕВИЧА я взял около двух лет назад, когда он приехал в Юрмалу якобы на «шабашку»…
(Андрей Вадимович осматривает объект...)
Итак, в Лиелупе, рядом с теннисным центром, среди сосен и новых трех- и четырехэтажных домиков была назначена встреча с культовой фигурой советского рока Андреем МАКАРЕВИЧЕМ. Повод - ошеломляющий: композитор и поэт, певец и музыкант, дайвингист и горнолыжник, кулинар и продюсер, писатель и живописец выступит в роли… оформителя интерьера квартир элитного юрмальского жилого комплекса (пусть и созвучного с именем Аристотеля и словом «аристократ»). Причем, того самого, в котором якобы недавно купила апартаменты Ксения СОБЧАК. Ее квартирка в 100 квадратных метров, к слову, оценивается тысяч в 400 евро. Один информационный портал даже под эту сурдинку выдал, что Макаревич будет оформлять квартиру Собчак...
***
Впрочем, все оказалось не так. Или не совсем так. Андрей Макаревич действительно собирался приложить руку к дизайну нескольких квартир. Ну, так, в виде набросков. Правда, с той поры об этом все дружно забыли. По крайней мере, в СМИ об этом больше не упоминали…
А тогда устроители встречи специально пригласили меня и договорились с Макаревичем об эксклюзивном интервью, чем я, конечно, не мог не воспользоваться, чтобы не поговорить с Андреем Вадимовичем и о его юрмальской «шабашке», и о пристрастиях в стилях, взглядах на жизнь и женщин…
(Заметьте, как дужка очков музыканта и дизайнера гармонирует с часами, ободок которых, в свою очередь, перекликается с перстнями на пальцах...)
О РАБОТЕ В ЮРМАЛЕ
- Вообще-то, в моем дипломе записана профессия: АРХИТЕКТОР-ОФОРМИТЕЛЬ, - напомнил Андрей Макаревич, объясняя свою новую ипостась. - И я старался ее не терять, несмотря на долгие годы занятия музыкой. В большей степени оформление нескольких квартир будет, скорее, занятием для души. Всё же деньги сегодня я не этим зарабатываю.
Я очень люблю природу, и с особым пристрастием и большой осторожностью отношусь к архитектуре, которую надо вписывать в природу. Считаю: чем природа лучше, тем легче ее испортить архитектурой, какая бы архитектура не была. Здесь, по-моему, все получилось замечательно. С одной стороны - настоящая современная европейская архитектура, с другой - она с очень большим вкусом вписана в пейзаж. Поэтому, если бы моя работа и мой образ жизни позволяли мне хотя бы полгода раз в году проводить здесь, я бы купил квартиру на верхнем этаже. К большому сожалению, я понимаю бессмысленность этой затеи, потому что по роду своей деятельности я должен находиться либо на гастролях, либо в Москве.
Но я постараюсь в силу своих способностей приложить руку к 2-3 квартирам. Это все-таки серьезная работа. И я надеюсь, что я общего полотна не испорчу.
Над интерьером собственного жилья я всегда работал сам. Помогал и друзьям. Конечно, не с ведром белил и кистью, но какими-то идеями и предложениями. У меня нет определенного любимого стиля. Он определяется задачей. А вот новорусский стиль, чеканку по керамике с последующей позолотой я очень не люблю.
И то, что представляла архитектура в годы советской власти, меня не привлекало. Меня очень расстроил контраст между замечательным преподаванием, которое тогда было в архитектурном институте (у нас была великолепная библиотека с журналами со всего мира по архитектуре, очень хорошие преподаватели) и действительностью. Потом когда я оттуда вышел, я понял, что есть определенные шаблоны, в рамках которых и придется существовать. А больше ничего нет.
Я семь лет проработал в институте «Гипротеатр», который строил театры, Дворцы культуры, цирки. Я пришел туда, когда в Новгороде уже проектировался театр. И через 7 лет оттуда ушел, а он еще проектировался. Такие темпы меня не устраивали.
А в Юрмалу я прилетел на несколько часов, чтобы посмотреть все своими глазами. Возьму потом блокнотик. Подумаю над идеями, сделаю эскиз. Конечно, собственноручно красить стены в Юрмале я не буду. И уезжаю так быстро, потому что у нас идет гастрольный тур - «Машине времени» 40 лет, и очень насыщенная осень. Поэтому я надеюсь, что с юрмальским проектом меня не будут торопить. Потому что до декабря я в основном буду в поездках.
НЕДВИЖИМОСТЬЮ НЕ ОБРЕМЕНЕН…
- Как давно вы знаете руководителей проекта?
- Руководителя знаю достаточно давно, с архитектором сегодня познакомился.
- Поэтому вы и дали согласие?
- В общем-то, да. Я приехал посмотреть, как все это выглядит. Я посмотрел три типа квартир. Они одинаково завязаны с природой, везде одинаково хорошо продуманы окна и везде хороший вид из окон. Это очень важно для того, чтобы придумать интерьер. Все же то, что за окнами, создает настроение. Нужно его не разрушить, а продолжить.
- Вы ведь в МАРХИ (московском архитектурном институте) учились, потом уходили, потом вновь возобновили учебу уже на вечернем отделении…
- Я не уходил - меня уходили. За «несоответствие образу советского студента»…
- В Юрмале произойдет своего рода возврат в профессию?
- Это интересно на самом деле. Просто само место провоцирует на это.
- А о том, чтобы обзавестись недвижимостью в Латвии, вы все же не думали?
- Ну, это абсолютно бессмысленно.
- А прежде на подобные проекты или что-то похожее в России или за границу вас не звали?
- Нет, меня не звали, потому что память человеческая становится короче и короче. У нас сознание клиповое - мало кто помнит, что я вообще-то архитектор. Пока я вел программу «Смак», многие удивлялись: ну, совсем с ума сошли - повар запел уже…
- А вообще какой-либо недвижимостью за границей вы владеете?
- Я всегда себя останавливаю, потому что даже если тебе что-то очень нравится, я понимаю: ну, я сейчас куплю этот дом и буду сюда приезжать на 4 дня в году. Потрачу кучу денег. На эти деньги я смогу 50 лет приезжать сюда по четыре раза в год, не обремененный никакими лишними мыслями.
- Но в той же Юрмале много известных россиян уже что-то себе прикупили. Вы в курсе?
- Конечно, в курсе. Вот и несколько моих знакомых занимаются приобретением здесь каких-то домиков…
(В особое расположение Андрей Макаревич пришел, подписывая свои диски...)
«СВОИХ ВЗГЛЯДОВ НЕ МЕНЯЮ»
- В прессе прошла информация, что Ксения Собчак во время «Новой волны» купила в этом комплексе трехкомнатную квартиру. Ей бы оформили жилье?
- Во-первых, она ко мне не обращалась, а, во-вторых, мы с ней существуем в достаточно удаленных друг от друга пространствах. Я не вполне понимаю, чем занимается она, а ей, видимо, не очень интересно то, чем занимаюсь я.
- «Машине времени» 40 лет. Как изменились ваши взгляды на жизнь за это время?
- Во-первых, я стал на 40 лет старше. Но говорил и 40 лет назад, и сегодня то, что считаю нужным. Слава тебе Господи, никто в этом меня пока не ограничивает. Я не думаю, что мои какие-то ключевые представления о мире, о людях, добре и зле изменились. Это - самое главное.
Было некоторое время назад у меня интервью с Познером по телевизору. А он очень любит раскопать какое-то интервью 10-летней давности. И вот тут у него не получилось, потому что он достает газету и говорит: «А вы тогда говорили вот то-то и то-то…» Я ему: я и сейчас так считаю. Беседа не пошла… В общем, у меня мнения не меняются, честно вам скажу. Я 40 лет назад писал то, о чем думаю. И сейчас пишу так же.
Об УРГАНТЕ и телешоу
- Вас часто можно видеть в жюри конкурса КВН. А как вам шутки Comedy Club?
- Меня это не интересует.
- А то, что делает Иван Ургант?
- Это - его профессия. У Вани замечательная скорость реакции и очень хорошее природное чувство юмора. Поэтому он абсолютно своим делом занимается, и я очень рад, что он в «Смаке» подхватил мою эстафету. А что касается «Камеди клаба», у меня такое ощущение, что лучшие люди, выходящие из КВНа, как-то очень быстро теряют планку: или денег сильно хочется, или они думают, что людЯм так нравится. Но это их проблемы.
- А как вам все эти многочисленные телепроекты - типа, «два конька», «две звезды»?
- Я даже не знаю, что это, поверьте. Жизнь такая короткая, зачем тратить время еще на это?
- А вас не пытались зазвать спеть с кем-нибудь?
- Они знают, что я туда не пойду.
«ПРОБКИ УНОСЯТ ЖИЗНЬ…»
- Интервью - это необходимое зло. А с какими из «зол» в жизни вам еще приходится мириться?
- Да, Господи, начиная с пробок московских! Я трачу каждый день в пробках, наверное, часа по три-четыре. Если сложить хотя бы за десять лет, получается страшный срок. Страшный! Но что с этим можно поделать?
- Поэтому некоторые обзаводятся чуть ли не кабинетами на колесах?
- Но все равно ты будешь стоять в пробке. Поэтому я вынужден ездить с водителем, а в это время сидеть за компьютером, разговаривать по телефону, отдавать распоряжения и что-то слушать. Но это все равно не решает проблему.
- И это - самое меньшее из зол, с которыми приходится сталкиваться?
- Нет. Это - трата времени жизни не на то, на что ты должен его тратить. Так что это - очень большое зло.
О НАГРАДАХ И СССР
- Теркинское «я скажу: зачем мне орден - я согласен на медаль» вам не подходит: у вас и медаль «Защитнику свободной России» есть, и ордена - Почета и «За заслуги перед Отечеством IV степени»… Как вы относитесь к этим конкретно наградам и наградам вообще?
- Да никак. Наградили - спасибо большое. В момент награждения тебе приятно, ты тешишь себя мыслью, что что-то сделал, и твои труды оценили. Ну, а потом награды лежат в ящике стола и лежат, пока ты не помрешь…
- Государственные награды музыкантам - это чисто российское явление?
- Почему? «Биттлз» ведь наградили орденом Британской империи…
- Ах, да, еще и звания пэров присвоили…
- Да, это во всем мире примерно так делается.
- Вот у вас медаль за защиту Белого дома. А у людей сейчас и в России, и во многих других экс-советских республиках все усиливаются ностальгические настроения по бывшему СССР…
- У разных людей - разные настроения, - с нажимом замечает Андрей, даже не дождавшись окончания вопроса. - Точной статистики ни у кого нет. Социологическим опросам я не верю - это конъюнктура политического толка. У меня таких настроений нет. Я знаю, что у огромного количества моих друзей и знакомых, которые меня окружают, их тоже нет. Вот это я знаю точно. Потому что я с ними в контакте. Остальное - это разговоры.
- Но отчасти людей можно понять. Даже в той же Латвии:
тогда было спокойнее - за старость, за своих близких даже при всем том идеологическом убожестве и маразме, который был. Но не кажется ли вам, что постепенно картинка партустановок сейчас как-то начинает совпадать с тем временем? Вы бы хотели возвращения хоть в какой-то форме федеративного государства?
- Ну, нельзя войти в одну реку дважды. Даже если будут искренне пытаться восстановить СССР - такого «совка» уже не получится. В мире прошло уже 20 лет. Это все несерьезно.
НЕФОРМАТ
- Вы как-то сказали, что просто рассказываете свои истории под музыку. А как вам история победителя Евровидения в Москве - белорусского норвежца Саши Рыбака?
- Я не смотрю Евровидение…
- А у вас прежде никогда не было мысли поучаствовать в этом конкурсе?
- Да вы что, с ума сошли?! Что мы там будем делать?!
- И на «Новую волну» в Юрмалу вас не звали? Тоже не ваш формат?
- Мне это совершенно неинтересно. А звать - звали. Несколько раз...
- Это все же говорит о чем-то. Вы в курсе, что у Юрия Антонова этим летом в рамках «Новой волны» был творческий вечер?
- Дай Бог здоровья ему! Мы сейчас проведем творческий вечер там, где мы захотим его провести.
- Алла Пугачева приезжает на этот фестиваль каждый год, считается его Музой. Как вы относитесь к Алле Борисовне, как к певице и человеку?
- Я не понимаю вопросов: кто к кому как относится? Какое это имеет значение? Я отношусь с уважением ко всем коллегам, - тут в голосе Андрея Макаревича зазвучали патетические нотки. - Поэтому это не позволяет мне разговаривать с третьими лицами о том, как я к кому отношусь. Если Алла Борисовна меня спросит, как я отношусь к ее последней песне, я ей скажу! И журналисты для этого совершенно не нужны...
- А как вы относитесь к собственной известности? Когда создавали школьный ансамбль «Кидс» мечталось об этом?
- Какой-либо рок-н-ролл в стране советов представлялся настолько неосуществимым, что мы даже о чем-то особенном не мечтали. Просто хотелось нам играть такую музыку, мы ее и играли. Хотелось быть, как «Битлы» - и все.
- Как ваши дети относятся к знаменитому папе? Это не мешает им в жизни?
- Это надо у них спрашивать. (На сегодня известно о трех детях композитора и певца: взрослых - дочери Дане и сыне Иване, и маленькой Анне - Авт.).
«ЖЕНЩИНА НЕ ДОЛЖНА РУЛИТЬ МУЖЕМ»
- В интервью одному журналу вы сказали, что женщина никогда не бывает права. Не опасались, что женщины на вас обидятся?
- Сейчас не вспомню, в каком контексте это было сказано. Тут важно, что за чем следовало…
- В отношениях с женщинами вы придерживаетесь патриархальных взглядов? Китчен-кирхе-киндер (кухня-церковь-дети)? Не кажется ли вам, что многие проблемы в мире связаны именно с разрушением роли женщины в семье?
- Я не люблю, когда сильная жена начинает рулить слабым мужем. А если еще этот муж известный и талантливый, это принимает крайне уродливые формы, и встречается, к сожалению, не только в нашей стране, но и во всем мире. Это я не приемлю совершенно. Каждый должен заниматься своим делом.
- Кризис в отношениях, кризис в экономике. Вы сами какой кризис чувствуете больше? Люди заслужили эти потрясения из-за своей жадности?
- Не судите - да не судимы будете. Никакого кризиса я не чувствую. Разговоры про кризис меня достали. В этом году, например, у нас гастролей больше, чем в прошлом. Поэтому про кризис ничего не могу сказать. Занимайтесь своим делом и поменьше трендите на тему всяких ужасов. Я вам могу сказать, что, по моему глубокому убеждению, две трети этих ужасов случаются потому, что пресса нам о них долдонит с утра до ночи. И рано или поздно они происходят. Писали бы о чем-нибудь хорошем. Хотя бы иногда...
И ЕЩЕ
Андрей МАКАРЕВИЧ о кино:
- Как у вас складываются отношения с кинематографом после сериала «Танцор», где вы выступили не только композитором и поэтом, но и генпродюсером?
- Мне очень захотелось экранизировать книжку, я попробовал на своей шкуре, что такое продюсер. Это - такая прокладка между заказчиком и режиссером. Это - мучительный и очень неблагодарный труд. Я понял, что это - совершенно не мое. Кино мы сделали, оно прошло, его даже повторяли. Но мне оно не нравится. Из той ситуации, в которой мы находились, я старался выжать все, что можно было выжать. Было абсолютное непонимание между режиссером и телеканалом. Наверное, опытные продюсеры такие вещи разруливают, как дважды два. Но я понял, что мне ни к чему этому учиться. У меня масса других занятий, в которых я себя чувствую гораздо более уютно…
И ЭТО ВСЕ О НЁМ:
1953 год - 11 декабря, в Москве, родился Андрей Макаревич.
1965 - создание школьной группы "The Kids", в которой Андрей поет и сочиняет песни на английском, благодаря учебе в школе с английским уклоном.
1969 - Андрей собирает ансамбль "Time Mashines" ("Машина Времени"), который поначалу исполняет кавер-версии "битловских" и "роллинговских" песен.
1980 - "Машина времени" переходит в "Росконцерт" и получает официальный статус рок-группы. Написана песня «Поворот».
1987 - первые зарубежные гастроли.
1993 - Андрей создает и возглавляет телепрограмму «Смак».
2000 - Макаревичу присвоено звание народного артиста России.
2002 - Андрей основывает Оркестр креольского танго, который объединяет лучших джазовых музыкантов страны. С тех пор Макаревич активно гастролирует и записывает музыку как вместе с "Машиной времени", так и с Оркестром креольского танго.
2003 - отмечая 50-летие, в центральном выставочном зале страны - Манеже Андрей проводит юбилейную выставку "50 женщин Андрея Макаревича"…
Андрей МАКАРЕВИЧ о смысле жизни
«Современный человек вообще не готов к смерти - иначе ему пришлось бы признать, что все, чем он занимался в этой жизни вплоть до внезапного прощания с ней - ел манную кашу в детском саду, учился, прогуливал уроки, выпивал, ходил на работу, женился, изменял жене, разводился и женился снова, болел, делал подарки друзьям, смотрел футбол, ездил на рыбалку, чинил машину, читал книги, мечтал о хорошем, - все это и было смыслом его жизни…»
В этой цитате Андрея Вадимовича, гуляющей в Интернете, пожалуй, не достает самого главного, на мой взгляд, «занятия» в жизни человека - рождения (или усыновления), а потом воспитания детей. Тогда со смыслом жизни вопросов, наверное, не возникает…
Карен МАРКАРЯН (текст и фото автора)