В последнее время, по разным поводам, несколько раз уже заходил разговор о современной историографии турецкого военно-морского флота "эпохи парусов" (см. напр.
здесь и
тут). Думается, что это только начало, уже хотя бы ввиду большой важности темы для отечественной военно-морской истории. А также и потому, что в самой Турции активные исследования в этой области развернулись относительно недавно, по историографическим меркам. При этом, как уже отмечалось, турецкие коллеги предпринимают серьезные усилия к тому, чтобы вводить результаты своих штудий в международный научный оборот. В частности, наткнулся на интересную статью, вышедшую десять лет назад в сборнике "Новые направления в Средиземноморской морской истории" (28-й номер серии "Исследования по морской истории", выпускаемой Международной ассоциацией морской экономической истории в Канаде): Ozveren E., Yildirim O. An Outline of Ottoman Maritime History // New Directions in Mediterranean Maritime History (Research in Maritime History № 28). St. John's, 2004. P. 147-170.
Взять в pdf можно тут. Работа конечно носит обзорно-обобщающий характер, но проблемного плана и, натурально, является очень хорошим очерком. Авторы поставили задачу показать, являлась ли Оттоманская империя в рассматриваемый исторический период империей морской и была ли она тогда в морском смысле мировой сверхдержавой (world power). Как развернутая постановка вопроса, так и выводы сами по себе весьма оригинальны и интересны, в том числе для соотнесения с отечественной историей. В процессе же рассмотрения "длинного шестнадцатого" и "длинного девятнадцатого веков", на которые условно подразделена в статье турецкая морская история, сжато даются основные понятия по её содержанию, что видно из перечня разделов:
Введение
Военно-морской флот от пятнадцатого к девятнадцатому веку
Оттоманское мореплавание и типы судов
Оттоманское кораблестроение: учреждение Имперского Арсенала [главное адмиралтейство]
Строительные материалы
Рабочая сила
Заключение
В примечаниях - вполне современная литература, больше англоязычная, что само по себе важно. Объем статьи не так уж велик, а язык несложен. И есть даже пара интересных карт-схем:)