Отрекись от русскости - стань латышом!

Apr 21, 2011 02:45




или КАК В ЛАТВИИ ПРИНИМАЮТ ЭКЗАМЕНЫ ПО ГОСЯЗЫКУ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА

Получить заветную для многих «понаехавших тут» бордовую паспортину гражданина ЛР вовсе не так просто, как рисуют это латышские чиновники иностранным наблюдателям…

Очень часто доводится слышать с разных сторон: что сидите, ноете, идите - получайте гражданство и берите свою судьбу и власть в стране в свои руки. Легко сказать, как говорится. Кто ж ее, власть-то, просто так отдаст. За 20 лет присосались - не оторвешь. Но это, допустим, лирика. Тогда, пожалуйте, сермяжную, посконную или какую там правду о том, как на самом деле принимают экзамены на стерилизацию натурализацию у тех, кто всю жизнь прожил в Латвии, родился здесь и даже более того - наполовину латыш…

Еще в 90-х один мой приятель пытался получить гражданство Латвии на том основании, что его отец - коренной латыш. Однако его отец погиб, когда приятель был совсем маленьким. Мама вышла замуж за русского, который стал ребенку отцом, усыновил его. Долгое время сын даже не подозревал, что неродной…

И вот, желая получить гражданство Латвии, соискатель этого вознесенного до небес статуса получил в архиве бумагу, что действительно является единокровным потомком латышского гражданина. Но этого оказалось мало. Приятелю (с латышским, кстати, именем) объяснили, что если он претендует на гражданство, пусть меняет свою русскую фамилию на первую (кровного отца) латышскую… Это в принципе означало отказ от настоящего отца - русского, который воспитал сына, как родного. На предательство ради смены фиолетовой паспортины «чужого» (aliens - так значится в ксивах неграждан) приятель не пошел…

Тяжело в ученье, но не легче в бою…

И вот полтора года назад, когда нормальную работу на судах заграплавания, ходящих под флагами стран-ЕС, невозможно стало получить негражданину (что это, как не запрет на профессию, благодаря властям ЛР?), мой приятель-моряк решил натурализоваться. Для этого поступил на платные языковые курсы, которые обошлись ему в 80 латов (160 долларов США). Не то, чтобы не владел языком (окончил в свое время русско-латышскую школу), но решил подстраховаться.

Все лето потратил и потратился на обучение. Ходил заниматься еще и индивидуально: 15 занятий по 5 латов (10 баксов) каждое. Причем, репетитором была бывшая экзаменатор, которая прежде в течение 8 лет принимала языковые экзамены по натурализации. Так что она конкретно готовила приятеля именно в нужном ключе…

Первую попытку натурализоваться наш кандидат предпринял осенью. Конечно, прежде за полгода вперед записался, заплатил пошлину в 20 латов. И вот - неудача. Все экзамены сдал, в том числе, с «правильной историей об оккупации Латвии», устным - по языку, а на письменном - срезался…

- Мне сказали, что я не раскрыл полностью тему, письмо коротковато получилось, - рассказывает недогражданин. - Надо было не одно предложение по какому-то конкретному вопросу написать, а несколько. Пришлось пересдавать уже в этом году, через полгода. Я ходил узнавать, можно ли быстрее, но мне заявили, что нет, такие законы. Причем, все это время я нахожусь без работы. Но это чиновников не волнует. Снова засел за учебники. Занимался уже самостоятельно, расширял словарный запас. Письма писал с утра до вечера, так как мне нужно было пересдавать только письменный экзамен.

Пришел во второй раз. Почему-то очень мало времени дается на подготовку. Минут двадцать, наверное. Чтобы на анкету ответить и на письмо. Вначале я написал все письмо на черновике, потом сидел - ошибки проверял, смотрел, как можно лучше предложения составить… И тут мне экзаменатор объявляет, что время истекло, сдавайте. Я начал судорожно переписывать, но последние предложения она мне даже не дала переписать, вырвала лист и сказала, что надо было раньше думать. Короче, забрала у меня листик. Но я надеялся, что с заданием все же справился. Правда, позже мне объявили, что нет.

Как мне кажется, дело в том, что сейчас ходят сдавать экзамены очень много молодых людей, которые хотят уехать из Латвии на заработки. И в составе нашей группы были только трое примерно моего возраста, за сорок, которые пришли пересдавать. А на фоне молодежи, конечно, наши знания латышского смотрелись, наверное, не очень. Молодежь ведь школы только недавно закончила, учится на латышском, пользуется им и поэтому знает его куда лучше. Наши письма в сравнении, наверное, выглядят более простецкими, что ли…

А у экзаменаторов, видно, есть директива: сколько человек могут быть допущены к гражданству. Кого-то надо и срезать. И вот из нас троих мужчину «зарезали» в третий уже раз, а женщину и меня - во второй… Выходит, чтобы пройти экзамен, язык недостаточно знать хорошо. Его надо знать очень хорошо.

«Гарумзиме» (знак долготы над гласными), как дзот…

- А тебе указали на ошибки, которые ты сделал?

- Конечно. Во-первых, мне сказали, что я не раскрыл последний вопрос. Когда я сказал, что у меня в черновике было написано больше, но я не успел переписать в чистовик, то, после совещания, хоть это и было принято, но, тем не менее, раскрытием темы экзаменаторы все равно были не удовлетворены. А речь шла о письме брату, в котором я предлагал купить другу резиновую лодку, потому что он любит рыбачить. Написал, что можем скинуться с друзьями на подарок по 10 латов. Но этого оказалось мало (не 10 латов, конечно!)… Мне сказали, что надо было якобы объяснить, почему по 10 латов, что это, мол, будет дешевле и т.д... Короче, вот такую ерунду приплели, несмотря на то, что я ответил на все вопросы, которые стояли в теме письма.

- А с грамматикой как?

- К сожалению, работы они не отдают. Я лишь успел просмотреть. Мне указали на несколько неправильных «гарумзиме» (черточка такая, когда гласную надо тянуть, например: «Ри-и-га» - Авт.) и пару окончаний. А я специально смотрел книжку, по которой готовятся к натурализации, с примерами. И в ней говорится, какие очки ты должен заработать. И не видел там примеры тех ошибок, на основании которых меня вновь срезали.

- Ну, при желании можно завалить любого, даже чистокровного латыша. А теперь тебе в третий раз предстоит сдавать письменный экзамен?

- Да, еще через полгода.

- А если тебя зарежут в третий раз, тогда что?

- Тогда я вновь подаю заявление на натурализацию. Они рассматривают его два месяца. Потом отвечают: да, вы можете сдавать еще раз. После этого я иду записываться на экзамены. Они мне говорят, что ближайшая сдача экзаменов еще через два месяца… Словом, делается все так специально, чтобы на 50 лет растянуть натурализацию. Я спрашивал: есть ли вариант какого-то ускорения процедуры? Допустим, сейчас я заплачу еще 20 латов пошлины, только уберите меня из списков людей, которые будут пересдавать, а запишите меня заново, чтобы было быстрее. Они на это говорят: вы можете написать заявление, мы отправим его в наш головной офис, они рассмотрят его в течение двух месяцев, закроют ваше дело, а потом вы придете снова к нам записываться. Подадите документы, мы отдадим их в главный офис, они опять рассмотрят их (это уже четыре месяца), а затем вы придете к нам и запишитесь в очередь на сдачу экзаменов (это еще 2 месяца). Так что, то на то и выходит: все равно полгода еще. Ускорить эту процедуру невозможно. Все сделано так, чтобы полгода проходило…

- Да, или надоест претенденту сдавать, или денег не останется на языковые курсы и на госпошлину… А в судовых командах у вас много латышей, чтобы общаться с ними на ридной мове по высшему разряду?

- Крайне мало. Обычно, по два человека на команду из десяти моряков.

- Действительно, что им в море ходить, когда можно чиновничье кресло занять… И теперь каковы твои планы? Будешь в третий раз сдавать экзамен по латышскому?

- Да. Ничего не остается. Я в судоходной конторе был, мне сказали: сам знаешь, какие у нас теперь правила. С твоим негражданским паспортом мы не можем тебя определить на судно. Так что работу я не имею. Узнавал в других фирмах. Там то же самое. Либо ты идешь в море на полгода и работаешь за маленькие деньги, либо с гражданским паспортом получаешь нормальную работу и оплату. И плюс ко всему - возврат налогов. Негражданин их не получает.

- А если ты и сдашь на гражданство, сколько будешь ждать паспорта?

- Еще полгода, как и все. А куда чиновникам торопиться. Кроме того, успешная сдача экзаменов абсолютно не гарантирует получения гражданства…

ЗЫ.
Вчера дочь моей коллеги - студентка Латвийского университета - получила хороший урок от своей преподши. Выясилось, что половина дипломной работы, над которой она корпела несколько месяцев, никуда не годится. А ведь все эти годы девушку ставили в пример, как русскую, которая учится куда лучше многих своих однокурсников-латышей (все высшее гособразование в Латвии только на латышском!). В чем причина резкого изменения отношения? Все просто: реакция последовала на использование в дипломной работе российских источников (хотя латышских в природе по этой теме не существует). Преподша назидательно выговорила, что пользоваться надо опытом развитых стран - Англии и США…
Вчера же я был на родительском собрании в русской гимназии, где учится мой старший. У некоторых родителей возник вопрос: нельзя ли в 6-м классе на будущий год использовать в изучении математики хотя бы, как вспомогательный, российский учебник? Низ-зя - согласно директивы минобраза. Только - местный и на госязыке. Иного нет. В пятом классе еще можно пользоваться переводным (с латышского) учебником на русском. А потом - алес. Такой сложный предмет, как математика, в котором ребенок даже на своем родном языке зачастую не сразу въезжает в смысл, отныне надо будет понимать, как придется… В русских школах 60% предметов в старших классах изучаются на госязыке.

Впрочем, властям и этого мало. Нацики, заседающие в Сейме, получили право провести опрос среди избирателей за закрытие русских школ как таковых. И дело тут даже не в языке. Совсем не в языке. Вспоминаются уже ставшие классикой слова бывшей управительницы Центра госязыка Дзинтры ХИРШИ: «Нам не нужно, чтобы вы знали наш язык, нам нужно, чтобы вы знали свое место…» Она просто озвучила то, чего 20 лет последовательно добиваются власти ЛР, отнявшие у половины населения политические и многие экономические права еще в 1991 году. И после этого они еще удивляются, что в Латвии сложилось двухобщинное общество. Не вы ли создали этот «апартеид» на латвийский манер?

Смогут ли русские противостоять госмашине и примерно трети ярых латышских избирателей, которые выбирают в парламент людей с серовато-коричневым окрасом? Которые устраивают вот уже 15 лет марши ветеранов латышских дивизий СС и их молодых последышей? Которые судят ветеранов Великой Отечественной, но не осудили ни одного из «своих» полицаев-карателей?

Посмотрим. По крайней мере, первый шаг сделан. Всего за неполных 2 месяца (!) собрано 10 тысяч подписей русских (и латышских в том числе) граждан ЛР за придание русскому языку статуса государственного. Нацикам для своей начальной кампании за закрытие русских школ потребовался год…

Карен МАРКАРЯН.

русский вопрос, неграждане, ситуация, журналистика, интервью-статьи

Previous post Next post
Up