В комментариях на вчерашний постинг про
"Петлевой тоннель" был задан ряд вопросов. По мере их прочтения. я пришел к выводу, что проще в нескольких словах рассказать, что такое Северомуйский обход в целом и таким образом внести ясность.
Северомуйский обход был построен в 1989 году (начало строительства 1985 год)для того, чтоб замкнуть БАМ до окончания строительства Северомуйского тоннеля.
Тоннель к тому времени уже строился, но было уже понятно, что изначальные сроки его пуска выдержать не получится. Сложности, с которыми столкнулись при строительстве этого тоннеля, длинной 15343 метра, действительно не имели аналогов в мире.
Но вернемся к обходу. Для начала покажу его схему и продольный профиль (кликабельно)
Обход отмыкает от станции Ангаракан и примыкает к разъезду Казанкан.
Руководяший уклон принят 18 тысячных (это овердох-я, нормальные руководящие уклоны 9-11 тысячных). Максимальный уклон достигает 26 тысячных. Протяженность обхода 57 км. Из них 36,2 км находится в кривых. При этом кривые имеют малый радиус 270-300 м, что обусловлено необходимостью вписаться в рельеф. Перепады высот можете посмотреть на профиле.
На обходе обустроено три раздельных пункта. Осыпной, Перевал и Горячий ключ, для которых ровных площадок не нашлось. Осыпной и Перевал расположены на уклоне 3,5 тысячных, Горячий ключ на уклоне 11-13 тысячных.
На обходе пришлось сделать два тоннеля. По мимо "Петлевого", про который я рассказывал в предыдущем постинге, есть еше один тоннель длинной 0,75 км.
на следующей фотографии видено на какой рельеф выходит этот тоннель
Земляное полотно обхода обусловлено тем, что по существу это подходы к перевалу (седловине) Северомуйского хребта. Высокие насыпи, глубокие выемки, полувыемки с дренажами и галереями. В том числе противолавинными
Общая протяженность мостов на обходе 2241,58 м.
Вот на этой фотографии видно пересечение Северомуйского тоннеля и Северомуйского обхода.
Мост, который вы видите над порталом тоннеля, как раз принадлежит обходу.
Надеюсь я ответил на все вопросы.
Еще пару слов добавлю про "короткий обход", который существовал на период строительства тоннеля, до ввода в эксплуатацию Северомуйского обхода.
Он имел уклон 40 тысячных и был предназначен в первую очередь для перевозки грузов для строительства. При таком уклоне локомотив может тащить за собой 2-3 вагона, не больше. Обход был в последствии разобран и от него почти ничего не осталось. Только станция Перевал (там два обхода сходились в одну точку) и вот этот тоннельчик
Внизу видны рельсы существующего обхода, а короткий обход проходил поверху, пересекая существующей. Сейчас остатками насыпи короткого обхода пользуются в качестве автодороги, для подъезда бригад, обслуживающих обход.