Вселенский Компьютер любви Константина Кедрова

Feb 07, 2013 12:35

ВСЕЛЕНСКИЙ КОМПЬЮТЕР ЛЮБВИ. МИСТЕРИЯ КОНСТАНТИНА КЕДРОВА ГЛАЗАМИ "ИНСАЙДАУТА" March 19th, 2011



/"НГ-Эклибрис", 17.03.2011/

ТАТЬЯНА ЗОММЕР

ВСЕЛЕНСКИЙ КОМПЬЮТЕР ЛЮБВИ
Мистерия Константина Кедрова глазами «инсайдаута»

Константин Александрович Кедров - поэт-авангардист, доктор философских наук, эссеист, драматург. Автор более 20 книг, член Союза писателей, член исполкома Российского ПЕН-клуба. Автор философской теории единого метакода и термина метаметафора. Работал старшим преподавателем на кафедре русской литературы Литературного института. Став вынужденно безработным с 1986 по 1991 г., добился крупных успехов в литературе и философии. Дважды был номинирован на Нобелевскую премию по литературе (2003, 2005, поэма «Компьютер любви»). Основал литературную группу ДООС (1984) и журнал «ПОэтов» (1995).

Награды: «GRAMMY.ru» (2003 и 2005), международная Отметина Давида Бурлюка (1999), премия А.Ф. Лосева за смелость в искусстве (2006), премия Н.А. Грибоедова «За верное служение отечественной словесности» (2009), медаль от интернет-сообщества Литературного клуба и Правления Союза поэтов Интернета. В настоящее время - декан Академии поэтов и философов при Университете Натальи Нестеровой.

С Константином Кедровым - поэтом-философом, изобретателем «метакода» и «метаметафоры», главным редактором «Журнала ПОэтов» беседует Татьяна Зоммер.

- «Журнал ПОэтов» 15 лет выходил в андеграундном варианте. Номера собирались в домашних условиях вашей женой - поэтом и бессменным ответственным секретарем Еленой Кацюбой, а печатались ограниченным тиражом на ксероксе. С этого года журнал перешел на «официоз», печатается в типографии и продается в киосках. Что это - веление времени, дань моде? И не превратится ли поэтический журнал в очередной глянец?

- Нет, это не мода. Просто, действительно, существует течение времени. Сначала это была «Газета Поэзия». Потом ее - с легкой руки Андрюши Вознесенского - стали сокращенно называть «ПО», она приобрела черты журнала. А теперь то, что существовало де факто, получило признание и стало де юре. Ну, невозможно же нас не признавать и дальше: 15 лет виднейшие поэты страны и мира издают свой журнал - при полном, почти гробовом молчании. Андрей Вознесенский, Генрих Сапгир, Игорь Холин - как можно обходить такие имена столько лет? Насчет глянца могу гарантировать только одно: никто писать что-то «глянцевое» специально для «ПО» не будет. А в каком виде журнал будет выходить в дальнейшем - хоть в глянце, хоть в 3d - мне все равно. Мне важно другое - чтобы достойные поэты наконец получили доступ к современным издательским технологиям, а читатели имели возможность познакомиться с настоящей современной поэзией.

- Вы долгое время преподавали литературу в Литинституте, а потом вы ушли или вас «ушли» оттуда?

- С моим «уходом» из Литинститута надо бы уточнить. Формально я не был уволен или отстранен, а написал заявление с обычной формулировкой «Прошу освободить меня от должности старшего преподавателя русской литературы в связи с уходом на творческую работу». Разумеется, этому заявлению предшествовало оказанное на меня чудовищное давление, в котором присутствовали даже угрозы. В деле под кодовым названием «Лесник» значилось, что я занимался «антисоветской пропагандой и агитацией». Какой-то студент из Липецка ко всему прочему еще и указал в заявлении о выходе из партии, что уверовал в Бога якобы под влиянием моих лекций. А причем тут мои лекции, когда был уже 1986 год - и вся страна выходила из партии. Некоторое время спустя, была обнаружена и запись из отчета КГБ о проделанной работе: «Удалось отдалить вступление Лесника в Союз писателей».

- Любой учитель может создать авторский курс или семинар…

- Положим, не любой. Случаи авторской педагогики мы знаем. Как личный опыт, конечно, надо развивать и толстовские начинания. Но уж если говорить всерьез об авторской педагогике - она у нас есть и надо просто остальным взять на вооружение. Это разработанные в Литинституте творческие семинары. Причем, семинар может быть интересным даже у не очень интересных поэтов. С моей точки зрения Лев Ошанин был нулевой поэт, а вот семинар у него был прекрасный. А еще был семинар - я считаю, великого поэта - Сельвинского. Был семинар Паустовского. Сейчас Игорь Волгин - тоже одаренный человек. Фактически, и моя «метаметафора» тоже была - подпольным - семинаром при Литинституте. Давайте посмотрим на «выпуск» этого семинара. Прекрасный поэт Илья Кутик - сейчас профессор, преподает в Сан-Франциско. Леша Парщиков - тоже не слабо. Саша Еременко, Егор Радов, Валерия Нарбикова, Аня Герасимова-Умка. Иван Жданов тоже посещал «семинар» - хотя он не учился, но его приводили с собой друзья. Но их ни в коем случае нельзя назвать учениками. Это были уже сложившиеся поэты. В то время они были моими, я бы даже сказал, не единомышленниками, а - единочувственниками.

- Метаметафора как ощущение сквозного космоса присутствует в ваших стихах, написанных еще в 60-х. В «поэтическом космосе» единица измерения - один Кедров?

- Единица измерения космоса - это один Я. Но Хлебников еще открыл, что есть минус Я, есть корень из минус Я. Есть высшая математика, где Я это есть все и т.д. Если пользоваться классическими стандартами, то я самый субъективный идеалист. Все реально, что болит. И не случайно я говорю в «Компьютере любви», что «боль - это прикосновение Бога //Бог - это прикосновение боли». Все-таки мерой реальности является человек, его человеческие ощущения. Еще Протагор сказал, что «человек - есть мера всех вещей». Я с ним полностью согласен. Но здесь, как я уже говорил, надо внести поправку: человек - это не постоянная величина. Он из себя растет, он и себя отрицает, он извлекает корни из Я, он дифференцируется, интегрируется и т.д.

- Если настоящей поэзией считать то, что продиктовано свыше, то поэт просто «скачивает» из некой ноосферы готовые файлы. За вас пишет тот самый «Компьютер любви», который сами же сочинили?

- Таня, вы сами поэт, все знаете и уже все прекрасно объяснили. Я могу добавить только одно: то, что само собой рождается - как правило, бывает подлинное, настоящее и очень значительное. Но вот когда мы уже отбираем канально - с помощью разума, то часто бывает ничуть не хуже. Да, я и есть тот самый «Компьютер любви», который подключился к высшим слоям - чаще их называют ноосферой - и пишет. Я почувствовал, как мой «компьютер» подключился и заработал. Но… компьютер бы не заработал, если бы я сам к нему не подключился. Программа считывается только вместе со мной. Такая программа существует у каждого, но - потенциально. Это старый спор Аристотеля с Платоном. Платон говорит, что идеи все в чистом виде «там» уже есть. Аристотель же отвечает, что ничего подобного: «там» - все существует только потенциально. Так вот, все реализуется только, когда мы сами подключаемся - без конкретного человека это не работает. Поэтому «Компьютер любви» никогда не будет создан для кого-то. Человек сам его создает и сам подключается...




- То есть, от вашего «компьютера» отходят схематические лучи, которые тоже должны заканчиваться звездами. Тогда рядом оказываются и Хлебников и Пифагор - сегодня идея числовой вселенной как никогда актуальна.

- Это как раз идея поэтического звездного космоса, которая пронизывает все пространство. Хлебников числа одушевил. А в моем «Компьютере», думаю, произошла встреча поэзии ХХ века, теории относительности и квантовой теории. Всему были найдены свои поэтические аналогии. Разрыв науки и искусства, который произошел лет 300 назад, с моей точки зрения, теперь ликвидирован. Наблюдая за математиками и физиками, я пришел к выводу, что они чувствуют в момент открытия то же самое, что и поэт в момент прозрения. Но теперь происходит обратный процесс. Копернику удалось доказать, что Земля вращается вокруг Солнца, а я доказываю в своем инсайдауте, что в момент выворачивания человека во вселенной Солнце начинает вращаться вокруг вас.

- Значит, вы - анти-Коперник. Современная философия уже не несет своих познавательных функций, устанавливая связь между бытием и духовностью, бытием и…

- Я бы сказал, между бытием и небытием (смеется). В мире сейчас примерно то, что происходило в нашей философии при советской власти. Систематизация - вещь, конечно, нужная. Благодаря этому у нас еще с тех времен - великолепные исследователи философии Гегеля, Канта, Шелленга и Фихте. Сейчас это же - в европейской философии. Они пишут добротные позитивистские работы по истории философии. Если же говорить о господствующем направлении, то я бы сказал, что все-таки победил Виттгеншейн, победила лингвистическая философия, которая утверждает, что не только мы говорим языком, но и язык говорит нами. А тут уже и мы на подходе - со своим «выворачиванием». Раз уж язык говорит нами, то мы выпускаем язык на свободу.

- Тогда вполне логично, что ваша теория всеобщего метакода и инсайдаута идет следом за разработками Виттгенштейна…

- Виттгенштейна я узнал сравнительно поздно. Все-таки основной опыт - он всегда идет изнутри. Конечно, мое поколение - сплошь изобретатели велосипедов, ведь, зачастую, мы не имели доступа ни к тому же Виттгенштейну (не был переведен), ни даже к трудам Флоренского (не был напечатан). Так что все это, конечно, изнутри добывалось. Кроме того, у Виттгенштейна отсутствует самое, на мой взгляд, важное - творческое воссоздание языка. Он утверждает, что язык говорит нами. Но ведь, чтобы он нами говорил, надо, чтобы мы его создали. Однако именно этот творческий момент хорошо развит у Хайдеггера. Вот если скрестить Виттгенштейна с Хайдеггером, то и получится бы наш Велимир Хлебников.

- В течение полувека ваша поэзия остается авангардной. У меня такое впечатление, что современный авангард как вышел из кубофутуризма начала ХХ столетия, так больше никуда и не входил…

- Дело в том, что программа Маринетти - она ведь осуществлена далеко не полностью. Маринетти - гений, это бесспорно. Но не столько как поэт (его поэма «Красный сахар» не такая уж прорывная), сколько именно как теоретик. Он начертал схему - и в ней столько еще неиспользованных возможностей в поэзии! Я считаю так: ты в поэзии в тупике, пока не упираешься в стенку. Когда упираешься в стенку - ты на правильном пути. Это некомпетентные рассуждения, когда говорят, что все уже открыто. Что - открыто? Сегодня наши авангардисты овладели палиндромическим стихосложением так, как не снилось никакому Велимиру Хлебникову. У него всего одна поэма-перевертень. А у Елены Кацюбы - уже целый «Палиндромический словарь».

- Маринетти, Маяковский, Хлебников - футургении. Русскому футуризму исполнилось 100 лет. И лет 90 как его официально объявили несуществующим. В действительности же многие футуристические идеи получили развитие в русле авангарда…

- Да, кроме словесных открытий футуристы еще и ускорили саму поэзию. Как раньше исполняли Моцарта? - так слушать уже невозможно - ме-деленно, ме-дленно и пе-чаль-но. То же и с поэзией до футуристов. Сейчас же все ускорилось со страшной силой: клиповая поэзия, клиповое восприятие - и это тоже было предсказано тем же Маринетти. Дальше - развитие словотворчества. Оно было провозглашено, но ведь не реализовано футуристами. Хотя, конечно, у Крученых есть гениальное - «Дыр бул щыл». Но на несколько поэтов наберется всего только несколько стихов. Поэтому могу с гордостью сказать, что у меня есть две поэмы, написанные полностью «преображенным слогом» - «Партант» и «Верфьлием».

- Являясь автором термина «метаметафора», вы в одиночку продолжаете развивать метаметафоризм. Троица Жданов-Парщиков-Еременко отошла в историю. Сегодня олицетворение метаметафоризма - вы сами. Развивать его больше некому да и - не нужно… Направление закрыто?

- Думаю, вы правы: сегодня метаметафора - только я. Метаметафорическое зрение оно не такое уж частое явление. Мне оно органично присуще: я просто так - вижу в поэзии. А все мои эссе - это только «перевод» стихов на обычный язык. В поэме «Бесконечная» я выразил это четырьмя строками: «на обнаженный нерв нанизывая звуки //все глубже чувствую великий диссонанс //и радость возвышения над миром - //Поэзия - вершина бытия».

- Остается спросить, не хотели бы вы вести семинар при Литинституте, если бы вам предложили? Это было бы «историческое возвращение на родину» в новом качестве и после большого фигуративного и внутреннего превращения…

- Ну, разумеется, я бы согласился. Потому что до сих пор остается ощущение, что «век вывихнут». Другое дело, что я ни в коем случае не назвал бы свой семинар «метаметафора» или «ДООС». Просто авторский семинар, как и все другие в Литинституте.

Фото Татьяны Зоммер
Previous post Next post
Up