В Кремль - по сберкнижке и графин Ленина...

Feb 28, 2013 00:31

Расскажу сегодня две байки, которые обязательно всплывали на посиделках собкоров «Комсомольской правды» не то чтобы в назидание остальным, а так - чтобы знали и помнили, ну и хохмы для… Так как никакие назидания на съезжавшихся со всех концов страны в Москву раз в год на отчетное совещание собственных корреспондентов «Комсомолки» и не подействовали бы.

Общий дух, азарт, юность, напор, творческие планы так действовали на приезжавших накануне Нового года в Москву журналистов, что на совещаниях за собкоровское братство пили даже непьющие. А ночами, собираясь в одном из номеров гостиницы, где нас селили («чаще это была «Юность», а в 90-е и 2000-е - пансионаты и дома отдыха под Москвой), мы перепевали все известные нам песни - вплоть до пионерских…

Итак, одна из самых известных баек - времен собкоров конца 70-х и начала 80-х. Некоторых из них можно увидеть на нижнем снимке, который сделан на международном форуме "Диалог цивилизаций" на острове Родос в октябре прошлого года, где собрались представители двух поколений собкоров «КП». За правдивость истории ее непосредственные участники поручились…



слева-направо: на переднем плане - президент клуба собкоров "КП" Анатолий Строев (он отвечал за Болгарию), за ним - ваш автор, рядом - тот самый Ника Квижинадзе (собкор по Грузии), о котором в том числе пойдет речь, Степан Романюк (собкор по Западной Украине), Владимир Ковалевский (ответственный за Туркмению), Валерий Ниязматов (Узбекистан), Юрий Киринициянов (Казахстан) и Галина Сапожникова (бывший собкор по Эстонии, а ныне - обозреватель "КП")

В традициях собкоровских совещаниях были не только, собственно, сами ежедневные совещания и отчеты о проделанной работе, но и культурно-идеологическая программа, включавшая в себя посещение Кремля и его некоторых руководителей, в том числе кабинетов этих руководителей. И назначались эти выезды иногда с утра, что всегда давалось собкорам тяжело. Представьте, вы еще практически и не ложились, а вам уже - пожалте, в автобус, едем в Кремль, музей-квартиру Ленина осматривать.

Так было и в тот раз, на одном из совещаний в начале 80-х. Загрузившиеся в автобус собкоры пребывали почти в бодром расположении духа. Чтобы народ взбодрился еще, собкор по Грузии Ника Квижинадзе (сейчас драматург и режиссер) стал обходить братьев и сестр с бурдюком грузинского вина (Онищенко на него не было!). Начались, естественно, тосты, песни-пляски народов мира - так незаметно и доехали до Васильевского спуска…

Нику и еще пару человек решили оставить отдыхать в автобусе, а остальные взбодренные журналисты во главе, естественно, с главредом отправились на культурное мероприятие в Кремль, попав в руки благонадежной сухонькой экскурсоводши, которая, видимо, могла знать и самого хозяина кремлевских покоев. И вот пока она в кабинете Владимира Ильича, указуя на книжные стеллажи, рассказывала о том, что у вождя мирового пролетариата здесь было собрано 40 тысяч книг, пара собкоров не выдержала нервного напряжения и важности момента. Они, томимые жаждой, перешагнули через красный заградительный канатик, отделявший основную часть кабинета от уголка, в котором стоял столик с графином. Один из них деловито разлил воду по стаканам. Тут на звук булькающей воды обернулась гидша и, увидев такое святотатство, чуть не хлопнулась в обморок. Дрожащим голосом она шепотом закричала пьющим воду собкорам: «Да как вы посмели?! Из этого графина пил сам Ленин!»

- Да? - удивился один из пришедших в себя собкоров и, обтерев мокрые губы, простодушно добавил, - А вода свежая…



кабинет Ленина, в конце текста - историческая справка... (zaccaria.info)

Вторая история разворачивалась на моих глазах. В конце 1990-го года мы (на этот раз вечером) ехали в Кремль на встречу с Александром Яковлевым - членом Президентского Совета и членом Политбюро ЦК КПСС. Никто с бурдюком уже по автобусу не ходил, хотя среди нас и был собкор из Грузии, но другой - Нугзари Микеладзе. И вот на подъезде к Кремлю собкор из Волгограда Дмитрий Шеваров (собкоровская совесть и, по-моему, абсолютно непьющий товарищ, ныне - известный писатель и поэт) вдруг спохватывается:

- А у меня с собой нет удостоверения «Комсомолки»!»
- А где оно? - спрашивает кто-то.
- Я его на продление отдал в отдел кадров…
- А паспорт у тебя есть? - подходит встревоженный главред Владислав Фронин (ныне - главред «Российской газеты).
- Да нет, я его на прописку отдал, - растерянно говорит Дима. Он тогда в Москву перебирался, на этаж, в центральный аппарат…
- Ну, а что у тебя есть? Хоть какое-нибудь удостоверение личности!
- Вот! - достает Дима из кармана куртки сберкнижку…

Автобус уже остановился. Мы направились к Спасским воротам, справа от которых имелся небольшой вход с рамкой-металлоискателем. Наших пропускают по списку и удостоверениям. Я специально притормаживаю, чтобы посмотреть, как обойдется дело с Димой. И вот доходит его очередь. Представьте щуплого паренька в очках, в какой-то непонятной куртке цвета хаки и армейских ботинках, который вдруг начинает раскрывать сберкнижку, а другой рукой показывать малюсенькую фотографию, как на ксиву… Милиционер с таким способом пройти в Кремль явно встречался впервые в своей жизни. Не то чтобы он был ошарашен, но как-то задумчив. Хорошо, что Владислав Фронин поручился за своего журналиста. И под его личную ответственность Дима протопал со сберкнижкой в Кремль…

Для справки:
Рабочий кабинет Ленина (50 кв. м, 2 окна) располагался на третьем этаже здания Сената. Там же находились зал заседаний Совнаркома, верхний кремлевский коммутатор, библиотека, жилые помещения Ленина и его жены Надежды Крупской, а также сестры Владимира Ильича Марии Ульяновой. Общая площадь ленинского жилья насчитывала 560 кв. м. Он занимал эти метры с весны 1918-го до самой смерти в январе 1924 года. Музей-квартира в Кремле находилась до лета 1993 года, потом ее перевезли в Горки.

А еще одну смешную историю я как-то записал со слов известного советского журналиста, писателя и коллеги по "КП" Ярослава Голованова, и тоже на собкоровском совещании. Она называется Всех прощаю!

байки, рассказы, шуточное

Previous post Next post
Up