"Тоталитарные танкисты" и "Либеральные мадьяры". Венгрия. 1956 г. (воспоминания

Nov 27, 2012 16:57

Originally posted by oper_1974 at "Тоталитарные танкисты" и "Либеральные мадьяры". Венгрия. 1956 г. (воспоминания наших танкистов)
   "В Будапеште шла самая настоящая война - такого не было с 1945 года. Против наших бронетранспортеров, имевших в то время открытый верх, в условиях городского боя применялись связки гранат и взрывчатки на шесте. С помощью такого шеста из окна или с крыши спускалась связка гранат или взрывчатка над бронетранспортером - трупы солдат сложно было даже разобрать.
    Благодаря резьбе на гранатах венгерского производства мятежниками изготавливались фугасы из нескольких свинченных гранат, используемых против нашей бронетехники. Множество бронетехники было потеряно именно в Будапеште, за все время операции по всей Венгрии - наверное, сотни единиц. Бои в столице были тяжелыми, кровопролитными. Мятежники были хорошо вооружены, современным оружием. На их сторону перешли венгерские военнослужащие целыми частями - так они получили опытных офицеров, современное вооружение - танки, артиллерию - особенно много было у них зенитных орудий.
    Не немецкие автоматы стреляли в наших солдат - современное вооружение нашего производства, которое поставлялось в Венгрию Советским Союзом в огромных количествах. Вот эти автоматы, орудия, зенитные установки и вели огонь по нашим солдатам, по нашим танкам, бронетранспортерам. С крыш, из окон, подвалов били снайпера. Войска были вынуждены применить авиацию и артиллерию. Местные жители извещались об этом по радио и выходили по специальным коридорам через наши посты. О жертвах среди мирного населения красноречиво говорит впоследствии выпущенная и переизданная у нас "Белая книга", содержащая также фотоматериалы. В ней можно также найти информацию, например, о роли полиции в тех событиях.   Примечательно: в рядах мятежников было большое количество иностранных корреспондентов. Особенно экзотично смотрелись шотландцы в коротких юбках, удивляя наших солдат." - из воспоминаний
Ураков Григория Филипповича ,в то время лейтенанта-мотострелока 57-го гвардейского механизированного полка 17-й дивизии.
+++++++++++++
  "Мы - 32-я гвардейская механизированная дивизия (впоследствии - танковая) 8-й мехармии - были подняты по тревоге 25 октября, прибыли на погрузку в Бердичев, где нас погрузили на эшелон и оттуда - "литером", без остановки - до самого приграничного Берегова. Разгрузились, и сразу же своим ходом идем на Сольнок-Дебрецен-Кечкемет.
  Когда мы двигались по этому маршруту колонной, мы видели страшные картины. Это было что-то ужасающее… Повсюду валяются трупы. Въезжаем в город Дибрицен: в нас бросают взрывпакеты, взрывчатку. То есть народ был действительно дезориентирован, страшно было смотреть на население. Бросали взрывчатку и в Сольноке. Но самую страшную картину мы видели в Дебрецене: там с послевоенного времени стояла наша авиационная часть и как только была объявлена тревога - офицеры убыли в часть, а вот семьи… Над ними местные мракобесы начали всячески издеваться.
   Членов советских семей выбрасывали из окон - жен, детей… Это была страшная, ужасающая картина. Там ужас сколько их погибло - все скрыли. Если бы неделю все это продолжалось - там бы не осталось ни одного живого из семей офицерского состава. Много было разбитых машин.
  Первое время в Венгрии царил самый настоящий бандитизм со стороны этих - не знаю как их и назвать - спровоцированных антигосударственников, противников дружбы с Советским Союзом. Полицейских и видно не было, речи не шло о том, чтобы порядок навести. Криминал царил. Нас, понятно, они боялись - тогда армия на уровне была.
  Но нас не задержали в Дебрецене, так как имели задачу перекрыть путь западным немцам со стороны границы и мы двинулись на Кечкемет. Наш полк был послан в города Бекещаба и Сольнок. В них было страшное брожение народа: к танкам идут, "вы оккупанты", то-другое... Их одурачили, убедили в том, что мы, мол, хотим захватить их, превратить в одну из республик Советского Союза - чего мы только не наслушались. Кричали, что мол, Советский союз эксплуатирует все соцстраны - а на самом деле в СССР жили беднее чем у них. Не даром говорят - победители живут хуже, чем побежденные. Однако, так агрессивно толпа себя вела в первые дни - 29,30,31-го. Что интересно: мы не произвели ни одного выстрела, хотя в это время нас всячески пытались спровоцировать, особенно когда мы одним батальоном стояли в Сентеше.
   Цель у янки была одна: оторвать Венгрию, за Венгрией - Польшу, Румынию, Чехословакию... Все это янки спланировали очень красиво, но реализовать не удалось. Потому как сильное руководство у нас тогда было. Я удивляюсь, во что превратили такую великую и сильную державу, как Советский Союз. Американцы и западногерманцы стояли тогда на границе и готовы были войти, но наши передовые части стояли как раз на границе с ФРГ - танк в танк стояли, метров 150 друг от друга. И.Надь очень надеялся на Западную Германию.   Тогда, в 1956-м могла начаться полномасштабная война. Поэтому, подчеркиваю: в Венгрии была проведена сложная операция." - из воспоминаний Матвея Яковлевича Никитина лейтенанта-танкиста 64-го гвардейского танкового полка 32-й гвардейской механизированной дивизии.
+++++++++++++
  "Насколько я знаю, в Будапеште были самые тяжелые бои. Танки наши не действовали без прикрытия, командиры комбинировали штурмовые группы. По танкам били пушки из подвалов - прошивали наш Т-54. Против бронетранспортеров применялись бутыли с горючей смесью и взрывчатка. Но воевали в столице, по большому счету, лишь неделю - мгновение, учитывая то, что город громадный. Разделен он на две части - Буду и Пеште. Больше пострадала Пеште.
   Не только в столице, но и в провинции были боестолкновения. Впрочем, в открытую они против наших войск не воевали - мы бы их перестреляли, как кроликов, и они это понимали. Поэтому из окон, подвалов гранаты бросали, бутылки с зажигательной смесью. Я свидетельствую лишь о том, что я видел. Мне рассказывали о бое между нашим танковым полком и венгерскими танкистами. Танки у венгров были наши, но старые Т-34. При встрече с нашим тяжелым танком башня "тридцатьчетверки" отлетала метров на тридцать…
   Наш батальон в г. Сольноке занял аэродром с венгерскими МиГами. Начали переговоры - стремились обойтись без кровопролития. Через два дня венгерские военные выбросили белый флаг и сдались.   Примечательно, что самолетов наших мы в небе практически не видели - только вертолеты иногда к нам прилетали. И вот прибыли наши авиамеханики и занялись "трофейными" МиГами. Да, некоторые танкисты покушались на авиационный спирт - осень ведь, холодно, а мы жили и спали в танках. Но начальство про это быстро узнало. Виновных не нашли, поэтому всех нас построили и заставили смотреть, как спирт из бачков тонкой струйкой выпиливается на землю. Но это частный случай. За мародерство наказывали очень строго: под трибунал и в течение двух часов отправляли в Союз.
    Танкистов особенно не любили те, что стреляли в нас: ходят и харкают на танки, а как поймают танкиста - выпустят кишки и повесят. Могучая ненависть у них была к нашим танкистам. Форма у нас особая - вот и примечали, охотились, отлавливали, подкарауливали во время комендантского часа, обстреливали. Раненых наших солдат награждали медалями, как правило - "За отвагу". С нашей дивизии было два Героя Советского Союза - посмертно, сожгли их в танке.
   Магазины не работали - мы разгружали машины, заставляли магазины работать. Ведь жители даже продуктов не могли купить - все стояло, ни магазины, на заводы не работали. Мы даже продовольствие по домам развозили. На заводах также наводили порядок - вплоть до того, что план доводили и заставляли его выполнять. О выполнении плана докладывали коменданту. А то как же иначе? Без нас ничего не обходилось, ничего бы не нормализовалось.
    Как только мы приказ получили, "даванули" их немножко - и сразу все пошло как надо. Правда, все дороги мы им попортили на сто лет вперед - ведь такая лавина танков постоянно перемещается… От Кировоградской области до Будапешта мы добрались за 2 дня. Конев выступал: таких маршев и в период Великой Отечественной не было.
   Под Будапештом мы оказались практически в мгновение. Стоило это и мозолей механикам-водителям, и жертвы были. Помню, в г. Сольноке механик переутомился - уснул прямо на марше и орудием танка въехал в квартиру. Самооткатники повредил, под трибунал хотели отдать, но обошлось. Да, пробил стволом, немного въехал во внутрь… Ночная паника у жильцов была жуткая. Но это несчастный случай: двое суток танкист не спал. Были жертвы и по причине ротозейства местных жителей - так, например, один велосипедист погиб: улочка узкая, а он выехал на танки посмотреть; штанина в педали запуталась или еще что - упал под танк. Это, пожалуй, единственная гражданская жертва на счету нашего полка. Мы стремились не допустить разрушений и стреляли только в ответ на нападение.
   Пока мы были там 4 месяца, то, понятное дело, пытались досуг сделать интересным. Сначала венгерских офицеров в кабаре поили и на танках по домам развозили. Потом охотник у нас заядлый обнаружился, сибиряк. И вот мы вместе на охоту ходили. В Венгрии порядок такой: раз в год охотникам выдается их охотничье оружие на сезон охоты, а потом сдается в полицию на хранение. Вот мы из этого оружия охотились на зайцев - они там стадами бегали. Некоторые из трофейных пистолетов охотились. К стати, в нарушение приказа латыши, литовцы и эстонцы эти пистолеты не сдали и домой увезли. Ну а мы рады были, что живы остались - нам не до пистолетов было.
   Нас многое удивляло в Венгрии: чистота городов, производственная культура, высокие урожаи, выпас свиней беконной породы. В сельский дом зайти приятно, даже в туалет. А у нас туалеты - болезнь всей нашей истории. Колхозов мы не видели - одни сельхозкооперативы: вся земля разделена между крестьянскими хозяйствами паями примерно по 10 гектаров. Крестьянские хозяйства объединяются в сельхозкооперативы и пользуются помощью машинно-тракторных станций (МТС). Венгерские крестьяне нам так и говорили: "Это у вас земли много и вы можете колхозы создавать, а мы всю свою землю перебираем руками". Дома у крестьян добротные, практически в каждом - винный погребок: этому вину 20 лет, этому - 50…" - из воспоминаний Новицкого Леонида Агеевича ефрейтора танкового батальона (в/ч 03600) 30-й армии (Прикарпатский военный округ).




[+12 фото]












Венгрия

Previous post Next post
Up