Итак, что таки мы можем сказать про причинность? Будущее событие либо предопределено причинами либо нет. Причины могут относиться к области прошлых событий , либо нет, либо быть и там и там. Какие варианты получаются:
1) Будущее событие полностью предопределено прошлыми событиями. Лапласовский детерминизм.
2) Будущее событие предопределено некими причинами, но не предшествующими событиями. То есть, причины лежат в некой ненаблюдаемой, потусторонней области. Например, всякое следующее состояние мира творится Богом. Супранатурализм. Будущее становится непредвидимым в той степени, в какой наше познание основано на наблюдаемых событиях. Хотя это тоже железная причинность, но при радикальной когнитивной разнородности причин и следствий: наблюдаемы только следствия.
3) Будущее события беспричинны. Они возникают без всякой связи с предшествующими и мы не можем спросить откуда. Что-то вроде это пропагандировал Бергсон. С точки зрения науки, с точки зрения предвидения варианты 2) и 3) практически неотличимы, но в варианте 2) мы можем хотя бы спекулятивно, метафизически рассуждать о причинах, и кроме того сохраняется хотя и дискредитированная, но до конца неуничтожимая надежда на познание причин через откровение, мистические прозрения и т.д. В варианте 3) даже и этого ничего нет.
4) Сочетания вариантов 1 и 2. На будущие события воздействуют одновременно и влияния прошлых событий, и влияния «высших», невидимых причин, которые «искажают» лапласовский детерминизм. Этот вариант в общих чертах соответствует представлениям о причинности в квантовой механике: конечно, будущее события коррелятивно (вероятностно) связано с прошедшими, но не настолько, чтобы их точно предвидеть.
5) Сочетание вариантов 1 и 3. То есть, вариант 4, но без привлечения Бога (или иных высших причин). Влияния предшествующих события есть, но они искажаются «силами» спонтанного беспричинного возникновения. Может быть, вариант, лучше всего подходящий для «философии квантовой механики».
При этом, поскольку мы никогда не можем составить исчерпывающий перечень наблюдаемых причин, то у нас никогда не будет возможности исчерпывающе различить вариант 1) от вариантов 2) или 3).
P.S. У коллеги А. Болдачева
boldachev сейчас должна войти книга про
«темпоральность» , в которой вроде бы будет объяснено, как новое появляется без участия причинно-следственных цепочек (если я правильно понял). Посмотрим.