О книге Алекса Мессуди "Культурная эволюция"

Feb 20, 2020 22:34


В тех случаях, когда объекты культуры - например языки, копии рукописей, варианты сюжетов, каменные топоры и наконечники стрел в раскопках- можно представить как наборы признаков, которые воспроизводятся обычно в неищменном виде, но иногда с искажениями и усовершенствованиями, то для моделирования их эволюции можно использовать математизированные методы филогенетических деревьев, разработанные генетиками для биологической эволюции. Результаты моделей (например индоевропейских языков) в целом подтверждают модели, построенные учеными-гуманитариями с помощью «неформальных методов». Но интереснее всего кейс, когда испытуемым предложили в реальности повторить работу средневековых писцов - друг за другом копировать рукопись средневекового стихотворения. В этом случае у ученых были точные данные о родословном древе всех вариантов текста, а затем они промоделировали развитие текста филогенетическим методом. В целом модель соответствовала реальности, но были и ошибки, которые в основном сводились к тому, что некоторые рукописи были объявлены более поздними и молодыми, чем на самом деле. Как я понимаю, дело тут в том, что модель измеряет возраст объекта количеством мутаций (искажений), а один «умелый» писец может внести столько ошибок, что хватит на два поколения более добросовестных коллег. При этом он «предугадывает» чужие ошибки - поскольку, вообще говоря, ошибки, как правило, не случайны.
Previous post Next post
Up