Заключительные впечатления о материалах этого выпуска: оглавление см.
тут, начало
там, продолжение
здесь.
Гангут. Сб. ст. СПб., 2013. Вып. 78.
О подробностях не сообщалось...
Кондратенко Р.В. "Хотим учредить угольную станцию...". С. 98-110.
Сюжет из времён Жюля Верна, Луи Буссенара и Генри Хаггарда. Автор статьи уже вкратце затрагивал его в той главе своей монографии, которая посвящена поискам пунктов базирования русских крейсеров на мировых торговых путях (Кондратенко Р.В. Морская политика России 80-х годов XIX века. СПб., 2006. С. 311-312). Здесь же единственная попытка Морского ведомства перевести эти планы в практическую плоскость, воспользовавшись экспедицией авантюриста Н.И. Ашинова в Эфиопию в 1888-1889 гг., рассмотрена подробно. События происходят во многих "локациях", от старого форта на побережье Джибути до парохода с российским самодержцем на борту у берегов Крыма. Действуют различные "партии", от русских казаков до французских военных моряков. Имеются разные виды оружия, от штуцеров системы Баранова до картечниц Гатлинга. Есть разнообразные "квесты", к примеру: тайно проникнуть на тот самый пароход и суметь встретиться с управляющим Морским министерством империи; командуя русской канонерской лодкой найти удобное место для укрепленной базы в Красном море; во главе колониальной эскадры Третьей республики захватить африканскую казачью станицу Новая Москва. Существует целый ряд "героев" - атаман казаков, православный архимандрит, русские морские офицеры, французский адмирал... Это все, конечно, шутки, хотя статья действительно вполне может стать документальной основой романа о приключениях очередного фандорина или сценария RPG. Единственное, обо что немного споткнулся: хотя ссылки на необходимую литературу имеются, да и "гугл в помощь", но бэкграунд истории "атамана" Н.И. Ашинова по умолчанию не очень понятен - напрашивается примечание с общими биографическими сведениями.
Морской архив
Черноморский флот в 1918-1920 годах. С. 111-118.
Эта публикация уже шестая по счету в серии документов штаба Вооруженных сил Юга России по истории Черноморского флота периода Гражданской войны. Серию составили главным образом доклады начальника Морского управления ВСЮР вице-адмирала А.М. Герасимова, с отчетами о деятельности флота за 1919 г., подававшиеся главнокомандующему А.И. Деникину в хронологическом порядке. Здесь освещается период с 15 июля по 20 августа, датирован же документ сентябрем. Большая часть доклада посвящена событиям на Каспийском море, там как раз в это время англичане передали белым свои корабли, которые и начали боевые действия под Андреевским флагом. Отдельно рассказано о попытках создать флотилию на Волге после захвата Царицына. Следующий раздел - операции на Черном море, где корабли добровольцев в том месяце активно поддерживали приморский фланг армии, способствуя взятию Николаева, Херсона, Одессы, Очакова, вследствие чего всё северо-западное черноморское побережье перешло под контроль ВСЮР. Значение опубликованных в "Гангуте" документов Морского управления станет понятно, если посмотреть на общую ситуацию с источниками по истории Гражданской войны на водном пути, скажем так, - со стороны белых. При не таком уж малом количестве изданий, львиную долю их содержания составляют перепечатки из эмигрантской периодики и литературы, тогда как в настоящее время в российских архивах находится абсолютное большинство источников по теме "флот в белой борьбе". Правда немного смутила некоторая непоследовательность в комментариях к документу. Конечно, "Гангут" не "Исторический архив" и не "Источник", поэтому отказ от развернутого комментирования вполне объясним. Так что по тексту всего три комментария публикатора: одно уточняет дату упомянутого в документе события (С. 113), в другом поясняется состав отряда английских торпедных катеров, с указанием литературы этого вопроса (С. 114), третье добавляет информацию о действиях, про которые докладывает Герасимов (С. 117). Однако почему для пояснений выбраны именно эти эпизоды, при большом числе аналогичных, которые остались без комментариев, - неясно. Далее, есть три достаточно подробных биографических примечания к упомянутым в тексте персоналиям командного состава, но тоже названный по фамилии и званию британский офицер (С. 114), как и поименованные только по должностям командир 3-го армейского корпуса и начальник 4-й пехотной дивизии Добрамии (С. 117), почему-то оказались их лишены.
Морское наследие
Царьков А.Ю. Спасательное судно "Волхов" - 100 лет со дня спуска на воду. С. 119-129.
Да, всё же немного странное дело - видеть в российских серийных шиплаверских изданиях монографии хороших отечественных специалистов про какие-то испанские крейсера и британские броненосцы, всю жизнь слонявшиеся по колониальным станциям, - причём серьезные исследования. Тогда как, например, вот такое уникальное судно, которое в будущем году разменяет сотню лет активной службы Родине, книги всё ещё и не удостоилось. Российский императорский флот сменился Рабоче-Крестьянским Красным, тот переименовался в Военно-морской СССР, затем сменил прописку на Российскую Федерацию, - но неизменно в строю находится это судно, сейчас-то выглядящее как пришелец из футуристического мира стим-панка, а уж в годы проектирования и строительства… Собственно, статья как раз вышеуказанному начальному периоду истории "Волхова" и посвящена, до передачи Путиловской верфью в состав флота в 1915 г. "Гангут" отнюдь не в первый раз обращается к истории катамарана: был общий очерк по службу в РИФ включительно (Богданов М.А. "Волхов" - "Коммуна": 85 лет в действующем флоте // Гангут. Сб. ст. СПб., 2000. Вып. 24. С. 3-19), была статья о балтийском периоде 1917-1967 гг. (Царьков А.Ю. "Волхов"- "Коммуна". Полвека на Балтике // Гангут. Сб. ст. СПб., 2011. Вып. 65. С. 45-69), была - о современном этапе в Севастополе (Царьков А.Ю. Шесть лет на мостике "Коммуны" // Кортик: Флот. История. Люди. 2009. № 8. С. 95-102). Очень хочется надеяться, что итогом станет монография в серии "Мидель-шпангоут". А еще на С. 125-128 дана цветная вклейка с чудесными фотографиями "Коммуны" 2009-2011 гг.
Кают-компания
Степанов А.И. Туманные периплы. С. 130-144.
Это окончание печатавшегося аж в девяти выпусках сборника повествования-воспоминаний о плавании крейсерской яхты "Каприз" в 1975 г. из Владивостока до Камчатки и обратно. От первого лица, советского яхтсмена-одиночки. С одной стороны, многие страницы были мне интересны, где речь идет про обстоятельства самого похода, о тамошнем море, природе, островах, яхте, ощущениях яхтсмена и так далее. С другой, густо перемежающие их рассуждения "за жизнь", лирические отступления о случаях с разными знакомыми автора, выводящие на размышления об истории страны, зачастую с претензиями на философские обобщения, - наоборот, вызывали сожаление о потраченном в сборнике месте. Нет, вслед за Эдуардом Журавлёвым назвать это "потоком сознания", который может быть опубликован только если хозяин издания отдает таким образом кому-то долг, - не назову. Однако по форме ассоциации со знаменитым спектаклем "Разговоры мужчин среднего возраста о женщинах, кино и алюминиевых вилках" периодически навевало. По-моему, уместнее бы такое эссе смотрелось всё же скорее где-то в журнале "Катера и яхты", но не в единственном оставшемся отечественном специализированном периодическом издании по истории военно-морского флота.
Порай-Кошиц П. Военно-морская онлайн-игра World of Warships. С. 145-151.
Достаточно подробный рассказ одного из руководителей коллектива разработчиков этой игры из знаменитой серии, находящейся сейчас в процессе бета-тестирования: подход к историческому реализму относительно времени, физики, характеристик техники; подход к реалистичности внешнего вида кораблей; подход к организации стратегии и тактики, ландшафтам; целевая аудитория и задачи создания игры. Дано несколько скриншотов боевых кораблей из игры. Что сказать, если в результате удастся создать "вселенную" вроде образовавшейся вокруг World of Tanks, то будет хорошо. А никаких других соображений про это нет, ввиду того, что лет 6-7 назад в компьютерные игры перестал играть от слова совсем.
Как любят писать авторы обзоров всяких новых гаджетов - что же в сухом остатке? Полностью посвященный отечественной военно-морской истории журнал в полторы сотни страниц, с девятью оригинальными материалами на любой вкус и высочайшим качеством полиграфии. Словом, этот выпуск понравился.