Sep 23, 2011 09:01
Умение выделять главное из потока информации или, иначе, обобщать, систематизировать - одно из ключевых элементов успеха любой деятельности. Люди, умеющие правильно расставить акценты в своей деятельности, добиваются куда больше других, вызывают уважение и пользуются авторитетом. Да что говорить! Делать правильные ставки - мечта многих людей на этой планете! :)
Нельзя сказать, что люди делятся на тех, кто это умеет делать и кто не умеет. Главное выделяют все, но расставить акценты (приоритеты) максимально выгодным для дела образом умеют немногие.
Мне видится основной причиной этой проблемы отсутствие понимания для чего осуществляется та или иная деятельность: какая цель на самом деле преследуется?
Вопрос понимания цели и есть основной в умении определять ключевые элементы в потоке информации.
Эту теорию многие знают и пытаются применять, однако опять же мало у кого получается. Дело в том, что каждый из нас преследует в первую очередь свои личные цели, какими бы общественными они не выглядели - это особенность нашей психики. Более того, многие сознательно вроде хотят достичь одной цели, а все действия направлены на другую - это неосознанная цель, которая и определяет истинные стремления! Такой парадокс.
Понять свои неосознанные цели самостоятельно практически невозможно - глаз про себя замылен за много лет жизни так сильно, что не видим мы совершенно очевидное для других! Хорошие и опытные психологи помогают увидеть такие «тайные цели».
Но это я отвлекся. Главное что хотелось бы сказать о целях очень простое: есть личные цели, есть цели организации. Казалось бы чего проще - смотри на цели компании и выделяй в соответствии с ними главное из потока - свои личные цели в плане рабочей деятельности. Но цели компании обычно формулируются в общем виде и на многие годы. В каждый конкретный год, в каждый конкретный месяц или полугодие компания, конечно, преследует кусочек этой цели. Этот кусочек далеко не всегда очевиден людям и не потому, что он редко озвучивается - просто он совершенно не выглядит как кусок основной цели!
Но озвучивать подчиненным такую «тактическую» цель, если использовать термины военных, очень полезно - без нее «боец» (сотрудник) имеет куда больше шансов прийти не туда где основная цель! Да, цели тоже полезно разбивать на части и озвучивать другим людям - без этого они чувствуют себя как слепые котята! На какие конкретно части разбивать и в какой степени делать им декомпозицию, надо решать в каждом конкретном случае. Ведь с другой стороны этой палки - разбиение на такие мелкие куски, что у людей складывается впечатление, что цели все время меняются :).
Еще один важный элемент: не стоит лукавить, многие умеют разбивать цели на части, но большинство разбивает их чисто интуитивно и в результате не могут понятным для других образом сформулировать эту часть цели - как многие интуитивные вещи они, даже, сами ее нечетко осознают! А это все равно что цели нет! Поэтому считаю, что каким бы вы не были интуитивным, надо осознавать свое интуитивное разбиение и искать способы доведения до других. Да, делать это можно не только декомпозицией, но и используя метафоры, афоризмы и т.п. - по сути это удачный интуитивный метод декомпозиции. Есть немало замечательных руководителей, которые в совершенстве владеют этим методом, часто не отдавая себе отчета!
Ищите свой метод! Все равно какой. Главное чтобы он работал!
цель