Гегард - монастырь с церквями и кельями, вырубленными в скалах...

Aug 05, 2013 22:26



Сегодня расскажу вам об удивительном пещерном монастырском комплексе Армении - ГегАрд или ГехАрд, как звучит в середине одна из двух букв "г" армянского алфавита, напоминая гортанную украинскую...

Гегард - это и древнее намоленное место (в 40 км от Еревана), и одна из христианских святынь, основанная, по легенде, в 4 веке самим Григорием Просветителем, и музей под открытым небом. ЮНЕСКО внес в список Мирового культурного наследия не только сам комплекс, что понятно, но и всё, окружающее монастырь, ущелье! Красивое до безумия! Но этого, конечно, было бы мало. В местных, зачастую отвесных скалах, монахи на заре Христианства вырубили здесь простейшими железными инструментами множество пещер (сейчас их насчитывают 140)! И жили в них, молились и несли веру людям.

Вот хотя бы даже на этом снимке видите беленький крестик правее от центра? Это - тоже чем-то, а, скорее, кем-то знаменитая пещера... Впрочем, все по порядку. Текста будет мало, снимков - много...

1.


с высоты 2 тысяч метров, мимо монастырского комплекса, течет даже не речушка, а ручей Гохт, который, перекатываясь между камнями, вливается постепенно в речку. Это именно та самая река АзАт, бегущая по ущелью, которое я показывал в посте об армянском "Парфеноне" - Храм Богу Солнца в Гарни - единственный сохранившийся в Армении языческий храм. Гарни отстоит от Гегарда примерно километров на девять. Поэтому туристы, обычно, посещают оба этих замечательных места. Вначале - Гарни, а потом - Гегард, где шоссе, собственно, и заканчивается, упираясь в отроги гор, которые и спереди, и с обоих боков...
2.


3.


это - мостик через речку, ведущий на левый берег... Говорят, что сам мостик (кроме металлических перил) тоже довольно-таки старый...

4.


но мы остаемся на правом берегу. Вечерело, солнце буквально скатывалось за монастырь, золоча верховья горных кряжей над ним. Поэтому надо было спешить со снимками. Этот - сделан из-за монастырской стены.

До 12 века это место называлось АйривАнк (пещерный монастырь). Именно здесь еще с языческих времен в пещере бил источник, обладающий целительной силой. Бьет он и сейчас...

Поэтому Григорий Просветитель и основал здесь первый храм. Потом появились и другие постройки монастыря. Но в 923 году все было варварски разрушено арабами под предводительством наместника арабского халифа в Армении Насра. Разграблены и сожжены оказались все ценности, включая рукописи... Довершило дело землетрясение...

5.


Заходим в монастырский комплекс с тыла, с восточной стороны... В 12 веке под покровительством военачальников братьев Закарянов монастырь ожил...

6.


это - главная церковь Гегарда: Катогике (1215г), но не первая. Мы зашли с востока, а центральный вход - с запада. Буквально наверху и левее от него на сотню метров находится пещерная церковь Св. Богоматери (1164 г.). Построена она была, как и Катогике, родом Закарянов. В ней, как рассказывают, хранились мощи Св. Андрея и Иоанна Крестителя. Сейчас эта святыня ждет реконструкции:
7.


8.


пока поднимаемся к келье самого Григория Просветителя по узким старинным ступенькам, поясню, почему Айриванк стал
ГегардавАнком (монастырем копья).

По преданию, во время возрождения здесь духовной жизни, сюда перенесли так называемое Копье судьбы или Копье Лонгина, которым Христос был избавлен от мучений римским воином, взявшим позже при крещении имя Лонгин. Привезено в Армению оно было еще апостолом Фаддеем. А "гехард" по-армянски означает наконечник копья. Вот так это место и поменяло название на Гегардаванк или короче - Гегард. Правда, в 18 веке Копье судьбы, как и мощи Ноева ковчега были перевезены отсюда во избежании пропажи в главный храм всех армян - Эчмиадзин. Как выглядит Копье и многие другие христианские святыни я показывал в посте - "Чаша мира" и сокровища Эчмиадзина...

9.


а эти хачкАры - "крест-камни" и кресты, вырезанные прямо в скалах (узоры ни на одном из них не повторяются), относятся к 11-13 векам. Сохранились даже имена мастеров, создавших некоторые из них...

10.


наскальный крест крупным планом...

11.


а это - келья, по преданию, самого Григория Просветителя. Над входом на грабАре (церковно-армянском) выбито его имя, чтобы никто не сомневался. Да, окошечки над входом и над другими помещениями "келий" специально для отвода дыма свечей и, возможно, костров, которыми обогревались монахи зимой, заваливая входы вязанками хвороста:
12.


13.


вот здесь молились и свечи жгли...

14.


Келья состояла, как правило, из трех помещений: центрального и боковых. Во всех них еле можно было развернуться, да и распрямиться во весь рост тоже было проблематично. Слева, наверное, можно было не только молиться, но и прислонить голову на выступ ночью, постелив под себя тот же хворост и обернувшись в овечью шкуру...
15.


в монастыре работали настоящие просветители своего народа - историки, философы и музыканты. Евангелия, требники, сборники церковных песнопений, описания жизни знаменитых людей переписывались монахами монастыря и распространялись по миру. Некоторые из этих документов хранятся теперь в национальных библиотеках Берлина, Парижа и, конечно, в Матенадаране (музее-институте древних рукописей и книг) в Ереване...

16.


рассмотрим фасад церкви Катогике. Всего же про Гегард говорят, что в нем на его двух этажах (большая часть - в скалах) вырублено 7 церквей и 40 - алтарей... Алтари трудно сосчитать, но церквей с усыпальницами не меньше, если не больше...

17.


центральный вход в церковь украшает деревянная дверь - роскошь для каменистой Армении. А над нею - каменные узоры из гроздьев винограда и граната. Ну, и голуби - вестники добра:
18.


19.


а выше слюдяное оконце (как мне показалось) и родовой герб Закарянов: лев, задирающий быка. Справа от оконца - солнечные часы...

20.


В 1225 году был построен огромный четырехугольный притвор к церкви Катогике, одну из стен которого заменила скала. Вот этот, видимый на снимке, с четырьмя колоннами внутри...

После Захарянов Гегард и окрестности во второй половине 13 века приобрел род князей Хахбакянов-Прошянов. На славу монастырю, который получил щедрых покровителей. При них были построены пещерная церковь АствацацИн (Богородицы) и две усыпальницы для представителей своего рода на первом и втором этажах. Строились и кельи в окружающих скалах. Так, например, в одной из них жил и трудился известный армянский историк XIII века Мхитар АйриванецИ.

21.


это - вход в келью-часовню слева от входа в притвор...

22.


а так выглядят каменные украшения над входом в церковный комплекс в притворе, в котором находятся сразу несколько церквей и усыпальниц...

23.


колонны украшены узорами и крестами... Кресты и в алтарных частях. Ходим в полной темноте и практически тишине. Только слышен неторопливый рассказ о церквях монастыря его настоятеля Отца Тарона. Редкий свет, льющийся из небольших отверстий в куполах, создает какую-то магическую обстановку. Щелкаю фотокамерой практически "на ощупь"))
24.


25.


потрескивание свечей добавляет торжественности и душевного тепла...

26.


замечаете, что икон практически нет? Откуда им было взяться среди камней и гор? Поэтому так много каменных крестов:

27.


этот крест - в первой (1240 г.) пещерной церкви монастыря АвазАн (Бассейн), которая была высечена на месте древней пещеры с родником. Где-то здесь есть надпись на внутренней стороне купола архитектора Галдзака, который обращается к потомкам с просьбой, чтобы его поминали в молитвах...

28.


испить из святого родника, выбивающегося прямо из скалы, стараются все: от мала - до велика. Родник образует купель в каменном полу, течет по узенькой ложбинке прямо в церкви Авазан, пока не скрывается под землю... Вот он вблизи:
29.


30.


здесь вот уже 800 лет ставят свечи...

31.


а это в скальной церкви Богородицы - каменное кресло Прошянов...

32.


одна из всего двух икон, которые я здесь приметил, находится в алтарной части Катогике (кафедральной, церкви истинной веры). На этой - Богородица с младенцем...

33.


здесь же и единственная люстра, которую я видел во всем комплексе монастыря...

34.


а вот вторая икона: Крещение Христа...

35.


затем поднимаемся наверх. Здесь тоже есть кельи и хачкары:
36.


37.


38.


а это - узкий ход в усыпальницу Прошянов. В ней совершенно изумительная акустика. И голоса настоятеля Гегарда Отца Тарона и настоятеля Армянской церкви в Балтии Отца Хосрова, который сорганизовал нашу поездку в Армению, звучат волшебно... Снимаю, ориентируясь, на голоса...
39.


40.


затем вспышкой выхватываю еще одну серию крестов, высеченных в скале усыпальницы. Все довольно аскетично...

41.


выходим наружу. За небольшой оградкой - монашеские ульи...

42.


представляю, какой мед может получиться, когда рядом такая роскошная акация и душистые горные цветы...

43.


солнце еще до конца не ушло, поэтому успеваю заснять современные монастырские постройки... Хотя снимки (почти все) приходится чуть осветлять...

44.


а так выглядят центральные ворота в Гегард

45.


и замечательные горы - левый, противоположный Гегарду, отрог ущелья...

46.


а этот камень очень удачно упал во двор монастыря в середине 70-х, оторвавшись с соседнего склона и уйдя наполовину под землю, при этом не задев по пути абсолютно никого. Теперь вот возле него и на нем любят пофотографироваться буквально все приезжающие в Гегард... Вот и мне с вами останется снимок на память...

Гегард, Ереван, фотопрогулка, церковь, поучительное, путешествия, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ, монастырь, Армения, интервью-статьи, история, друзья, журналистика, "Все едут в Ереван", фоторепортаж

Previous post Next post
Up