По просьбе Насти Гусаровой написал для НЭП-08 небольшой текст об итогах года См.:
http://www.nep08.ru/comment/2010/12/27/kiselev/ Выкладываю в редакции НЭПа.
Основной тренд и необходимость стратегии
2010 год был удивительным. И для области, и для страны, и для мира. Не замахиваясь на страну и мир в деталях, посмотрим лишь на основное в стране, что затрагивало региональные интересы. И если говорить только о самом главном и самом основном тренде, который заденет каждого жителя области, то он не очень хорош. Речь идет о том, что Россия в 2010 году стала еще на шаг ближе к распаду. Гипотезу о том, что централизация есть фактор распада, получила свое очередное подтверждение.
Это не зависело от области и тем более от областного руководства, но, размышляя о стратегии развития региона, нельзя игнорировать этот сделанный Россией шаг. Нельзя его не видеть. А потому все разговоры о развитии области должны базироваться на учете вариантов развития страны. Распад - одна ситуация. И тогда нужно видеть риски (например, миграционный поток из Татарстана, Башкортостана в иные регионы, в том числе в Свердловскую область, наличие приграничных проблем и т.п.). Сохранение России на основе федерализации - другая ситуация и иные риски, среди которых сращивание бизнеса и региональной власти и взрывной рост коррупции. Закручивание гаек, силовой вариант предотвращения распада и выбор национализма в качестве государственной идеологии - третья ситуация и иные варианты угроз и действий.
Пока стратегии развития области в области нет. Предложенная Александром Мишариным в конце года Программа развития до 2015 года состоит из благих пожеланий и призывов, мешанины в компетенциях и самосбывающихся прогнозов. В этой программе не видно ни гражданского общества, ни промышленности, ни даже отдельных территорий (кроме Екатеринбурга).
Основные события
Событий года было много. Назовем пять наиболее важных. И началось все в марте с выборов в Областную Думу. Итак:
1) выборы в Областную Думу, на которых «Единая Россия» набрала минимальный процент голосов в истории региона. Сегодня результат был бы еще хуже для партии власти. Многие муниципалитеты, где все не очень здорово, демонстрируют нисходящий тренд. По численности эти территории - принципиально значимый сегмент электората: Н.Тагил, Первоуральск, Кушва, Верхотурье и другие города. В Екатеринбурге ситуация для власти стабильна, ибо новые/кокаиновые дороги свою роль все же сыграли;
2) митинг в апреле в защиту площади Труда, которая могла быть навсегда испорчена культовым сооружением ортодоксальной архитектуры. Именно этот митинг можно считать началом массовой гражданской активности. И именно он из всей серии митингов в 2010 году наиболее значим;
3) борьба за сохранение прямых выборов мэра Екатеринбурга, кульминацией которой стали публичные слушания. Их итог - элиминация страха говорить правду и дискредитация административных технологий. Фактически произошло столкновение двух миров. Активному, пассионарному, молодому, открытому, честному, устремленному в будущее миру противостоял мир чиновников, лжи, параноидального страха и прошлого;
4) борьба за восстановление справедливости в отношении Егора Бычкова и его товарищей;
5) серия событий самой разной направленности в сфере культуры. Индустриальная биеннале современного искусства, выставка графики «Мой ХХ век», фестиваль «Стенография», новые постановки Николая Коляды и т.д. К этой серии я бы отнес и «Иннопром», который часто воспринимался именно как культурно-развлекательное мероприятие, а не бизнес-проект.
Власть
Тезисно об имидже:
1) Александру Мишарину по авторитетности даже приблизиться к Эдуарду Росселю не удалось. Более того, на его фоне росли рейтинги других политиков. Например, показатели популярности Аркадия Чернецкого крепли день ото дня. Пока он не стал восприниматься многими, как герой-защитник интересов города и горожан. Примерно та же ситуация с рейтингами новых и старых министров. Колтонюк на фоне Серовой - школьник, Гредин на фоне Максимова - подмастерье и т.д.
2) Действия Мишарина принципиально дисгармонировали с его образом, а потому не воспринимались. Ну, не похож Мишарин на «регионального хозяина», нет в нем ничего и от заботливого и доброго «отца регионального семейства». Потому, например, его «общение с общественностью» вызывало недоверие. Особенно, если после этого общения мишаринская команда продолжала продолжать и гнуть свою линию. Так случилось, например, с попыткой уничтожения площади Труда/Свободы и насаждением клерикализма.
Упущения, сделанные в начале года (Большой Екатеринбург, уничтожение конструктивистского ансамбля в центре города и др.) можно было компенсировать только значимыми символическими действиями, в том числе ассиметричного характера, а не технологическими встречами-награждениями. В результате имеем негатив к власти в среде практически всех референтных групп.
3) Доминирующими в образе Мишарина стали три негативные черты. Первую символически можно описать словом «фотограф», т.е. авторитарный человек, который снимает без разбору. Отсюда страх, стремление к отчетности, а не к риску, подавление инициативы и пр. Вторая связана с ярой поддержкой клерикализма, что логично вело к его оценке, как человека, который не способен договариваться, человека из прошлого, ортодокса. И никакой «Иннопром» в этой ситуации не помогает. Третья связана с неукорененностью Мишарина. Несмотря на свердловские корни, он все еще воспринимается как чужак. Как московский засланец, мотивы которого связаны с разграблением региона, передачей активов московскому бизнесу и т.д.
В итоге все это привело к тому, что Мишарин общественным мнением воспринимается как временщик. Именно это слово встречается при его характеристике наиболее часто.
4) В позитивном активе у образа Мишарина ничего нет. Нет позитивного стержня. Именно потому любое его действие воспринимается в штыки. За этим действием видится негативный смысл, скрытый замысел, чужеродность. И все же шансы на позитивное позиционирование и «всенародную» любовь не утрачены.
Тезисно о взаимоотношениях с обществом:
5) Во взаимодействии с общественностью власть предпочла ничего не выдумывать и положилась на прежние схемы. Общественные палаты и иные симуляционные структуры, давление на людей и СМИ и т.д. Правда, в последние месяцы некоторое смягчение позиции стоит, справедливости ради отметим, произошло.
Тезисно о реальности:
6) Несмотря на смену почти всей управленческой команды еще в начале года, проблемы с управляемость не решались, но часто нарастали. Одна из распространенных фраз о самых разных министрах (здравоохранение, образование, культуры, финансов и др.), которую приходилось слышать от самых разных чиновников: «Министр сам по себе, министерство само по себе, реальность вообще отдельно».
7) Экономика области если и развивалась, то никакой роли в этом новые «управленцы» не сыграли. Проще говоря, цены на Лондонской бирже для экономики области сделали больше, чем Александр Мишарин и его команда вместе взятые. Потому, когда речь идет о процентах, квадратных метрах и надоях, то нужно четко понимать, что экономика и бизнес сделали сами, а что является заслугой власти. Или наоборот ее виной. Представляется, что в 2010 году вины власти в экономике было больше, чем заслуг. Во всяком случае, заслуг точно не видно. Исключение - лоббизм в продвижении «Титановой долины». И то, нужно понять, где заслуга Тетюхина и интересы Чемезова, а в чем роль Мишарина.
Тезисно о партиях:
8) Партии в 2010 году вновь показали свою несостоятельность. Пока общество бурлило, все отсиживались. Только КПРФ и «Яблоко» в лице некоторых своих представителей предпринимали какие-то шаги и добивались решений.
Нужно честно признать, что региональные отделения большинства партий есть фикция. Есть пылесосы для сбора и траты денег во время выборов, есть спящие идеологии, есть интересы отдельных людей, но региональных отделений нет, ибо нет их работы. Исключения названы выше.
Тезисно о правоохранителях
9) правоохранительная система в области показала себя не с самой лучшей стороны. История с завершением дела чиновников мэрии, которых отпустили, - тому доказательство. Дело Е.Бычкова - тому доказательство еще более сильное. И таких примеров сотни. Ситуацию усугубляет то, что благодаря указу Президента РФ, принятому после событий на Манежной, силовики передаются под неформальное влияние региональной власти, а это значит, что плацдарм для коррупции укрепился и расширился.
Тезисно о полпредстве
10) реальной деятельности полпредства не видно. Скорее всего, ее не было и не может быть. При этом полпредство сделало достаточно для дискредитации всей системы власти. Это касается и скандала с отобранными правами у известного блоггера. Фраза, отдающая приоритет полпреду перед скорой помощью, запомнится надолго. Такого не прощают.
Но самый главный дискредитационный аргумент - Букингемский дворец им.Латышева-Винниченко. Любой, кто его видит, начинает «любить» власть в особо извращенных формах.
Гражданское общество
Гражданское общество в области было, есть и будет. В 2010 году это факт подтвержден эмпирически. Мирные митинги не за свой карман, т.е. не анархо-синдикалистские, а за сохранение памятников архитектуры, за справедливость, за право выбирать. Помимо этого была борьба против точечной застройки, за наказание убийц Тани Бороздиной, мероприятия «Голоса», разоблачение власти в деле ликвидации пожаров на Севере и не только, борьба за сохранение городских идентичностей Березовского, Арамили и др. городов-спутников и против создания монстроидального Большого Екатеринбурга, борьба с тонировкой властных машин и т.д. Всего и не перечислишь. Были культурные инициативные проекты. Возникло множество дискуссионных площадок, на фоне которых официальные партийные клубы им. Крыльев «Единой России» смотрелись уныло и глупо. Произошло резкое расширение экспертного сообщества.
Не всегда гражданское общество выигрывало в столкновении с властью, но победы были:
удалось отстоять, хотя и не в идеальном формате, прямые выборы;
удалось добиться освобождения Егора Бычкова;
спасена площадь Труда, которая сама стала символом гражданского общества, а потому Площадью Свободы;
удалось добиться снятия тонировки с большинства чиновничьих авто;
у областного депутата-оппозиционера впервые получилось пробить свой законопроект о помощи детям-инвалидам;
остановлен вредный проект уничтожения городов-спутников. В том числе благодаря массовому митингу в Березовском. Там же создана организация, объединившая ВСЕ местные отделения партий и все значимые общественные организации; и т.д.
Любая ошибка власти тут же вызывала массовую online реакцию, которая часто перерастала в offline.
Образно говоря, в 2010 году региональная власть была в гостях у народа. Причем была таким гостем, которого не звали. И который вел себя, как слон в посудной лавке, не соблюдая никаких норм этикета. Гость сломал устав, сломал Законодательное Собрание, нагадил в центральной комнате (региональной столице) и по углам и т.д. Вежливый хозяин пока только журил, делал замечания. Но будущее покажет. Выживет гость хозяина из дома или усвоит простые нормы нравственности и справедливости. Или хозяин сделает что-то, что гость пробкой вылетит из региона.
Люди
Люди 2010 года - это впервые не люди из власти, а лица гражданского общества. Прошу прощения у всех тех, кого не смогу назвать.
Леонид Волков (депутат городской Думы). Именно он, безусловно, является человеком года. Андрей Альшевских (депутат Областной Думы, КПРФ), Владимир Бегунов («Чайф»), Вадим Булатов (блоггер), Егор Бычков (Фонд «Город без наркотиков, Н.Тагил), Дмитрий Головин («Комитет 101»), Николай Коляда («Коляда-театр»), Евгений Легедин (организотор премии «Золотой Евсюк», гражданский активист), Дмитрий Москвин («Клуб 17,23»), Алиса Прудникова (Центр современного искусства, индустриальное биеннале), Максим Путинцев («Это Москвы в Екатеринбурге»), Евгений Ройзман (Фонд «Город без наркотиков, музей «Невьянская икона»), Владимир Шахрин («Чайф») … Готов продолжать и продолжать. Все со своими взглядами, со своей позицией, часто со сложными отношениями друг с другом, но именно они стали главными персонажами 2010 года. Такого не было никогда. Наличие среди них депутатов сути не меняет, ибо эти депутаты к власти отношения не имели, но вели себя именно как гражданские лидеры. На их фоне «прочие колтонюки» выглядели не просто бледно, но либо негативно, либо никак.
Итак, самый главный политический итог 2010 года - гражданская активность на фоне временщичества.
2011 год
Чего ждать от года грядущего. Сегодня очевидно, что областная власть действует не в режиме стратегического планирования, но в режиме вызов - ответ. Причем, приоритетность вызовов власть определяет самостоятельно. Судя по всему, в качестве приоритетных вызовов 2011 года власть определит выборы в Государственную Думу и более мелкие муниципальные выборы. В экономике приоритетом будет выбивание и распил федеральных денег. А деньги в область (и не только в нашу) пойдут именно потому, что год электоральный. Кроме того, понятно, что территориальным приоритетом будет Екатеринбург. Именно Екатеринбург - единственный муниципалитет, который представлен в Программе развития области до 2015 года специальным разделом. Большинство муниципий просто не упоминается. Чуть больше места уделяется особой зоне в Верхней Салде.
В итоге несколько гипотез:
1) мишаринская власть постарается выдавить команду Аркадия Чернецкого из мэрии;
2) на все федеральные деньги будут стараться посадить людей своего клана. Например, фирмы Колтонюка-старшего и аналогичных ему личностей. Эти же фирмы будут заводить в Екатеринбург и Верхнюю Салду;
3) скорее всего, будет предпринята попытка добиться максимального результата в декабре 2011 года через электоральные фальсификации;
4) гражданское общество постараются не раздражать, но симулировать налаживание отношений. Активизируют соответствующие структуры (палаты и т.п.);
5) деградация малых городов и иных территорий продолжится. Екатеринбург, как площадка для региональной отчетности перед центром, для Мишарина важнее всей остальной территории области;
6) будут менять мэров в муниципиях, где рейтинги «Единой России» низки. Продолжится деятельность по уничтожению местного самоуправления и насаждению сити-менеджеров;
7) продолжится дальнейшее коррумпирование со стороны областной власти судебной и силовой правоохранительной систем. В суды, милицию и иные структуры все чаще начнут приходить «свои» люди;
8) будут проведены некоторые имиджевые мероприятия (выставки, моления и т.п.);
9) опорой областной власти окончательно станут некоторые ФПГ («Синара», УГМК и др.), но не общество;
10) Будет предпринята очередная попытка реанимировать медийный областной холдинг;
11) Не исключены столкновения на национальной почве. Особенно в небольших муниципиях;
12) Усилится давление на бизнес со стороны фискальных и иных контролирующих органов, стимулированное изменениями в системе налогообложения.
И главное. Пассивная часть общества ничего не заметит. А если заметит, то промолчит. А если не промолчит, то на кухнях. А кухни в последнее время мало интересны власти. Особенно власти временщиков.