Что такое "Летние школы" - общие мысли

Mar 13, 2016 20:13


Мы много лет работаем над тем, чтобы создавать интересный досуг своим детям летом: то в Семейном лагере, то у себя на даче. Там, где собирается хорошая компания родителей-единомышленников, это сделать не сложно. То один родитель с детьми позанимается, то другой. Но наши городские дети нередко перегружены и пресыщены информацией и занятиями, им такое не в диковинку. Несколько лет назад появилась мысль поделиться своими умениями - сделать такую школу не только для своих детей, а ещё и для тех, кто не имеет возможности далеко поехать, у кого нет в течение года массы кружков по интересам... Из таких размышлений родилась идея волонтёрского движения по работе с детьми.

Ещё имелась всегда одна проблема: волонтёры ежегодно работают на разнообразных памятниках архитектуры - и на Русском Севере, и в других местах... Но работа волонтёрская, хоть и не квалифицированная, но достаточно тяжёлая - не все могут с нею справиться. Выход всегда был один - просто не ехать, раз нет сил и здоровья. Кружковая деятельность силами добровольцев эту проблему решает! Оказываются нужны те, кто может рукодельничать, играть в игры, рисовать, играть на музыкальных инструментах, кто может с радостью заниматься с детьми, хотя и не может таскать кирпичи!
С виду всё кажется просто. На практике труднее. Движение волонтёрское, значит построено на принципе полной добровольности труда, и исключительно самовложения, без возмещения затрат. Поскольку никакого фонда нет, то волонтёр должен:
- сам доехать до места назначения
- сам обустроить свой быт
- сам привезти себе минимальный туристический набор (пенка, спальник, миска, ложка)
- сам придумать программу и провести занятия
- сам закупить и привезти с собой материалы для этих занятий.
Принимающая сторона, к сожалению, мало чем может помочь...
- обычно выделяется помещение под занятия (отапливаемое или не очень, со столом и стульями, с электричеством)
- иногда могут предоставить место для проживания (но не всегда).
Весь этот список звучит несколько удручающе. Впрочем, как и всё, что касается памятников культуры, там ведь тоже всё плохо. Но из года в год волонтёры перебирают за свой счёт гниющие венцы, перекрывают текущие крыши, выносят горы мусора... Но насколько детские сердца важнее памятников! Мы можем восстановить все памятники, но для кого, если в деревнях скоро не останется жителей? Культура она во всем: в культуре песни, культуре игры, культуре речи, в изобразительном искусстве... Нельзя рассматривать памятник культуры как нечто отдельное от народа.
Ещё есть странная вещь: много лет фолклористы и исследователи ездили по деревням, собирали фолклор. Знаете, у меня есть ощущение, что вся эта культурная интеллигенция как бы высосала культуру из её среды. Сейчас в городах проходят прекрасные фолклорные фестивали, праздники, вечорки, куча фолклорных коллективов хорошего качества! А в это же время идёшь по глухой деревне в Архангельских лесах, и - тишина! Ни гармошки, ни балалайки, ни песни не звучит! Иногда где-то радио орёт, и по субботам деревня оглашается звуками дискотеки. Дети играть в народные игры не умеют! Зачем мы храним эту культуру в городских "сундуках"? Не пора ли проветрить её, да и себя заодно?
Поэтому, не смотря на огромные трудности, мы приглашаем всех, кому интересна идея проведения кружковой работы в полевых условиях! Ограничений по возрасту нет. Можно поехать семьёй с детьми. Очень нужны люди с опытом "Семейных лагерей". Очень нужны педагоги-дефектологи, логопеды, педагоги любой специальности и уровня. Самое главное, нужны те, кто готов с радостью проводить время с чужими детьми!
Есть ещё одна сложность такой работы: Приезжая, мы внедряемся в некоторый культурный пласт местного населения, со своими обычаями, со своими традициями и устоями. Это накладывает на нашу работу оттенок крайней деликатности. Мы-то уедем, а люди там останутся. Какой след мы оставим в их сердцах? Сможем ли мы оказаться полезными? Хватит ли в нас такта, чтобы никого не обидеть и не задеть своими умениями и образованностью?  На ближайшее лето есть три места, в которых хочется организовать Летние школы. Во всех есть памятники архитектуры, магазин, речка, лес и дети: от 20 до 50 человек. Подробнее о каждом вскоре напишу.

волонтёры, Север, бредовая идея, Летние школы, занятия с детьми

Previous post Next post
Up