Про образование. ГМИ. ФИТ. САПР

Jul 19, 2011 17:40


«Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь»Речь пойдет о 5 годах «учебы» в Северо-Кавказском горно-металлургическом институте на кафедре Систем Автоматизированного Проектирования (САПР) Факультета Информационных технологий (ФИТ).

Пишу этот пост потому, что если бы вновь стоял перед выбором куда поступать или что делать после школы, история бы не повторилась, а мой опыт, возможно, кому-нибудь да пригодится. Мнение по большей части критическое, но могу сказать точно, я в нем не одинок.

Если сравнивать с такими сферами как металлургия, строительство, можно сказать, что сфера IT весьма молода и еще не сложились традиции и методы её обучения, хотя возможно этого и не произойдет (сами видите, как быстро все меняется). Практические занятия ведут чаще молодые аспиранты, которые сами только только закончили вуз и чаще являются теоретиками нежели практиками. И это понятно. Толковому специалисту гораздо выгоднее работать в частной фирме и получать в разы больше чем то, что ему может предложить государство.

Нынешнее образование учит безответственности. 15 лет учебы, а результатом являются пометки в журнале, и вся твоя жизнь постоянно где-то там, где-то впереди, после окончания. Учат одному, а в жизни видишь совершенно иное (часто в последнее время слышу эту фразу). Иной раз не учиться, лучше чем знать, потому что не нужно будет решать задачку за весь класс, а потом еще быть виноватым перед кем-то за то, что не помог. Повторюсь, речь идет конкретно о моем опыте.

Помню, в 11 классе ужасно хотелось покончить со школой, сменить обстановку и влиться во что-то более конкретное и практичное. Но после месяца в ГМИ я понял, что это та же самая школа, только еще более нудная. Тогда у меня еще было желание учиться, я ходил на все пары, писал все лекции и верил, что дальше будет интереснее (сейчас не понимаю, как я все это вытерпел), но дальше от этого желания не осталось и следа. За годы студенчества я не только не собрал багаж знаний, но и посеял тот рюкзак, который собрал школе.

«Необходимо учитывать все факторы, воздействующие на систему…» - так нас учили на лекциях по ОТУ (Основы Теории Управления), и я согласен с этим. Только вот при разработке учебной программы явно не подумали об усвояемости (первая пара физра, далее философия и на десерт высшая математика - винегрет в голове готов), востребованности на рынке труда, мотивации студентов и т.д. Сам заведующий кафедрой на вступительном занятии объясняет, что предмет, который мы будем изучать, вряд ли пригодиться вам при трудоустройстве, разве что при дальнейшей научной деятельности, а потом удивляется, почему мы не пишем лекции, опаздываем, списываем, прогуливаем, не хотим сидеть и перебивать код с методички в комп и т.д. Слова другого преподавателя: «Из вас не делают специалистов, вас учат работать с книгой». Но не 5 лет же на это тратить… За пол года можно научиться чему-либо, начать зарабатывать какие-то деньги и чувствовать себя намного увереннее.

Список дисциплин САПР (2006-2011):
  1. Информатика
  2. Алгебра и Геометрия
  3. Культурология
  4. История и культура Северной Осетии
  5. Русский язык и культура речи
  6. Физическая культура
  7. Введение в специальность
  8. Дискретная математика
  9. Математический анализ
  10. Отечественная история
  11. Инженерная графика
  12. Физика
  13. Программирование на языке высокого уровня
  14. Математическая логика
  15. Вычислительная математика
  16. Организация ЭВМ и систем
  17. Иностранный язык
  18. Электротехника и электроника
  19. Операционные системы
  20. Философия
  21. Теория вероятностей и математическая статистика
  22. Лингвистическое и программное обеспечение САПР
  23. Компьютерная графика
  24. Основы теории управления
  25. Базы данных
  26. Языки и среды программирования
  27. Метрология, стандартизация и сертификация
  28. Экономика
  29. Сети ЭВМ и телекоммуникации
  30. Геометрическое моделирование в САПР
  31. Математические основы расчетов на прочность
  32. Политология
  33. Психология и педагогика
  34. Объекты и их свойства в прикладных САПР
  35. Прикладные пакеты прочностного анализа (CAE-системы)
  36. Разработка и дизайн Web-сайтов предприятий
  37. Экология
  38. Механика
  39. Модели и методы анализа проектных решений
  40. Организация и планирование производства
  41. Социология
  42. Правоведение
  43. Безопасность жизнедеятельности
  44. Интеллектуальные подсистемы САПР
  45. Методы и средства защиты компьютерной информации
  46. Промышленная логистика
  47. Автоматизация конструкторского и технологического проектирования
  48. Архитектурно-строительные САПР
  49. Разработка САПР
  50. Геоинформационные системы
  51. САПР инженерных сетей зданий
В этом списке я не вижу целостности и логики. Человек не может и не должен быть специалистом в столь обширном спектре направлений.

Другой пример. Две недели практики с лопатой в руках - две лучших недели в гми. Я уставал физически, но хотя бы видел результат своих стараний, в отличии остальных дней, когда приходил, исписывал пару листиков и возвращался домой утомленным, не получив никакого удовлетворения. И само по себе вот это переписывание лекций с одного листка на другой на факультете информационных технологий. И это не единственная абсурдная ситуация. «Снимите куртки, а то вдруг Баликоев (начальник) зайдет» (зимой), одевайте носки - «на босую ногу» запрещено (летом). На одном рейтинге стало совсем смешно, когда преподаватель вышел из аудитории и абсолютно все на радостях достали шпоры. Тут он вернулся, все и вся зашелестело, он с умным видом поставил «списал» одному и без того двоечнику. Нельзя же ударить в грязь лицом.

Отношения между студентами и преподавателями это особая тема. Как человек с человеком тут нельзя, видите ли «соблюдайте субординацию». Некоторые с первых же пар начинают набивать себе цену, рассказывая сколько раз придется за ними бегать. Хотя были и есть преподаватели, с которыми всегда было легко и просто. Они не строят из себя авторитетов, и при этом их уважают и ценят.

Несколько советов для первокурсников:
  • Дружите со старшими курсами
  • Сначала ты работаешь на зачетку, потом зачетка работает на тебя, т.е. как покажешь себя в первые годы, так тебя и будут оценивать в дальнейшем.
  • Оценка зависит не от дисциплины, а от ведущего её преподавателя и его требований. Именно поэтому студенты произносят не название предмета, а фамилию ведущего его преподавателя.
  • Большинство преподавателей, как и большинство людей, предпочитают красивую ложь, нежели суровую правду, поэтому далеко не всегда нужно делать (можете вдобавок остаться в минусе), можно создавать вид делания.
  • Не спорьте с преподавателями или красиво проигрывайте.
  • Студвесна дает некие привилегии

Что бы я предложил изменить в системе образования:
  • Заменить крупные университеты небольшими узкоспециализированными учебными центрами, непосредственно связанными с работодателями, обучающими людей под конкретные задачи в сжатые сроки. Работодатель напрямую заинтересован в хорошем специалисте, в отличие от преподавателя, и за «вознаграждение» он оценку не поставит.
  • Сократить школьную программу. Ничего не имею против химии, физики и т.д. но незнание этих предметов не смертельно. А вот сумбур в голове это плохо. Если же ученик связывает с ними своё будущее, то, пожалуйста.
  • Устраивать больше оплачиваемых практик на предприятиях. И вообще больше практики, меньше теории.

Выводы:Если вы решили стать «компьютерщиком», то не рекомендую поступать на ФИТ. Советую дружить с интернетом, учить английский (множество информации находится на англоязычных ресурсах) и русский (умение общаться и договариваться играет одну из решающих ролей в жизни), искать тематические форумы, качать электронные книги, дружить с практикующими айтишниками. Все мои знакомые «работающие» однокурсники именно так и учились.
По большому счету неважно куда вы поступите, высшее образование это самообразование. Важно как вы себя проявите и зарекомендуете, как будете стараться и работать над собой.

Было бы конечно здорово еще выложить с десяток фотографий вуза-парка ГМИ, но студенты большую часть времени проводят в аудиториях и где-то на лестничных пролетах. Благо ФИТ переехал в отремонтированный корпус №1, где на этаже не пахнет смесью туалета, табака и сгоревшей электротехники, как это было в корпусе №5.

P.S. Турник в гми замечательный.

А вот тот кто следит за ним, за газонами и другими хоз. делами:



образование, итоги

Previous post Next post
Up