Повседневная жизнь и служба л.с. на кораблях российского флота в начале XX в.: историография
Oct 18, 2012 10:42
А ее, как ни странно, можно сказать, что и нет. В советское время личный состав (матросы, унтер-офицеры, кондукторы) изучался как правило с точки зрения социологии, а в постсоветское - вообще практически не изучался, все дружно переключились на господ офицеров. По большому счету, в смысле монографических исследований, до сих пор можно назвать только два счастливых исключения: кандидатские диссертации Александра Лысева и Дениса Бажанова. [Нажмите, чтобы прочитать] Лысев А.В. Русский Порт-Артур в 1904 году: история военной повседневности. Дисс. ... канд. ист. наук. СПб., 2002; Бажанов Д.А. 1-я бригада линейных кораблей Балтийского флота в 1914-1917 гг.: история и повседневность. Дисс. ... канд. ист. наук. СПб., 2004.
При этом работа А.В. Лысева все же охватывает значительно более широкий круг вопросов, нежели указанный в теме поста, и несколько под другим углом. [См. тут оглавление диссертации.] Глава I. Предвоенный Порт-Артур. 1. Русский Порт-Артур к началу 1904 года. 2. Быт чинов Морского ведомства. 3. Быт чинов Военного ведомства. Глава II. Военный Порт-Артур. 1. Русский Порт-Артур в 1904 году. Город и война. 2. Военный быт защитников Порт-Артура в 1904 году. 3. Бытовой язык Порт-Артура.
Тогда как труд Д.А. Бажанова - как раз. [Оглавление диссертации тут.] Глава I. Балтийские дредноуты в 1914 - феврале 1917 гг. §1. Служебные будни экипажей кораблей бригады. §2. Досуг личного состава 1-й бригады линейных кораблей Балтийского флота. §3. Нарушения правил службы личным составом кораблей. Глава II. Линкоры типа "Севастополь" весной 1917 г. §1. Снижение объема судовых работ как фактор изменений условий службы и быта весной 1917 г. §2. Деятельность судовых комитетов как фактор, влиявший на изменения в повседневной жизни. §3. Падение дисциплины, проблемы организации досуга и некомплекта экипажей бригады. Глава III. 1-я бригада линейных кораблей Балтийского флота летом-осенью 1917 г. §1. Изменения в служебном распорядке. §2. Судовые комитеты: от хозяйственной деятельности к полному управлению. §3. Досуг экипажей, участие в политической жизни - причины снижения боеготовности.
Более того, работа вышла и монографией, объемом 224 страницы: Бажанов Д.А. Щит Петрограда. Служебные будни балтийских дредноутов в 1914-1917 гг. СПб., 2007. Но... тиражом порядка 100 экземпляров, в издательстве РГПУ им. А.И. Герцена, так что книги нет даже в РНБ. Не более доступна и рецензия на нее, весьма положительная (Клио. 2008. № 2. С. 138-140).
На выручку пришла "шиплаверская" литература. Интересующиеся историей отечественного флота наверняка помнят выходившую в 1980-х в издательстве "Судостроение" прекрасную по тем временам серию "Знаменитые корабли". А в ней - Цветков И.Ф. Линкор "Октябрьская Революция". Л., 1983. Это была первая настоящая история легендарных балтийских "Севастополей". Спустя много лет автор выпустил про эти корабли новую книгу, в двух частях: Цветков И.Ф. Линейные корабли типа "Севастополь" (1907-1914 гг.). СПб., 2005. Ч. I. Проектирование и строительство; Цветков И.Ф., Бажанов Д.А. Дредноуты Балтики: линейные корабли типа "Севастополь" в Первой мировой войне и революции (1914-1919). Самара, 2009. Вот во вторую часть и вошли несколько глав, написанных Д.А. Бажановым, с которыми и можно ознакомиться в pdf.