С Леонидом Каневским, отметившим 2 мая 74 года со дня рождения (аж не верится!), я встречался в свое время на кинофестивале «Балтийская жемчужина» в Юрмале. Приезжал он тогда с супругой Анной и дочкой Наташей. Знаменитый сыщик из знаменитого советского сериала «Следствие ведут ЗнаТоКи», растянувшегося на два десятилетия (22 серии, последние две серии были сняты в 2002-2003 году), по-прежнему в строю. Он играет в театре «ГЕшер», что в Яффо (Тель-Авив), время от времени снимается в российских телесериалах, но зато регулярно приходит к нам в дом с экранов телевизоров в качестве телеведущего документального сериала на НТВ «Следствие вели…» вот уже семь лет!
(www.telesem.ru )
Капитан-майор-полковник
- Как родилась идея снять сериал о работе советской милиции, который нет-нет, да и сейчас показывают?
- Так случилось, что Ольга и Александр Лавровы написали детектив, - рассказывает Леонид Семенович. - Он работал следователем, она занималась детской преступностью. Их заметили. А МВД, которое хотело как-то очеловечить образ советского милиционера, одобрило выбор. Вот они и написали первый сценарий в 1970-м. Диалоги мы, конечно, с их разрешения подминали под себя. А уже дальше Лавровы настолько привыкли, что Томин - это я, Гера Мартынюк - Знаменский, а Элла Леждей - Кибрит, что они в сценарии стали использовать наши манеры, привычки, слова.
Ведь сперва были готовы сценарии только для двух серий. Томин, к слову, вначале был Васей. Но когда меня утвердили на роль, я сказал авторам, что с моим лицом быть Васей несерьезно, давайте что-нибудь нейтральное, хотя бы Александр, как зовут моего старшего брата (известного писателя-сатирика - К.М.) . Так и появился Шурик…
еще капитан Томин (1tv.ru)
- Господин Каневский или товарищ майор, в каком чине вы ушли в отставку из сериала?
- Ушел я из телесериала полковником. А начинал в 1971 году капитаном. Но буквально через серию-две стал майором. Знаменский-то ведь с самого начала был майором! Так вот, когда сериал пошел и был тепло встречен зрителями, милиция очень прониклась, и как рассказывали, даже на совещаниях у руководства поминала нашу троицу.
А на встречах с нашим главным консультантом, замминистра внутренних дел Викторовым Борисом Алексеевичем отдельные чины стали возмущаться: как так получается, что уголовный розыск где-то под пятой у следователя, почему Томин капитан? Вот меня быстренько и сделали майором. С тех пор люди и помнят меня в звании майора. Так что дело не в звездочках на погонах, а в образе. Хотя за 21 год вполне мог дослужиться и до генерала. Кстати, в одной из реклам телефонной линии нас с Герой (мы, мол, перезваниваемся: Москва - Тель-Авив) повысили до генералов…
- В милиции вас принимали за своего?
- Да. Так получилось, что с творческими встречами мы перебывали во многих городах Советского Союза. И в некоторых управлениях мне показывали как бы моих прототипов. В Туле, например, обнаружился мой двойник, вылитый я, только чуть пошире, кряжистее и, как говорится, чуть более милицейский, но похожий безумно!
А в тбилисском угро у меня отыскался другой «родственничек». Наша типичность и убедительность была лучшей оценкой. Еще бы, мы действительно серьезно влезали в образ: сидели на допросах, выезжали на обыски, в зоны…
знаменитая троица (tfile.org)
Актер и в Африке актер
- В Израиле снимаетесь в кино?
- Да, вот снялся в двух картинах. На каком языке? Конечно, на иврите. Хотя… Один из этих фильмов - «Поздняя женитьба» (производства Франция-Израиль - К.М.) сделал режиссер-грузин Довер Кошашвили, которого привезли в Израиль четырехлетним мальчиком.
Он снял такой «амаркорд» - про свою жизнь, семью. Кстати, он получил приз в Каннах за короткометражку на эту тему. Это его второй фильм по своему же сценарию. Я в картине сыграл дядю жениха, очень симпатичная комедийная роль. Но юмор в другом - в этом фильме я и все мои коллеги, израильские актеры, говорим… по-грузински. (Тут майор Томин разразился известными и мне с детства грузинскими выражениями. Не подумайте чего, вполне цензурными - К.М.)
- А по каким причинам вы уехали в Израиль?
- Все просто. Я уехал не от плохой жизни или от антисемитизма в свой адрес. Но вспомните 1989-1990 годы - полупустые залы в театрах. Актерская профессия как бы начала терять смысл. Тот же Армен Джигарханян (мы дружим с ним много лет) мне однажды как-то грустно сказал: «Представляешь, сдали вчера на «Закат» Бабеля на вечерний спектакль несколько сот билетов…» А я ему: «Ты мне это говоришь, когда у меня премьера «Вальпургиева ночь» Ерофеева, а у нас полупустой зал!»
Конечно, я ездил, зарабатывал деньги на творческих вечерах, снимался в кино, но…
Некоторые удивляются, что же я уехал от такой популярности. Отвечаю: я бываю и там, и здесь. У меня в Израиле замечательная работа, дочка окончила университет, она театральный дизайнер, сценограф по свету. Жена - филолог…
с дочерью и женой (allstars.pp.ru )
Что же касается популярности, вспоминается такой случай - самая первая встреча, когда мы приехали в Израиль в 1991 году. Идем мы с женой и дочерью по аэропорту, стоят два носильщика и при виде нас один из них на чистейшем русском языке вдруг замечает: «Я ж тебе говорил, что в Израиле обострилась обстановка, видишь, Томина прислали!»
На новом мосту
- Свою роль и большую в моем отъезде сыграл Женя Арье с идеей организовать русскоязычный театр в Израиле, - продолжает Леонид Каневский. - А я Женю знаю, как замечательного режиссера, он окончил товстоноговский курс, работал много в Ленинграде, потом в театре Маяковского, преподавал еще и в ГИТИСе…
Вот он предложил своим студентам, мне, Грише Лямпе (покойному, к сожалению) создать свой театр в Тель-Авиве. Мне показалось это жутко интересным, хотя такой кульбит, решительный поворот в жизни и предстояло делать в 50 лет.
театр "Гешер" (wikimedia.org)
Я опять оказался в состоянии 1963 года, когда пришел Эфрос в Ленком и мы буквально за год сделали замечательный театр. Это было счастливое время, и вот попасть в схожую ситуацию, но на другом витке спирали (с уже богатым жизненным и актерским опытом), было весьма заманчиво.
В нашем театре «Гешер» («Мост» - с иврита) 650 мест никогда не пустуют. Нам город дал новое здание - мы же государственный театр. А потом мы же объехали весь мир. Были в Австралии, Швейцарии, дважды во Франции, четырежды в Германии, трижды в Лондоне и по всей Англии проехали… Причем всюду по приглашениям, а не то что мы сами напрашивались. По отзывам англоязычной зарубежной прессы, входим в пятерку мировых театров. (Уже через год после своего возникновения спектакли в театре «Гешер» стали играть и на иврите - К.М.)
- Жалели ли вы когда-нибудь, что в памяти миллионов (без преувеличения) бывших советских телезрителей вы навсегда останетесь майором Томиным, хотя и сыграли десятки других ролей?
- Никогда! К Томину я отношусь с пиететом. Он не был, как мне кажется, ни жлобом, ни этаким советским коммунякой…
в спектакле Евгения Арье "Поздняя любовь" с Кларой Новиковой и Эммануилом Виторганом (ruskino.ru)
Факты биографии
Леонид Каневский родился 2 мая 1939 года в Киеве. После окончания школы с первой же попытки поступил в Театральное училище имени Б.В.Щукина. После «Щуки» получил место в труппе Московского театра имени Ленинского комсомола, в который в 1963 году главным режиссером был назначен Анатолий Эфрос. Его Каневский называет своим учителем. В 1967 году актер перешел в театр на Малой Бронной.
В 1965 году дебютировал в кино с небольшой ролью в приключенческом фильме для детей «Город мастеров».
В 1968 году появился в запомнившемся всем эпизоде (один из двух ругавшихся «итальянцев», накладывавших гипс герою Никулина) из комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука»:
(kino-archive.ru)
Всего актер на данный момент снялся в 73 картинах в кино и на телевидении. В числе наиболее известных - «Д`Артаньян и три мушкетера» (1978), «Здравствуйте, я приехал!» (1979), «Мэри Поппинс, до свидания» (1983). А самая звездная роль Леонида Каневского, конечно, роль майора Томина!
в фильме «Д`Артаньян и три мушкетера» с Владимиром Балоном (detlep.ru)
предыдущее "звездное" интервью -
Майкл Йорк: «Настоящие эмоции компьютер заменить не способен…»